Заметка Вольфганг Берге фон Трипс. Мифы и реальность.

11.12.2012 16:43

Вольфганг Александр Альберт Эдуард Максимилиан рейхсграф Берге фон Трипс родился в 1928 году в семье известного немецкого аристократа и банкира.
Родовой замок фон Трипсов находился недалеко от Нюрбурга. Именно там, на знаменитой «Северной петле», семилетний Вольфганг впервые увидел автомобильные гонки и навсегда «заболел» ими. Кумиром маленького Вольфганга в те годы был Бернд Розмайер.
В конце 30-х годов Вольфганг перенёс менингит, после которого некоторое время у него было частично парализовано лицо, и на всю жизнь остался низкий уровень сахара в крови. Уже став автогонщиком, он всегда брал с собой в машину несколько кусочков сахара. Последствия болезни принесли ощутимую пользу молодому Вольфгангу. Он был признан не годным для того, чтобы встать под знамена "Гитлерюгенда" и не испортил себе анкету сотрудничеством с нацистами.

Автогоночную карьеру Вольфганг смог начать только после того, как по настоянию родителей закончил архитектурный колледж, не проявив, впрочем, способностей ни к чему кроме иностранных языков, прекрасно изъясняясь к моменту окончания обучения в колледже на английском и французском языках.

Подобно кумиру детства Бернду Розмайеру, Вольфганг начал с мотоспорта, впервые приняв участие в мотокроссе в 1950 году. В первые годы выступлений, дабы не подпортить в случае неудач репутацию отцовского банка, Вольфганг нередко заявлялся на наиболее престижные гонки под именем Аксель Линтер (Линтеры - отмершая и забытая ветвь дома фон Трипсов).
С 1954 года Вольфганг полностью перешёл с двух колёс на четыре. В первом же сезоне став в составе Porsche чемпионом Германии в классе GT.
В следующем году, во многом из-за аристократического происхождения, был приглашён в Mercedes, а ещё через год, после ухода Mercedes из гонок, вновь вернулся в Porsche.

Выступления Вольфганга за рулем немецких машин в таких известных и престижных гонках того времени как Mille Miglia и Targo Florio, привлекли к нему внимание Энцо Феррари, который в конце 1956 года предоставил Вольфгангу на домашнем Гран-При Италии шестой болид своей команды Ф1. Правда дебют оказался смазанным. Вольфганг разбил свою машину ещё до квалификации. На первый раз Энцо Феррари немца простил.

В 1957 году началось длительное и очень сложное сотрудничество рейхсграфа Вольфганга Берге фон Трипса с Ferrari.

Впоследствии, уже после гибели рейхсграфа, именно с этого года стали вести отсчёт многие мифы, касающиеся карьеры Вольфганга фон Трипса. И настоящим кладезем этих мифов является Mille Miglia 1957 года, которую Вольфганг провёл за рулём Ferrari.

События, определившие победителя этой гонки, таковы. Фон Трипс, занимающий второе место в гонке, за несколько километров до финиша догнал лидировавшего в гонке партнёра по команде Пьеро Таруффи. Тот собирался в конце года завершать спортивную карьеру, поэтому это был его последний шанс победить в Mille Miglia, которая до этого ни разу Таруффи не покорялась.
У Таруффи заклинило коробку передач и он ехал очень медленно. Молодой фон Трипс обгонять ветерана не стал и также медленно проехал все оставшиеся километры до финиша, позволив Таруффи выиграть.

Соответственно вот перечень мифов, связанных с этой гонкой:

Миф №1 «Необыкновенное благородство в поступках»
Вольфганг Фон Трипс явил необыкновенный пример гоночного благородства. И хотя пример этот является по сути единственным в активе «исследователей немецкого гоночного наследия», это благородство в поступках, дополняющее благородное происхождение, моментально было раздвинуто во все стороны: от начала выступлений в мотокроссе, до момента гибели в 1961 году. Отсюда и прозвище «Таффи», которое получил Вольфганг в ходе своей гоночной карьеры (Таффи - термин из 19-го века от эмигрировавших в Америку валлийцев, которые прозывали так благородных и отважных людей).

