27.04.2015 12:07
«Топ-5» поражений Алонсо в Гран-При от партнёров по командам (в хронологическом порядке).
Гран-При Монако 2004 года
Гран-При Монако был шестой гонкой того сезона. В предыдущих пяти партнёры по команде «Рено» Ярно Трулли и Фернандо Алонсо вели за спиной доминирующей «Феррари» абсолютно равную борьбу между собой за право называться первым номером команды. При этом итальянец выглядел чуть более стабильным и уверенным в себе и в технике на трассе.
Гран-При Монако так же стал первой гонкой сезона, в которой «Феррари» уступила весь «подиум» квалификации представителям других команд. И два места на этом «подиуме» заняли именно пилоты «Рено». Трулли при этом был почти на полсекунды быстрее Алонсо и взял первый в своей карьере поул.
На старте Трулли лидерство сохранил, а Фернандо сумел опередить, воспользовавшись преимуществом чистой стороны трассы, Дженсона Баттона из команды «БАР» и пристроился следом за Трулли. Долгое время пара пилотов «Рено» удерживала позади себя самого Михаэля Шумахера, одержавшего победы во всех предыдущих гонках сезона. При этом Алонсо не мог поддерживать того темпа, который задал Трулли и фактически прикрывал тыл своего напарника.
В конце концов испанец совершил досадную ошибку при обгоне на круг Ральфа Шумахера из «Уильямс». Зайдя слишком широко на грязную сторону трассы в тоннеле, Фернандо утратил контроль над заскользившей машиной и разбил свой «Рено» об отбойник. Трулли же, благодаря тому, что ещё один пилот «Уильямс» Хуан-Пабло Монтойя, будучи уже отстающим на круг, выбил из гонки Михаэля Шумахера, одержал свою первую и, как оказалось, последнюю победу в Гран-При.
Монако-2004. Разбитый «Рено» Фернандо Алонсо.
Монако-2004. Триумфатор гонки Ярно Трулли.
Для Ярно Трулли эта максимально крупная победа в отдельной гонке над партнёром по команде стала поистине пирровой победой. Она (победа) убедила Ярно Трулли в том, что он по факту стал лидером команды. Именно поэтому, когда меньше чем через месяц начались переговоры Трулли с «Рено» по поводу продления контракта, истекающего в конце сезона, Ярно захотел серьёзного увеличения своей зарплаты. Но в личном менеджере пилота, к сожалению для Ярно, возобладал руководитель команды, и Бриаторе отказался пролонгировать контракт на условиях своего подопечного. История была трудная для обеих сторон и закончилась объявлением задолго до конца сезона о подписании Ярно Трулли контракта с «Тойота» на 2005 год. Надо ли говорить, что после этого Фернандо Алонсо утвердился на позиции первого пилота команды. А Ярно Трулли, после первых десяти гонок сезона ведший упорную борьбу с Дженсоном Баттоном за третью строчку в ЛЗ, до конца своего пребывания в «Рено» больше не набрал ни одного очка, плюс оказался уволенным из команды досрочно.
Ярно Трулли и Флавио Бриоторе. Финансовый вопрос поставил крест на карьере Трулли в «Рено».
Гран-При Австралии 2005 года
Дождь, хлынувший во время пятничной квалификации, совместно с принятым в то время форматом квалификационных заездов, предусматривающим суммирование результатов двух квалификационных сессий, превратил субботнюю квалификацию в фарс. Ибо те пилоты, кто успел в пятницу показать более менее приличное время до начала дождя, порой более чем на десять секунд опережали некоторых из своих менее удачливых соперников, а такие квалификационные отставания при нормальных погодных условиях в Ф1 не отыгрываются. Максимальную пользу от пятничного дождя извлёк новый напарник Фернандо Алонсо по команде «Рено» Джанкарло Физикелла. Он успел в пятницу проехать самый быстрый на тот момент круг перед самым началом дождя. И ни у кого не было ни единого шанса отобрать у Физикеллы этот поул в субботу. А сам Алонсо оказался квалифицирован лишь тринадцатым с шестнадцатисекундным (!!!) отставанием от своего напарника.
Как показало развитие событий в воскресной гонке, совокупность всех требований действующего на тот момент регламента Ф1 практически полностью убила борьбу пилотов на трассе, спровоцировав команды на войну стратегий. С учётом неравнозначных стартовых позиций, у команды «Рено» не было другого выхода, как сделать ставку на обеспечение победы в гонке Джанкарло Физикеллы. Впрочем, Фернандо Алонсо команда тоже очень помогла, во многом обеспечив ему попадание на третье место в гонке.
