Ромен Грожан: Я считаю, что сделал правильный выбор

17.12.2015 09:26

 

После окончания сезона Ромен Грожан впервые в карьере в Формуле 1 сменил команду. В интервью бельгийскому сайту F1i.com он подвел итоги выступлений в Lotus, а также рассказал об ожиданиях от работы Haas F1.

Вопрос: Команда из Энстоуна была для вас домом на протяжении всей вашей карьеры в Формуле 1, поговорим об этом. Какие у вас самые приятные воспоминания о ней?
Ромен Грожан: Лучшие воспоминания… Первый раз я приехал в Энстоун в сентябре 2005-го, так что, надеюсь, вы никуда не торопитесь. Прошло более 10 лет. Тогда я был участником молодежной программы Renault и ни слова не знал по-английски. В техническом центре я встретил сотрудников, ни слова не знавших по-французски, так что это было довольно интересное время! Я прогрессировал и впервые сел за руль R27 в 2008 году – накануне этапа Мировой серии Renault в Сильверстоуне, где я должен был участвовать в шоу. Тогда я открыл для себя машину Формулы 1, и это навсегда останется в моей памяти.

Мне запомнились и первый подиум в Бахрейне в 2012-м, и первая серьезная авария в Формуле 1… Я не раз поднимался на подиум, помню мой первый опыт лидирования в Японии в 2013-м: после первого поворота я ехал первым и думал: «Вот это здорово!». Кроме того, в этом году мне запомнился подиум в Спа, можно сказать, я отмечал его с местнымисудебными приставами. В общем, были и успехи, и неудачи.

Вопрос: Расскажите о неудачах. Что стало для вас уроком?
Ромен Грожан: Одной из них конечно стала гонка в Спа 2012 года, точнее ее начало... Но самым неприятным моментом стал этап в Японии в том же сезоне. Я считаю, что это была моя главная ошибка – она подействовала на меня гораздо больше, чем остальные. Это были неудачи. К ним можно добавить и весь сезон 2014 года.

С другой стороны, вместе с командой после крайне неудачного года мы вернулись в борьбу, построив в 2015-м отличную в своей основе Е23. У нас не было новинок, но мы всё равно проходили в финал квалификации и добивались отличных результатов, в частности, я поднялся на подиум в Спа. Итак, неудачи были, но вы делаете из них выводы и становитесь сильнее.

Вопрос: Вы упомянули Гран При Японии 2012 года, и тогда всем запомнились комментарии Марка Уэббера. Казалось, что вы очень расстроились после той гонки… (*см. внизу)
Ромен Грожан: Он пришёл в нашу команду, накричал, много шумел и громко хлопнул дверью: спросите девушек, которые тогда были в гостевой зоне Lotus, они очень испугались. Всем казалось, что он меня побьет, и я сам об этом подумал, но он этого не сделал. Тяжёлая была гонка.

Хуже всего было возвращение на стартовую решетку на следующем Гран При – это нелегко после такой ситуации и таких слов в мой адрес, хотя они и были вполне заслуженными. Мне потребовалось мужество, но я прошёл через это и стал сильнее.

Вопрос: Вы говорите, что многое пережили с этой командой. Тяжело ли с ней расставаться?
Ромен Грожан: Да, очень тяжело, особенно, когда знаешь команду и за эти годы со многими подружился. Расставание было эмоциональным, но с другой стороны, мне кажется, переход в Haas F1 – правильный шаг для моей карьеры, очень интересный вызов, и думаю, это лучшее, что я могу сделать.

Вопрос: Раз речь зашла о новом вызове, что вас больше всего привлекло в Haas F1?
Ромен Грожан: Их подход к Формуле 1. То, как Haas F1 пришли в чемпионат. Они не торопились. Они могли сразу пригласить рентадрайвера, но не стали этого делать. В Haas F1 хотели подольше подождать, рассказать о проекте и получить опытного гонщика. Теперь у них два профессионала с опытом работы в Ф1.

Они очень мудро использовали партнерство с Ferrari и уже целый год без ограничений отработали в аэродинамической трубе. В их проекте много привлекательных аспектов. Я встречался с Гюнтером Штайнером и Джином Хаасом – оба мне понравились. Всё было сделано за полторы недели.

 

 

Вопрос: В команде высокие ожидания. Джин Хаас верит, что шасси Haas F1 окажется лучше Ferrari, поскольку его команда использует другой подход. Вы его видели?
Ромен Грожан: Перед подписанием контракта я видел немного – гораздо больше информации я получил после того, как стал гонщиком этой команды. Мне кажется, это хороший подход. Ferrari – это Ferrari, и конечно я не думаю, что мы их опередим – не надо преувеличивать! Но мне кажется, наше шасси может оказаться на удивление хорошим.

