Авторская статья: Пять фактов о Джонатане Палмере

10.11.2015 12:17

Авторская статья: Пять фактов о Джонатане Палмере.

 

Факт первый: Джонатан Палмер - ещё один доктор в Ф1.

Пусть уважаемые Портальцы меня поправят, но на данном этапе своего знакомства с историей Ф1 я знаю помимо Хельмута Марко только одного гонщика, имеющего докторскую степень на момент начала карьеры в Ф1. Это доктор медицинских наук Джонатан Палмер. Докторскую степень Джонатан получил, окончив медицинский колледж Брайтон.

Но, в отличие от Марко, Палмер не работал по специальности ни дня. Развитие автогоночной карьеры прервало врачебную практику до её начала.

Таким образом, Джонатан Палмер не стал продолжателем семейного дела в медицинской области (его отец был известным врачом), но основал в рамках семьи новую династию - автогоночную.

Трудно сказать, какого врача потеряла британская медицина в лице доктора Джонатана Палмера, но Ф1 приобрела пилота, не снискавшего славы. На нижнем фото: Джонатан Палмер пилотирует болид команды «Закспид» в 1986 году. Почти три года в Ф1 и ни одного на тот момент ещё набранного очка.

Трудно сказать, какого врача потеряла британская медицина в лице доктора Джонатана Палмера, но Ф1 приобрела пилота, не снискавшего славы.

На нижнем фото: Джонатан Палмер пилотирует болид команды «Закспид» в 1986 году. Почти три года на тот момент в Ф1 и ни одного пока ещё набранного очка.

 

Факт второй: Джонатан Палмер - последний в истории Ф1 третий заявленный командой пилот, вышедший на старт гонки.

В сентябре 1983 года завершился чемпионат европейской «Формулы-2». По существовавшей в то время на Британских островах системе поощрения молодых пилотов, Джонатан Палмер, как победитель данной серии, получил право провести одну гонку в качестве боевого пилота Ф1 в составе одной из британских команд. В качестве призовой гонки был выбран Гран-При Европы, предпоследний этап чемпионата мира того года, принимаемый британской трассой в Брэндс-Хэтч. Матчасть счастливому лауреату предоставила команда «Уильямс».

Команда Ф1 ответственно отнеслась к призовому поручению и незадолго до гонки даже провела для Палмера специальную серию тестов в Брэндс-Хэтч, чтобы тот получше изучил указанную трассу с точки зрения пилотирования болида Ф1.

Данное фото сделано на тестах в Брэндс-Хэтч, в ходе которых Джонатан Палмер изучал технику, которой ему предстояло управлять по ходу боевого гоночного уикенда. К сожалению, фото на фоне болида Кейо Росберга с чемпионской единичкой на носу не стало пророческим для карьеры Джонатана.

Данное фото сделано на тестах в Брэндс-Хэтч, в ходе которых Джонатан Палмер изучал технику, которой ему предстояло управлять в течение боевого гоночного уикенда. К сожалению, фото на фоне болида Кейо Росберга с чемпионской единичкой на носу не стало пророческим для карьеры Джонатана.

 

Естественно, Фрэнк Уильямс не стал жертвовать никем из своих боевых пилотов, а просто заявил для Палмера третий болид.

И дебютант справился со своей первой задачей. В квалификации, где двадцать девять пилотов боролись за двадцать шесть мест на стартовом поле, Палмер квалифицировался двадцать пятым и получил право выйти на старт гонки. А вот один из двух боевых пилотов «Уильямс» Жак Лаффит замкнул протокол квалификации и гоночный уикенд для него на этом закончился.

В гонке Палмер оказался единственным гонщиком «Уильямс» добравшимся до финиша. Правда, на невысоком тринадцатом месте. А Кейо Росберг, который стартовал значительно выше Палмера и шёл какое-то время в очковой зоне, гонку прекратил после сорока трёх из семидесяти шести кругов. Отказал двигатель.

Дебют Джонатана Палмера в качестве третьего боевого пилота команды «Уильямс» (стартовый номер «42») на Гран-При Европы 1983 года в Брэндс-Хэтч.

