Досрочные чемпионы, не выигравшие в этом статусе ни одной гонки

15.01.2016 12:19

Досрочные чемпионы, не выигравшие в этом статусе ни одной гонки.

 

Данная статья представлена в виде рейтинга, в зависимости от тех результатов, которых условно неудачливые досрочные чемпионы добивались в гонках, проведённых в таком почётном и высоком статусе.

 

Но сначала о двух досрочных чемпионах, стоящих вне рейтинга, ибо им ни разу не пришлось выйти на старт гонки в таком статусе.

С каждым из этих случаев связана одна из трагических страниц истории Ф1.

Фил Хилл стал чемпионом за один этап до окончания чемпионата мира 1961 года лишь потому, что его единственный соперник в ЛЗ, он же партнёр по команде «Феррари», Вольфганг фон Трипс погиб в ходе предпоследнего этапа в Монце в ужасной аварии, унёсшей жизни ещё четырнадцати зрителей. На последний этап в США команда «Феррари», по официальной версии в знак траура по погибшему пилоту, не поехала, и выступить перед соотечественниками в ранге досрочного чемпиона мира Филу Хиллу не довелось.

На фото слева «Феррари» Вольфганга фон Трипса (стартовый номер «4») вылетает с трассы. До трагедии остаются считанные мгновения. На переднем плане Фил Хилл («Феррари», стартовый номер «2»), лидирующий в гонке. На фото справа финиш победителя гонки Фила Хилла, ставшего благодаря этой победе чемпионом мира. Досрочным, учитывая гибель единственного конкурента.

На фото слева «Феррари» Вольфганга фон Трипса (стартовый номер «4») вылетает с трассы. До трагедии остаются считанные мгновения. На переднем плане Фил Хилл («Феррари», стартовый номер «2»), лидирующий в гонке. На фото справа финиш победителя гонки Фила Хилла, ставшего благодаря этой победе чемпионом мира. Досрочным, учитывая гибель единственного конкурента.

 

Ну а Йохен Риндт незримо присутствовал в паддоке Ф1 на последнем Гран-При сезона 1970 года в Мексике в качестве посмертного досрочного чемпиона мира.

На фото справа трагедия в Монце 5 сентября 1970 года. Йохен Риндт только что погиб в аварии по ходу квалификационных заездов. На фото слева старт Гран-При Мексики - гонки без чемпиона и без претендентов на титул.

На фото слева трагедия в Монце 5 сентября 1970 года. Йохен Риндт только что погиб в аварии по ходу квалификационных заездов. На фото справа старт Гран-При Мексики 25 октября 1970 года - гонки без чемпиона и без претендентов на титул.

 

Ну а теперь об оставшихся условно неудачливых восьми досрочных чемпионах (в порядке возрастания результатаов)

 

8. Нельсон Пике-старший.

Число досрочных титулов: 1 (1987 год). Число Гран-При в статусе досрочного чемпиона: 2. Лучший результат: 15-е место (не финишировал, но классифицирован).

 

Досрочно за два этапа до конца сезона Нельсон стал чемпионом только благодаря своему партнёру по «Уильямс-Хонда» Найджелу Мэнселлу, получившему травму в тренировочных заездах перед предпоследним этапом в Японии и пропустившему из-за этой травмы обе последних гонки сезона.

До этого Нельсон в одиннадцати гонках подряд добирался до финиша, десять раз на подиуме. Именно такая стабильность и стала залогом его преимущества над Мэнселлом, несмотря на меньшее число побед в гонках (три против шести).

Но оба последних этапа выдались для Нельсона очень неудачными. По ходу Гран-При Японии двигатель на его болиде не выдавал всей мощности из-за чего Пике-старший оказался лишён шанса побороться за победу, в завершающей части гонки шёл лишь на четвёртом месте и, в конце концов, из-за отказа двигателя выбыл за пять кругов до финиша, что принесло лишь пятнадцатое место в итоговом протоколе гонки. На последнем этапе в Австралии у Нельсона ещё в первой половине гонки возникли проблемы с тормозами, отбросившие его далеко назад от лидеров, после чего последовал сход из-за отказа коробки передач.

