Водить нельзя продать

27.04.2015 09:39

Автосалон

Вы хотите владеть автомобилем? Быть его хозяином? Собственником? Не просто водить, а полностью распоряжаться своим движимым имуществом: хочу – продам, хочу – сожгу, хочу – подарю, хочу – оставлю себе? Тут такое дело… В общем, хотеть – не вредно. Вот только есть в России умы, которые на это ваше желание смотрят с осуждением.

Ассоциация российских автомобильных дилеров РОАД на днях озвучила ряд дивных предложений. В самой смелой их редакции предлагалось взять и отобрать у жителей нашей страны их машины. Не буквально, конечно, отобрать, а лишь лишить права собственности. То есть пользоваться машиной можно, но продать – уже нет. Можно лишь сдать обратно в автосалон за сумму, определенную этим самым автосалоном. Причем закон дилеры задумали с обратным действием – распространяться он должен на все машины, которые находятся в собственности в России, а не только те, что будут куплены после его принятия.

Сформулировали идею довольно просто: взять и запретить продавать машины с рук. Только через дилерские центры.  Но суть от формулировки не меняется – речь о том, что вы не сможете свободно распоряжаться вашим автомобилем. То есть лишаетесь права собственности.

Для того чтобы понять, о чем речь, придется немного углубиться в историю. Дело в том, что, начиная с 2003 года, в России начали резко расти продажи новых автомобилей. В конце 2008 года, правда, случился небольшой экономический кризис, однако уже в 2011 году рынок вновь был на пике.

Всевозможные автомобильные эксперты, в том числе представители таких именитых фирм, как PriceWaterhouseCoopers, рисовали в своих прогнозах лучезарное будущее: мол, Россия – это богатая страна бесконечных расстояний с крайне низким уровнем автомобилизации, а потому годовые продажи в размере 6 млн новых авто – это реальность. Просторы наши, действительно, безграничны и машин на улицах российских городов по мировым меркам очень мало до сих пор. Вот только прогноз пока не сбывается – в прошлом году было продано меньше 2,5 млн машин, в этом, при благоприятном стечении обстоятельств, результат установится на отметке 1,5 млн.

Так или иначе, но в 6 миллионов в год автоконцерны поверили. И стали бороться за куски шкуры неубитого медведя. Как не упустить свою долю рынка? Правильно – срочно открывать как можно больше автосалонов и официальных сервисных центров. И они открылись!

Вот только продажи пошли вниз, а некоторые автоконцерны и вовсе заявили об уходе из России, оставляя дилеров наедине с покупателями. Теперь представьте сеть автосалонов, рассчитанную на продажу 6 млн машин в год, загруженную только на четверть. Это – сегодняшняя реальность.

Дилеров можно понять. Во-первых, большинство автосалонов строилось в кредит – дабы не упустить кусок спрогнозированного пирога, дилеры открывали новые шоурумы как можно быстрее, занимая под это деньги. Которые теперь надо возвращать. Продать автосалон, чтобы расплатиться с кредиторами, не выйдет – сейчас покупателей на такое здание не найдешь. Во-вторых, штат сотрудников дилерских центров в России уже сейчас превышает число работников АвтоВАЗа – это десятки тысяч человек по всей стране. Эти люди наняты для того, чтобы продавать ежегодно 6 млн машин. Что они сейчас делают? Правильно – работают на 25%.

И вот на прошлой неделе руководители всего этого проблемного бизнеса собрались на ежегодную конференцию РОАД. Где взять продажи в размере 6 млн в год, если рынок новых автомобилей составляет всего 1,5 млн? Правильно – начать торговать бэушной техникой. Соотношение числа сделок по новым и подержанным машинам в России примерно одинаково год от года – 1 к 3. То есть, если сложить спрос на новые и подержанные автомобили, получится как раз почти 6 млн. Бинго!

Есть только одно «но». Автомобилисты не больно-то хотят сотрудничать с автосалонами. Причина проста: дилер – это посредник, который зарабатывает на сделке. А значит, продавая машину через автосалон, вы получаете за нее меньше рыночной стоимости, а покупая – платите больше. Эта разница и есть прибыль дилеров.

Для покупателя тоже есть определенная выгода. Во-первых, на площадке у каждого дилера собрано более сотни подержанных машин, в то время как при покупке по частным объявлениям на осмотр каждого автомобиля придется приезжать отдельно. К тому же дилер худо-бедно делает проверку юридической чистоты и технического состояния автомобиля. Это, правда, ничего не гарантирует – известны случаи, когда в салонах покупались подержанные машины с техническими проблемами и даже с перебитыми номерами.

Короче, пока покупатели, взвешивая все «за» и «против», в более чем 80% случаев предпочитают продавать и покупать подержанные машины именно что «из рук в руки». И РОАД это не устраивает. Самый простой вариант действий – запретить. Сами дилеры законы принимать не могут, так что речь всего лишь о направлении соответствующего предложения в Минпромторг.

Информационный шум поднялся тут же. Пришлось идти на попятную. Мол, не запретить, а лишь ограничить. Например, ввести запрет на продажу более двух машин в год. И уголовное наказание за скручивание пробега для физических лиц. Короче, давайте подумаем, как заставить автомобилистов почаще оставлять свои деньги в дилерских центрах.

О реакции правительства на эти предложения пока ничего не известно. Но мне бы хотелось вот что сказать уважаемым представителям РОАД. Господа, неужели вы не понимаете, что это будет ваше же самоубийство? Ваш бизнес – торговля машин. Он невозможен в обществе, где нет частной собственности. А неотъемлемым атрибутом частной собственности является право владельца свободно распоряжаться своим имуществом. Не просто ездить на машине, но и свободно ее продать. Без этого права наличие машины теряет значительную часть своей привлекательности. Если действительно принять закон «о продаже автомобилей с рук», то есть о запрете частной собственности на автотранспорт, люди просто перестанут покупать машины. И от автомобильных дилеров может вообще ничего не остаться.

http://cartimes.ru/columnist/ivanov/vodit-nelzya-prodat

10 Отзывов