Таким образом, в первой же совместной гонке за «Рено» Физикелла взял верх над Алонсо, не забыв после гонки поблагодарить пятничные погодные условия, оказавшие ему максимальную поддержку в деле обеспечения победы в Гран-При.
Австралия-2005. Идилия после гонки. Шеф команды и два его пилота празднуют двойной подиум.
Этой победой на старте сезона Джанкарло Физикелла спровоцировал резкое повышение мотивации у Фернандо Алонсо (в принципе, для этого Джанкарло в команду и брали). В нескольких последующих гонках Алонсо вполне заслуженно сумел доказать своё превосходство над партнёром по команде. В результате, когда в условиях сильнейшего прессинга со стороны «МакЛарен», руководству «Рено» пришлось в середине сезона принять решение о делении пилотов команды на номера, кандидатура Фернандо Алонсо на пост первого номера команды была по сути безальтернативной.
Гран-При Канады 2007 года
Накануне Гран-При Канады общественность Ф1 была взбудоражена разбирательством ФИА по поводу возможного применения командой «МакЛарен» запрещённой в то время командной тактики на предыдущем Гран-При Монако. Тогда бросалась в глаза более высокая скорость Льюиса Хэмилтона по сравнению с партнёром по команде Фернандо Алонсо. Тем не менее, порядок заезда пилотов на пит-стопы не дал Льюису ни одного шанса оказаться впереди Фернандо. Следуя же в кильватере титулованного партнёра по команде, Льюис не предпринял ни одной попытки обгона, а после гонки был, совершенно очевидно, очень недоволен своим итоговым вторым местом. Конечно же ФИА не удалось ничего доказать, но общественное мнение было таким, что команда откровенно придерживает дебютанта чемпионатов мира в угоду интересам более титулованного пилота. Так что оба пилота «МакЛарен», с одинаковым числом очков возглавлявших личный зачёт, были под прицелом журналистов и весь мир Ф1 ждал продолжения соперничества пилотов «МакЛарен» на трассе.
До Гран-При Канады основными аргументами в пользу Алонсо были уверенное лидерство испанца в квалификационном противостоянии с Хэмилтоном (4:1), а так же то, что в активе Фернандо уже были в текущем сезоне победы в квалификациях и гонках, а Льюис, хоть и находился во всех официальных протоколах где-то рядом с лидерами, на самые первые строчки ещё ни разу не пробивался.
Гран-При Канады всё изменил. Льюис уверенно взял свой первый статистически значимый трофей в виде поул-позишн, почти на полсекунды опередив Фернандо, вставшего рядом с Льюисом на первый ряд.
Алонсо хорошо стартовал и имел шанс выйти в лидеры гонки, но в своём стремлении опередить «молодого да раннего» партнёра, пропустил точку торможения, слишком широко зашёл в поворот и помимо Хэмилтона пропустил вперёд ещё и Ника Хайдфельда на «Заубер». С этого момента гонка для двух пилотов «МакЛарен» складывалась абсолютно по разному. Хэмилтон провёл гонку ровно и сильно, хладнокровно и уверенно, одержал заслуженную первую победу в Гран-При и вновь вышел в дидеры ЛЗ. Выступление же Алонсо в гонке сопровождалось целым парадом ошибок, самой значимой из которых оказалось неуважение к правилам регламента, предписывающим действия пилота в условиях появления на трассе пейскара. Стремясь извлечь максимальную для себя выгоду из ситуации, Алонсо заехал на пит-стоп под пейскаром, когда пит-лейн ещё был закрыт для посещения пилотами боксов. В наказание Алонсо получил штрафной проезд по пит-лейн, что в условиях плотно идущего пелетона вызвало лавинообразную потерю позиций. Героический прорыв Фернандо вверх по протоколу ещё пару раз приостанавливался дополнительными потерями нескольких позиций из-за банальных пилотажных ошибок, из-за чего дело закончилось малозначительным седьмым местом по итогам гонки.
Канада-2007. Фернандо Алонсо после одной из ошибок в пилотаже.
Канада-2007. Первая в карьере победа Хэмилтона в Гран-При.