Нельсон Пике-старший стал в 1987 году самым условно неудачливым досрочным чемпионом мира.

Нельсон Пике-старший стал в 1987 году самым условно неудачливым досрочным чемпионом мира.

 

7. Эмерсон Фиттипальди.

Число досрочных титулов: 1 (1972 год). Число Гран-При в статусе досрочного чемпиона: 2. Лучший результат: 11-е место (-2 круга).

 

Досрочное получение Эмерсоном Фиттипальди титула в 1972 году произошло по делу и вполне отображало то преимущество, которое имела команда «Лотус» и её лидер над соперниками по ходу сезона. В первой своей гонке в качестве досрочного чемпиона Эмерсон ещё демонстрировал заряженность на борьбу. Не слишком удачно стартовав, первый бразильский чемпион постепенно выбрался на третье место и вступил в борьбу за вторую позицию с Питером Ревсоном из «МакЛарен». Но всё закончилось столкновением. Ревсон второго места не потерял, а лишь немного больше отстал от лидера, а вот Фиттипальди пришлось заезжать за новым носовым обтекателем. В конце гонки у Эмерсона возникли ещё и проблемы с коробкой передач. В результате финиш в двух кругах от лидера на далёком одиннадцатом месте.

В последней гонке сезона в США Фиттипальди в самом начале гонки получил медленный прокол и после посещения боксов откатился в самый хвост пелетона. А ещё через десять кругов бразилец сошёл с дистанции. По официальной версии из-за проблем с подвеской, по неофициальной из-за проблем с мотивацией продолжать гонку.

Эмерсон Фиттипальди подвергся в конце сезона 1972 года серьёзному моральному испытанию. Всякий раз, выходя на старт гонок в ранге досрочного чемпиона, он по той или иной причине оставался без шансов на хороший результат.

Эмерсон Фиттипальди подвергся в конце сезона 1972 года серьёзному моральному испытанию. Всякий раз, выходя на старт гонок в ранге досрочного чемпиона, он по той или иной причине оставался без шансов на хороший результат.

 

6. Марио Андретти.

Число досрочных титулов: 1 (1978 год). Число Гран-При в статусе досрочного чемпиона: 2. Лучший результат: 10-е место (-1 круг).

 

Досрочная коронация Марио стала более досрочной из-за ещё одной трагической страницы в истории Ф1, а именно, из-за смерти партнёра по команде «Лотус» Ронни Петерсона, последовавшей на следующий день после аварии, в которую швед угодил на Гран-При Италии.

В первой своей гонке в ранге досрочного чемпиона Марио был единственным представителем команды «Лотус» на стартовой решётке (место Ронни не отдали на тот момент никому). После старта с поула и уверенного лидирования на первых кругах, у Марио начались проблемы с двигателем, сначала приведшие к падению темпа и потере нескольких позиций, а чуть позже к сходу.

В заключительной гонке сезона у Марио появился новый партнёр Жан-Пьер Жарье, который и стал одним из главных действующих лиц уикенда. Марио же ушёл в туман. Стартовав с непривычно низкой стартовой позиции, Марио уже на первых кругах гонки в глубине очковой зоны столкнулся с пилотом «Брэбэм» Джоном Уотсоном, посетил боксы для ликвидации последствий столкновения на своём болиде и добрался до финиша с круговым отставанием от лидеров на десятом месте итогового протокола гонки.

Для Марио Андретти (на фото слева) полоса невезения в гонках началась после смерти партнёра по команде Ронни Петерсона (на фото справа). Правда, сам факт смерти Ронни сделал Марио досрочным чемпионом.

Для Марио Андретти (на фото слева) полоса невезения в гонках началась после смерти партнёра по команде Ронни Петерсона (на фото справа). Правда, сам факт смерти Ронни сделал Марио досрочным чемпионом.

 

5. Джоди Шектер.