Дебют Джонатана Палмера в качестве третьего боевого пилота команды «Уильямс» (стартовый номер «42») на Гран-При Европы 1983 года в Брэндс-Хэтч.

 

Гран-При Европы 1983 года остаётся на данный момент последним этапом чемпионатов мира, на котором заявленный одной из команд третий пилот принял участие в гоночном уикенде и стартовал в гонке. Возможно, этот раздел истории Ф1 вновь начнёт активно дополняться, если предложение о третьих болидах для топ-команд будет реализовано.

 

Факт третий: Джонатан Палмер попал бы на подиум, если бы все «жулики» оказались наказаны.

15 ноября 1987 года состоялся последний этап сезона, Гран-При Австралии. По результатам гонки пилот «Тиррелл» Джонатан Палмер занял пятое место с отставанием в два круга от первой тройки и в один круг от четвёртого места, что стало повторением его лучших на тот момент достижений в отдельно взятых Гран-При. Как и в предыдущих случаях, такое высокое для «Тиррелл» достижение (с его  атмосферным «Форд-Косворт») объяснялось большим числом сходов соперников на болидах с турбодвигателями. Уже после гонки был дисквалифицирован со второго места гонщик «Лотус» Айртон Сенна. На его болиде тормозные каналы, предназначенные для охлаждения тормозов, оказались бОльших размеров, чем предписывалось регламентом. Таким образом, Джонатан Палмер переместился на четвёртое место в итоговом протоколе гонки, что стало его наивысшим достижением за всю карьеру пилота Ф1.

И лишь несколько лет спустя стало известно, что из трёх пилотов, классифицированных в Австралии-87 выше Палмера, только один управлял болидом, соответствующим требованиям регламента. Это был Тьерри Бутсен из команды «Бенеттон», финишировавший четвёртым и получивший третье место после дисквалификации Сенны. А вот в «Феррари», пилоты которой оформили после всех перестановок победный дубль, под занавес сезона 1987 года научились мастерски обходить требования регламента по ограничению наддува. Инженеры команды сумели сделать так, что перепускной клапан, конструкция которого была жестко регламентирована и контролировалась перед каждой гонкой, срабатывал не при активации наддува, а только через несколько секунд, в течение которых реальная величина наддува значительно превышала регламентные значения. И такая хитрость позволила «Феррари» в конце сезона практически выйти на уровень команды «Уильямс», являвшейся до того однозначным гегемоном. Никаких методов и средств контроля, позволивших бы разоблачить «Скудерию» при осмотре болидов в технической зоне, в распоряжении ФИА в то время не было. Так что «Красным» всё сошло с рук. Да и после того, как правда вскрылась, пересматривать результаты давно прошедших гонок никто не стал. А ведь мог бы Палмер побывать аж на второй ступени пьедестала почёта. Впрочем, история не знает сослагательного наклонения. Да и грех было бы жаловаться команде «Тиррелл», имеющей в 80-е годы прошлого века отнюдь не кристально чистую репутацию с точки зрения соблюдения требований регламента.

Старт Гран-При Австралии 1987 года. «Уильямс-Хонда» привычно возглавляет пелетон (Нельсон Пике, стартовый номер «6»).  Но ещё до конца первого круга Герхард Бергер на «Феррари» (стартовый номер «28») легко пройдёт трёхкратного чемпиона мира. Вторая «Феррари» под управлением Микеле Альборето (стартовый номер «27») уступит помимо Бергера лишь Айртону Сенне на несоответствующем регламенту «Лотус». В глубине снимка за вторым «Лотус» (опознаётся по надписи CAMEL на заднем антикрыле) и чуть правее идёт «Тиррелл» Джонатана Палмера.

Старт Гран-При Австралии 1987 года. «Уильямс-Хонда» привычно возглавляет пелетон (Нельсон Пике, стартовый номер «6»).  Но ещё до конца первого круга Герхард Бергер на «Феррари» (стартовый номер «28») легко пройдёт трёхкратного чемпиона мира. Вторая «Феррари» под управлением Микеле Альборето (стартовый номер «27») уступит помимо Бергера лишь Айртону Сенне на несоответствующем регламенту «Лотус». В глубине снимка за вторым «Лотус» (опознаётся по надписи CAMEL на заднем антикрыле) и чуть правее идёт «Тиррелл» Джонатана Палмера.