Вопрос: Вы упомянули Ferrari. Возможность приблизиться к этой команде – один из тех аспектов, что вас привлекли в Haas?
Ромен Грожан: Конечно, все мечтают о Ferrari. Это самая большая команда в Формуле 1, и мне кажется все, кто работает в чемпионате – гонщики, механики, инженеры – хотели бы когда-нибудь выступать в Ferrari. Возможно, я стану на шаг ближе, чем сейчас.

Но дело скорее в партнерстве, в том, что мы будем использовать их аэродинамическую трубу и симулятор, а также в том, что мы покупаем их руль, силовую установку, коробку передач – всё, что сложнее всего производить самим. Но меня привлёк проект в целом.

Кроме того, Джин Хаас немало добился за свою жизнь. Он пришёл в NASCAR и добился там успеха. Он не торопится, поскольку знает, что всему своё время - мне это нравится. Я хотел бы стать французским гонщиком, который приведёт на вершину американскую команду.

Вопрос: Что вас больше всего пугает в этом проекте?
Ромен Грожан: Он может потерпеть неудачу, команда может обанкротиться, как и некоторые другие - это вполне возможно, хотя я в это не верю. Если бы у меня были сомнения, я не стал бы подписывать контракт. Риск – это часть нашей жизни, и мы всегда его просчитываем. Каждый раз, когда вы что-то меняете, это может пойти не так, но в глубине души я верю, что это правильный выбор, верная цель и отличный опыт.

Вопрос: Если вспомнить ваши выступления с Кими Райкконеном в Lotus, в конце сезона вы его опережали…
Ромен Грожан: В тот год я слишком поздно по-настоящему начал сезон...

Вопрос: Об этом и речь! Нет ли у вас ощущения, что в вашей карьере всё происходило не вовремя, но переход в Haas F1 может дать ей новый импульс?
Ромен Грожан: Возможно. Если я никогда не перейду в Ferrari, то, возможно, буду думать: «Если бы не проблема с ERS в начале сезона, то всё начало бы получаться гораздо раньше и, возможно, у меня появился бы шанс». Сейчас мне кажется, что у меня был успешный 2013-й и очень плохой 2014-й сезон, а в 2015-м я вернул Lotus на неплохой уровень и получил шанс перейти в Haas, чтобы помочь новой команде добиться максимального прогресса в следующем году. Кто знает, как будут развиваться события после? Конечно, Кими не останется навсегда в Формуле 1 – когда-нибудь в Ferrari освободится место, но на него метят многие гонщики. Максимум, что вы можете сделать – это хорошо выполнять свою работу. Если я с ней справлюсь, моя кандидатура станет гораздо более привлекательной.

Вопрос: Вместе с Нико Хюлкенбергом и Валттери Боттасом вас считали молодыми гонщиками, которые заслуживают шанса выступать в топ-команде. Вы знали о переговорах Нико с Haas F1? Вы одновременно вели переговоры?
Ромен Грожан: Мне кажется, он вел с ними переговоры до меня, а затем отказался от предложения. После этого они связались со мной, и всё прошло очень быстро. Мне кажется, все думали, что я останусь в Lotus, поэтому мое имя не первым приходило на ум.

Мне кажется, есть нечто хорошее в смене команд – я отлично провёл время в Lotus, но теперь меня ждет новый опыт, и я могу двигаться дальше. Выступления в совершенно другой команде могут пойти мне на пользу.

 

 

Вопрос: Есть ли у вас опасение, что наблюдая за прогрессом Renault, вы засомневаетесь в своем решении расстаться с этой командой?
Ромен Грожан: Когда я принимаю решение, я делаю это раз и навсегда, а затем двигаюсь дальше. Я надеюсь, что Renault добьется успеха, ведь это крупный автопроизводитель, и он давно участвует в спорте. Здорово, что снова появится команда Renault.

Я также знаю, что на это потребуется время, и кто знает – возможно, когда-нибудь я вернусь. Возможно, работа с французской командой станет новым этапом в моей карьере. Варианты остаются, но сейчас я выбрал другой путь, хотя это не означает, что в будущем я не окажусь в Ferrari, McLaren, Mercedes или не вернусь в Renault. Кто знает?

Вопрос: У вас есть мечта? Видимо, вы мечтаете стать чемпионом мира, но хотелось бы вам выиграть титул с Ferrari или с французской командой, например?

Ромен Грожан: С обеими командами! Всё это возможности, твоя жизнь, твоя карьера. Бывают гонщики, которые никогда не получают свой шанс. Бывают те, кто его получает. Вспомните Дженсона Баттона в Brawn. Кто мог поверить, что в тот год он выиграет титул? А он это сделал, у него был шанс и подходящая машина. Когда Льюис ушёл из McLaren, все недоумевали: «Зачем он это сделал?» А сейчас он выиграл еще два титула с Mercedes. Жизнь коротка, но нужно принимать решения, и вы либо действуете правильно, либо нет. Вы рассуждаете и стараетесь максимально точно спрогнозировать будущее.