Число досрочных титулов: 1 (1979 год). Число Гран-При в статусе досрочного чемпиона: 2. Лучший результат: 4-е место (-1 круг).

 

Благодаря мощной поддержке команды, Джоди оформил чемпионский титул в составе «Феррари» перед лицом итальянских болельщиков в Монце. После того как титул в ЛЗ был гарантирован, команда переключилась на поддержку второго пилота Скудерии тех лет Жиля Вильнева. Результатом для Джоди стали две провальные квалификации. В Канаде для Шектера нормально подготовили болид лишь под занавес субботней квалификации, но чемпион попал в квалификационный трафик (когда под занавес второго квалификационного дня все выезжали на свои решающие попытки, создавая разношерстную по скорости квалификационную толпу). А в США (в Уоткинс Гленн) второй квалификационный день прошёл под дождём и шансов улучшить свой пятничный результат (в середине второго десятка стартового поля), показанный на наспех подготовленном болиде у Джоди не было вовсе. В обеих гонках плохие квалификационные результаты аукнулись досрочному чемпиону. В каждой гонке он был вынужден в агрессивной манере пробиваться на высокие позиции, что привело к повышенному износу шин. В Канаде Джоди сумел финишировать четвёртым, с круговым отставанием от лидера, а в США одна из шин на его болиде взорвалась, и Шектер сошёл с дистанции, пробившись к моменту схода на второе текущее место в гонке.

Старт Гран-При США в Уотктнс-Гленн. Жиль Вильнев, на поддержку которого переориентировалась команда после обеспечения титула Джоди Шектеру, захватывает лидерство со старта гонки. Справа, в глубине пелетона, виден и алый болид Шектера. Далёкая стартовая позиция досрочного чемпиона мира - следствие подготовки его машины к квалификационным заездам по остаточному принципу.

Старт Гран-При США в Уотктнс-Гленн. Жиль Вильнев, на поддержку которого переориентировалась команда после обеспечения титула Джоди Шектеру, захватывает лидерство со старта гонки. Справа, в глубине пелетона, виден и алый болид Шектера. Далёкая стартовая позиция досрочного чемпиона мира - следствие подготовки его машины к квалификационным заездам по остаточному принципу.

 

4. Дженсон Баттон.

Число досрочных титулов: 1 (2009 год). Число Гран-При в статусе досрочного чемпиона: 1. Лучший результат: 3-е место.

 

Судьба уготовила Дженсону всего один Гран-При в ранге досрочного чемпиона мира, но некоторым чемпионам она не предоставила даже этого.

Изо всех досрочных чемпионов, сумевших по итогам гонок в новом статусе приехать хоть один раз на подиум, Дженсон занимает самое скромное место в данном рейтинге, но тому есть вполне объективные причины. Команда «Браун», за которую выступал в своём чемпионском сезоне Дженсон, на финише чемпионата являлась фактически третьей по силе командой после «Ред Булл» и «МакЛарен». Так что итоговое третье место в Абу-Даби в завершающем Гран-При сезона, сразу же за пилотами набравшей поистине чемпионский ход команды «Ред Булл», да ещё с учётом схода Льюиса Хэмилтона из-за технических проблем на его «МакЛарен», стало для Дженсона объективным потолком возможностей. И то, что Дженсон этого потолка достиг, только подтвердило не случайность его успеха по итогам всего сезона.

Подиум Гран-При Абу-Даби 2009 года. Мир Ф1 начинает привыкать к пилотам «Ред Булл» на подиуме, а присутствие на третьей ступени досрочного чемпиона Баттона - следствие благоприятного для Дженсона стечения обстоятельств.

Подиум Гран-При Абу-Даби 2009 года. Мир Ф1 начинает привыкать к пилотам «Ред Булл» на подиуме, а присутствие на третьей ступени досрочного чемпиона Баттона - следствие благоприятного для Дженсона стечения обстоятельств.

 

3. Джек Брэбэм.