В отличие от Трулли и Физикеллы, Хэмилтон извлёк пользу из данной победы над напарником. Он сумел укрепить свою собственную уверенность в превосходстве над Алонсо настолько, что даже демонстративное культивирование в «МакЛарен» после Монако равенства пилотов стал считать незаслуженным обделением самого себя, что вызвало впоследствии несколько публичных конфликтов как между самими пилотами, так и между Алонсо и командой. Эти конфликты отрицательно сказались именно на имидже Алонсо и, в конце концов, привели к разрыву отношений между испанцем и «МакЛарен».
Гран-При Германии 2008 года
Нельсон Пике-младший ни единой секунды не был достойным соперником для Фернандо Алонсо во внутрикомандном противостоянии. Но однажды очень уверенно победил своего звёздного партнёра. И эта победа, возможно, навела кое-кого на очень интересные мысли. Но обо всём по порядку.
По итогам квалификации Феранандо получил право стартовать с неплохой для «Рено» тех времён пятой позиции. Пике-младший привычно стартовал из глубины пелетона (17-е место на стартовой решётке). Для Пике команда выбрала отличную от всех прочих участников гонки тактику с одним пит-стопом, в надежде хоть за счёт этого помочь своему пилоту отыграть несколько дополнительных позиций в гонке. Эффект, благодаря определённым внешним обстоятельствам, получился ошеломительным. Пике провёл плановый пит-стоп на середине дистанции и находился примерно в середине второго десятка пелетона, когда Тимо Глок разбил свою «Тойоту» и спровоцировал появление на трассе пейскара.
Германия-2008. Глок разбил свою «Тойоту» в самый удачный момент для Пике-младшего - почти сразу после его единственного пит-стопа. Авария самого Пике в Сингапуре может являться прямым отзвуком инцидента с участием Глока в Германии.
Пелетон поделился на две группы: тех, кто заехал на свой второй пит-стоп под пейскаром и тех, кто заехал на свой второй пит-стоп по ранее намеченному плану. Пике не относился ни к одним, ни к другим. И по мере выполнения прочими участниками гонки своих вторых остановок в боксах, Нельсиньо вознёсся, ни много ни мало, на самый верх текущего протокола гонки. Правда, всерьёз претендовать на победу он не мог. Гран-При выиграл Льюис Хэмилтон на «МакЛарен», который после своего второго пит-стопа в кратчайший срок смог опередить всех тех, кто оказался впереди него, включая Пике-младшего. А вот проблемы с тормозами, проявившиеся на последних кругах на «Феррари» Фелипе Массы, позволили Нельсиньо сохранить за собой высокое второе место. Для Алонсо пейскар, напротив, сыграл отрицательную роль. Команда приняла не самое лучшее стратегическое решение провести второй пит-стоп для Алонсо по ранее намеченному плану, и Фернандо в итоге даже не попал в очковую зону, финишировав на одиннадцатом месте.
Германия-2008. Единственный подиум Пике-младшего в компании, будущих чемпиона мира и вице-чемпиона.
Добившись успеха в Германии и, возможно, натолкнув руководство «Рено» на идею принудительной организации пейскара на трассе сразу после единственного пит-стопа одного из пилотов команды (теперь уже не Пике), молодой бразилец был вынужден, под давлением своих работодателей, пару месяцев спустя сыграть роль Глока на Гран-При Сингапура. Надо ли говорить, как аукнулась эта история позже и самому Пике и даже Алонсо.
Нет никаких доказательств, что Алонсо мог быть посвящён в антиспортивный план руководства команды. Положа руку на сердце, никому и не требовалось вводить Фернандо в курс дела, и он, скорее всего, знать не знал об искусственном характере некоего благоприятного стечения обстоятельств в сингапурской гонке. Но как профессионал высочайшего уровня, Алонсо не имел права не воспользоваться этими обстоятельствами с более качественным результатом с точки зрения итогового результата, чем это удалось в аналогичной ситуации куда как более слабому партнёру по команде.
Тем не менее, победа в той гонке до сих пор считается многими болельщиками «тёмным пятном» на репутации двукратного чемпиона мира.