 

Факт четвёртый: Джонатан Палмер - автор последнего быстрого круга в гонке в истории команды «Тиррелл».

18 июня 1989 года состоялся Гран-При Канады, шестой этап чемпионата мира того года. Гонка прошла по большей части в условиях сильного дождя. В период между одиннадцатым и пятнадцатым кругом, когда дождь то начинался, то прекращался, и разные участки трассы то намокали, то подсыхали, демонстрация пилотами высокой скорости и хорошего времени прохождения круга стала напоминать рулетку. Затем дождь пошёл на постоянной основе, и скорости до конца гонки упали. В результате, самый быстрый круг в гонке записал на свой счёт Джонатан Палмер на «Тиррелл», ни до этого, ни после подобных достижений не имевший. Да и для «Тиррелл» это стал первый быстрый круг их пилота после почти семилетнего перерыва. Как выяснилось впоследствии, это был последний в истории некогда очень сильной команды самый быстрый круг в гонке.

К сожалению, отыскать фото Джонатана Палмера в Канаде-89 в хорошем качестве не удалось. На данном фото Палмер управляет своим «Тиррелл» в ходе ещё одной дождевой гонки того сезона в Бельгии.

К сожалению, отыскать фото Джонатана Палмера в Канаде-89 в хорошем качестве не удалось. На данном фото Палмер управляет своим «Тиррелл» в ходе ещё одной дождевой гонки того сезона в Бельгии.

 

Факт пятый: Джонатан Палмер - кандидат на повторение рекорда Джека Брэбэма по числу отпрысков, приведённых в Ф1.

Джонатан Палмер в настоящее время управляет (вместе с партнёрами) компанией Motor Sport Vision, которая владеет несколькими автодромами в Великобритании и проводит чемпионаты в нескольких младших сериях британского автоспорта как на четырёх, так и на двух колёсах. Так же компания занимается продвижением карьер некоторых британских пилотов. Одним из их подопечных был, к примеру, Джастин Уилсон (вечная память последнему на текущий момент гонщику, погибшему в гонках болидов с открытыми колёсами и кокпитами), проведший в Ф1 при поддержке указанной компании сезон 2003 года, а затем перешедший в Champ Car (IRL IndyCar).

Джолиан Палмер также подопечный компании, которой управляет его отец. А ещё эта компания занимается карьерой Уильяма Палмера, младшего сына Джонатана Палмера. Уильяму сейчас восемнадцать лет и, по мнению отца, через пару-тройку лет можно будет задумываться о подыскании места в Ф1 очередному Палмеру.

В таком случае может быть повторен рекорд трёхкратного чемпиона мира Джека Брэбэма, который привёл в Ф1 сразу двоих своих сыновей. Старший Гарри в 1990 году дважды не прошёл предквалификацию за команду «Лайф». А младший Дэвид дебютировал в Ф1 в том же 1990-м году, но уже после провала старшего брата, и провёл в Ф1 два сезона: один, почти полный, в команде носящей имя отца, а второй, несколько лет спустя, в команде «Симтек». Правда, без набранных очков. Может у сына (сыновей) Джонатана Палмера выйдет успешнее?

Трёхкратный чемпион мира Джек Брэбэм со своим младшим сыном Дэвидом, участником двух чемпионатов мира в классе Ф1.

Трёхкратный чемпион мира Джек Брэбэм со своим младшим сыном Дэвидом, участником двух чемпионатов мира в классе Ф1.

 

Участник 88 гоночных уикендов Ф1 (при 85 стартах в гонках) Джонатан Палмер со своим старшим сыном Джолионом, которому в 2016 году предстоит дебют в команде «Лотус» (или как там она будет называться).

Участник 88 гоночных уикендов Ф1 (при 85 стартах в гонках) Джонатан Палмер со своим старшим сыном Джолионом, которому в 2016 году предстоит дебют в команде «Лотус» (или как там она будет называться).

 

Автор статьи: ROMAN grosjean (ноябрь 2015 года)

0 Отзывов