Число досрочных титулов: 2 (1960, 1966 годы). Число Гран-При в статусе досрочного чемпиона: 3. Лучший результат: 2-е место.

 

На Гран-При США в Риверсайде, заключительной гонке сезона 1960 года, досрочный чемпион мира Джек Брэбэм привычно захватил лидерство на первых кругах гонки, но из-за проблем с попаданием топлива в выхлопную систему, вынужден был два раза подряд заехать в боксы, откатившись далеко назад в текущем протоколе гонки. Но «Купер-Клаймакс» был в том сезоне действительно хорош. И Джек до конца гонки смог выбраться из подвала протокола на четвёртое итоговое место, большинство позиций отыграв в соперничестве на трассе, а не благодаря сходам конкурентов. И хоть было это четвёртое место в круге позади лидеров, стыдиться такого результата Джеку было нечего, а вот гордиться - вполне.

В 1966 году Джек стал чемпионом за два этапа до конца чемпионата, выступая в составе собственной команды на болиде собственного имени. В статусе досрочного чемпиона он к исходу половины Гран-При США (в Уоткинс-Гленн) лидировал перед Джимом Кларком на «Лотус». Но двигатель «Репко», которым оснащались в то время болиды «Брэбэм», не выдержал накала борьбы и отказал. А в Мексике Джек опять проявил себя во всём блеске, но так бывает даже с чемпионами, что кто-то другой на протяжении всего гоночного уикенда выглядит лучше. Так произошло и на этот раз. Гран-При Мексики стал бенефисом Джона Сертиза на «Купер-Мазерати». Досрочный чемпион мира ничего не мог с этим поделать и финишировал в гонке лишь на втором месте, хоть и проиграл победителю относительно немного (меньше восьми секунд).

Джон Сертиз («Купер», стартовый номер «7») лидирует в заключительной гонке сезона 1966 года перед досрочным чемпионом мира Джеком Брэбэмом («Брэбэм», стартовый номер «5»).

Джон Сертиз («Купер», стартовый номер «7») лидирует в заключительной гонке сезона 1966 года перед досрочным чемпионом мира Джеком Брэбэмом («Брэбэм», стартовый номер «5»).

 

2. Ален Прост.

Число досрочных титулов: 3 (1985, 1989, 1993 годы). Число Гран-При в статусе досрочного чемпиона: 5. Лучший результат: 2-е место (два раза).

 

Ален Прост, выступающий за «МакЛарен», обеспечил себе первый титул чемпиона за два этапа до окончания сезона 1985 года за счёт огромных проблем с надёжностью, поразивших во второй части чемпионата команду «Феррари» и её лидера Микеле Альборето, до поры до времени успешно сражавшегося с Простом за первую строчку в ЛЗ. Но самой быстрой машиной в завершающей части чемпионата располагала команда «Уильямс», болиды которой оснащались моторами «Хонда». Поэтому рассчитывать на победы в последних гонках сезона Прост мог только в случае проблем у более быстрых конкурентов. В Южной Африке Ален занял третье место за парой пилотов «Уильямс», а попытка навязать борьбу хотя бы за второе место закончилась перерасходом топлива, из-за чего досрочному чемпиону пришлось настолько медленно проехать последний круг гонки, что ему этот круг в итоге аннулировали, что не помешало французу сохранить третье место. А в Австралии Прост сошёл из-за отказа двигателя в тот момент, когда объективно уступал триумфатору предыдущей гонки Кейо Росбергу и Айртону Сенне из «Лотус».

Гран-При Австралии, завершающий сезон 1989 года, был следующей гонкой после знаменитой Сузуки, на которой произошло столкновение партнёров по «МакЛарен» Проста и Сенны, закончившееся дисквалификацией бразильца и коронацией француза. После тех событий Прост, по сути, просто отбывал номер в ставшей чужой команде. Поэтому, когда в Австралии из-за массовой аварии на первом круге, вследствие плохих погодных условий, первый старт был отменён, на повторный старт Прост выйти отказался. Так была подведена черта сотрудничеству француза с командой, в которой он взял три титула чемпиона.