Вопрос: Чего вам больше хочется: выступать в Ferrari или выиграть титул?
Ромен Грожан: Пожалуй, выиграть титул, ведь я гонщик и хочу побеждать. Я не люблю проигрывать, поэтому если я пришёл в Формулу 1, то только ради титула. Если однажды я сяду за руль Ferrari, то можно будет поставить еще одну галочку в списке пожеланий. Идеальный сценарий – это титул вместе с Ferrari. Впрочем, время покажет.

Вопрос: Похоже, вы довольны тем, чего достигли на данный момент. Вы женились, у вас двое детей… Судя по всему, вы наслаждаетесь личной жизнью…
Ромен Грожан: Да, всё неплохо! Можно сказать, что у каждого две жизни: личная и деловая, т.е. гоночная. Важно, чтобы, когда в одной из них происходят неприятности, в другой всё было хорошо и сбалансировано. Когда неприятности и там, и там, то приходится нелегко, а когда в обеих всё в порядке, то надо этим пользоваться, поскольку такое не может продолжаться долго.

Стараешься всё сделать как можно лучше. Я счастливый отец, счастливый муж – это важно. Это помогло мне в 2014-м и в 2015-м, когда пришлось немного сложнее, ведь я приезжал на трассу и узнавал, что не сяду за руль в первой тренировке. Такое случалось несколько раз.

Я с нетерпением жду следующего сезона и надеюсь написать новую главу в моей жизни, двигаться дальше с новой командой, добиться успеха и стать еще более счастливым. Моя мечта – подписать правильный контракт. Если завтра я сяду за руль Mercedes, которая на данный момент является лучшей машиной, то буду счастлив. Всё дело в возможностях.

 

Гран-при Японии 2012 года.

Марк Уэббер стартовал на Сузуке вторым, но авария в самом начале перечеркнула его надежды на хороший результат. Роман Грожан врезался в пилота Red Bull Racing сзади уже во втором повороте, после чего австралиец смог продолжить гонку лишь самым последним. После финиша он, конечно, был сильно расстроен.

Марк Уэббер: «Такое ощущение, что Грожан в каждой гонке стремится как можно быстрее оказаться в первом повороте. Мне кажется, это несколько странно, когда на таком уровне пилот регулярно допускает подобные ошибки – возможно, ему стоит отдохнуть [от участия в Гран При] еще раз [учитывая дисквалификацию после Спа].

Роман Грожан (не финишировал): «После того, как я вернулся на трассу в Сингапуре, моя главная задача состояла в том, чтобы проявлять максимум осторожности на старте. Поэтому сегодня я внимательно следил за действиями Серхио Переса, который ехал слева от меня, стараясь избежать контакта с его машиной. Но в момент входа в 1-й поворот неожиданно оказалось, что я ехал намного быстрее Марка Уэббера: я не успел среагировать, и мы столкнулись.

Это была глупая ошибка. Марк подошел ко мне после гонки и, конечно, был очень недоволен, но я принес извинения.

«На 100% это ошибка Грожана, – заявил в эфире австрийского телеканала ORF Алекс Вурц, бывший пилот Формулы 1, ныне выполняющий роль наставника в команде Williams. – Впрочем, он допустил ее ненамеренно, поскольку не ожидал, что Марк Уэббер сбросит скорость, пропуская Себастьяна Феттеля и Камуи Кобаяши. Но Грожан не проявил должной осторожности, и между машинами произошел жесткий контакт».

Хельмут Марко, консультант концерна Red Bull по автоспорту, считает, что 10-секундная остановка в боксах – недостаточно суровое наказание для Грожана, учитывая, что гонщик Lotus уже был дисквалифицирован на один Гран При за аналогичную аварию на старте в Спа.

«Мы поражены, этот штраф нельзя назвать адекватным, особенно если вспомнить, сколько аварий допустил Грожан в этом сезоне, – считает Марко. – Он заслуживает дисквалификации на три гонки, или чего-то подобного».

Трехкратный чемпион мира Ники Лауда напомнил, что Грожан отличался лихостью и в прежние времена: «Он ездил так и до Формулы 1, еще когда выступал в молодежных сериях. Теперь Роман вновь регулярно становится виновником аварий, и это заставляет задуматься.

Десятисекундной штрафной остановки в боксах явно недостаточно, если учесть его предыдущие грехи. Наказание должно быть более суровым, хотя я не уверен, что его надо дисквалифицировать окончательно. Но Роман должен усвоить этот урок. Я считаю, что он должен пропустить несколько гонок.

Если человек не может контролировать эмоции и не в состоянии преодолеть первый поворот, с этим надо что-то делать».

 


* Отредактировано автором 17.12.2015 в 09:45
4 Отзыва