Гран-При Австралии 2010 года
Фернандо Алонсо в квалификации уступил только пилотам «Ред Булл» Себястьяну Феттелю и Марку Уэбберу. Партнёр Алонсо по команде «Феррари» Фелипе Масса на стартовом поле располагался прямо за спиной Фернандо. В первом повороте гонки Алонсо допустил контакт с «МакЛарен» Дженсона Баттона. «Феррари» испанца развернуло, после чего последовал контакт с «Мерседес» Михаэля Шумахера. Фелипе Масса, напротив, избежал проблем в первом повороте и занял текущую вторую позицию в гонке, оттеснив Уэббера. Алонсо избежал повреждений техники, но теперь должен был пробиваться вверх по протоколу гонки из подвала пелетона.
Австралия-2010. Алонсо развернуло на старте. Масса проезжает мимо.
Происшествие в первом повороте предопределило итоговое нахождение Алонсо позади Массы в завершающей части гонки. Уверенно лидировал к этому моменту Дженсон Баттон, на втором месте шёл Роберт Кубица на «Рено», а на третьем и четвёртом месте располагались пилоты «Феррари» в порядке следования: Масса - Алонсо. Все указанные пилоты шли на изношенных шинах. Масса находился в пределах двух секунд от Кубицы, но приблизиться на дистанцию атаки не мог. Алонсо уверенно ликвидировал отрыв от Массы, но атаку на партнёра, учитывая состояние шин, предпринимать не стал. Оставалась ещё возможность побороться за второе место с Кубицей, если бы Масса просто уступил позицию Алонсо. Но приоритеты в то время в команде «Феррари» ещё не были расставлены, так что в ответ на сообщение Алонсо, что он может ехать быстрее, команда ограничилась тем, что попросила Массу взвинтить темп. Масса просьбу выполнить не смог. Алонсо, понимая, что добровольного жеста со стороны Массы не будет, воздержался от дальнейших активных действий и просто доехал до финиша за спиной Массы. Вопрос о том, смог бы Алонсо побороться за второе место с Кубицей, если бы Масса его пропустил, остался в истории Ф1 как риторический.
Австралия-2010. Масса занял место на подиуме, оставив Алонсо без подиума.
Есть версия, что именно после гонки в Австралии опальный Бриаторе через третьих лиц организовал в стане «Феррари» совещание, на котором был поставлен вопрос о недопустимости отбирания очков друг у друга пилотами «Феррари» в условиях серьёзнейшей внешней конкуренции со стороны «МакЛарен» и «Ред Булл». Однако, ход первой половины чемпионата 2010 года этой версии не подтверждает. У «Феррари» по прежнему случались ситуации, когда Масса шёл на смежной позиции выше Алонсо, но, тем не менее, никаких командных указаний на свой счёт не получал и Фернандо не пропускал. Но такие эпизоды были исключениями. В основном же Фернандо, в очередной раз используя успехи партнёра по команде в качестве источника повышения мотивации, собственными усилиями добился к моменту проведения Гран-При Германии уверенного преимущества по очкам над Массой.
Ну а рокировка пилотов «Феррари» в Германии была на тот момент, пожалуй, насущной необходимостью. Фернандо занимал тогда пятое место в личном зачёте, отставая от лидера ЛЗ Льюиса Хэмилтона не так уж сильно, учитывая, что впереди было ещё восемь этапов чемпионата. И потеря целых семи очков в ЛЗ при общей демонстрации более высоких и стабильных результатов нежели у Массы, действительно могла оказаться очень некстати в завершающей части сезона. Команда расставила приоритеты. Но добился этого Алонсо не за красивые глаза, а демонстрируемыми результатами. К слову, Фернандо оказался позади Массы стараниями пилота «Ред Булл» Себастьяна Феттеля, затеревшего испанца на старте. А до момента обращения к команде, Фернандо сделал две попытки пройти Фелипе методом борьбы на трассе. Масса защищался очень жёстко. Только тогда в эфире прозвучало знаменитое: «Я быстрее него. Это просто нелепо!», ответом на которое стало ещё более знаменитое: «Фелипе, Фернандо быстрее тебя. Подтверди, что ты понял».
Впрочем, в самом конце сезона дополнительные очки, полученные в Германии, так и не помогли Фернандо стать чемпионом. Но виной тому были непродуманные решения стратегического штаба команды, а не ошибки пилота. Если бы не стратегический просчёт в последней гонке, ротация пилотов «Феррари» на Гран-При Германии могла бы войти в историю Ф1 как образец эффективности и рациональности командных указаний в борьбе за самые высшие цели. Хоть это и было запрещено правилами на момент реализации.
Автор статьи: ROMAN grosjean (апрель 2015 года)