В 1993 году Прост в третий раз за карьеру решил все свои турнирные задачи досрочно, за два этапа до конца сезона. После чего в обеих гонках, скорее по личным, нежели по спортивным причинам, не пожелал создавать конкуренцию Айртону Сенне на «МакЛарен-Форд Косворт», оба раза отпустив бразильца в комфортный отрыв в районе десяти секунд.

Старт Гран-При Австралии 1993 года. Айртон Сенна («Мак-Ларен», стартовый номер «8») стартует с воистину героического поула. За его спиной два теоретически непобедимых «Уильямс». Но если отставание Дэймона Хилла (на фото сразу за «МакЛарен» Сенны) в заключительной стадии гонки было вызвано значительной временной потерей при развороте болида, то Ален Прост («Уильямс», стартовый номер «2») не оказал никакого сопротивления Айртону без видимых объективных причин. Эти причины были, скорее всего, субъективными и носили личный характер.

Старт Гран-При Австралии 1993 года. Айртон Сенна («Мак-Ларен», стартовый номер «8») стартует с воистину героического поула. За его спиной два теоретически непобедимых «Уильямс». Но если отставание Дэймона Хилла (на фото сразу за «МакЛарен» Сенны) в заключительной стадии гонки было вызвано значительной временной потерей при развороте болида, то Ален Прост («Уильямс», стартовый номер «2») не оказал никакого сопротивления Айртону без видимых объективных причин. Эти причины были, скорее всего, субъективными и носили личный характер.

 

1. Льюис Хэмилтон.

Число досрочных титулов: 1 (2015 год). Число Гран-При в статусе досрочного чемпиона: 3. Лучший результат: 2-е место (три раза).

 

О самом свежем досрочном чемпионе нет смысла писать подробно. Льюис возглавил рейтинг тех пилотов Ф1, кто в ранге досрочного чемпиона мира не смог выиграть ни одной гонки. Причина отсутствия побед у Льюиса в статусе досрочного чемпиона мира, вероятно, комплексная. И всё это довольно активно и подробно обсуждалось на Портале, так что, наверное, уже набило оскомину. В числе основных причин: не совсем понятное исчезновение чувства «полного слияния с машиной», причём ещё даже до оформления досрочного чемпионства, а ещё вполне понятное некоторое снижение мотивации, а значит и боевитости, а также негласное ограничение команды на междуусобную борьбу своих пилотов на трассе и нежелание менять пилотов местами за счёт разных стратегий (чтоб не получить лишнюю порцию внешней критики).

Фото с заключительной гонки сезона 2015 года в Абу-Даби. Может быть Льюис Хэмилтон и выглядит на этом кадре размыто на фоне победителя трёх заключительных гонок сезона Нико Росберга. Но Росбергу гонки в ранге досрочного чемпиона могут только сниться, а Льюис, благодаря упорному разглядыванию спины партнёра, возглавил рейтинг условно неудачливых досрочных чемпионов мира.

Фото с заключительной гонки сезона 2015 года в Абу-Даби. Может быть Льюис Хэмилтон и выглядит на этом кадре размыто на фоне победителя трёх заключительных гонок сезона Нико Росберга. Но Росбергу гонки в ранге досрочного чемпиона могут только сниться, а Льюис, благодаря упорному разглядыванию спины партнёра, возглавил рейтинг условно неудачливых досрочных чемпионов мира.

 

P.S. Если Льюис ещё хотя бы одну гонку в будущих сезонах проведёт в ранге досрочного чемпиона и выиграет эту гонку, то, благодаря обилию вторых мест, сразу встанет на шестую строчку рейтинга тех досрочных чемпионов, кто в указанном статусе добивался побед в гонках. Но это отдельный рейтинг. И, по мере готовности, этому рейтингу будет посвящена отдельная статья, пока ещё без учёта Льюиса )))

 

Автор статьи: ROMAN grosjean (январь 2016 года)

5 Отзывов