Миф №2 «Любовь и уважение на апеннинах».
Весь апеннинский полуостров оценил благородство немца, и до конца дней своих Вольфганг пользовался невероятной любовью и уважением всех простых итальянских поклонников автоспорта и простых сотрудников Ferrari.

Миф №3 «Уважение и всепрощение Энцо Феррари».
Этим поступком Вольфганг заслужил беспримерное уважение Инженьери (именно так, а вовсе не Коммендаторе, называли между собой сотрудники Ferrari своего боса в 50-е…60-е годы прошлого века), который с тех пор прощал своему пилоту все бесчисленные аварии и множество разбитых Ferrari всех гоночных классов (и это ещё до Жиля Вильнёва!).

Миф №3 будет опровергнут ниже по ходу текста, а с мифами №1 и №2 можно разобраться сразу.
Во-первых, Вольфганг следовал командной тактике. Энцо Феррари запретил другим пилотам своей команды бороться с Таруффи за победу. Это был как бы подарок Инженьери своему пилоту на завершение карьеры. Так что никаких высоких мыслей и поступков, чёткая субординация, доведённая сложившимися обстоятельствами почти до абсурда.

Во-вторых, утверждать, что весь полуостров оценил поступок рейхсграфа, означает вырвать данное событие из контекста всей гонки. А ведь незадолго до описанных событий произошла ужасная катастрофа, о которой и Таруффи и фон Трипс узнали только после финиша. Ещё одна Ferrari, под управлением Альфонсо де Портаго, на одном из скоростных участков, из-за взорвавшейся покрышки, вылетела с трассы прямо на зрителей. Погибли сам де Портаго, его штурман и ещё девять зрителей, из которых пятеро были детьми.
Так что после гонки никого не интересовали ни победитель, ни второй призёр, ни нюансы борьбы, либо её отсутствия, на трассе. Трагедия, а особенно гибель детей, всколыхнула Италию. Пошли жаркие дебаты об опасности автоспорта вообще и многокилометровых гонок по дорогам общего пользования в частности. В результате, уже со следующего сезона Mille Miglia в классическом варианте перестала существовать.
И никому не было дела до действий Вольфганга фон Трипса. А в дальнейшем он поклонников Ferrari чаще разочаровывал, чем радовал.
А что касается прозвища «Таффи», Вольфганг получил его ещё в Mersedes, исключительно за внешность. Ну, соответствовала внешность рейхсграфа всем кинематографическим канонам, как должен выглядеть бесстрашный и благородный киногерой. Ну, повезло человеку таким родиться, только и всего.

Сезон 1957 года продолжался. Вольфганг был, помимо всего прочего, пилотом Ferrari в Ф1. Но после двух проведённых Гран-При, Вольфганг получил тяжёлую травму на «1000 км Нюрбургринга» и выбыл практически до самого конца сезона. Правда фон Трипс успел поучаствовать в последнем ГП сезона в Италии и даже поднялся в этой гонке на подиум, но своё третье место фон Трипс не завоевал, а получил (почувствуйте разницу). В целом сезон был смазан из-за травмы, и к концу года восхищение Энцо Феррари бесшабашной ездой Вольфганга сменилось настороженностью.

В 1958 году, Вольфганг успел принять участие в ГП Монако (известный тем, что в нём, единственный раз в истории Ф1, безуспешно попытался пройти квалификацию некто Бернард Экклстоун) и занять третье место в Targo Florio, после чего был в первый раз с треском уволен из Ferrari за аварии во внезачётных ГП (вот вам и начало опровержения мифа №3). Некоторое время безработный Вольфганг перебивался периодическим участием, в качестве частного лица, в горных гонках. Но затем у Ferrari возникли проблемы с кадровым составом. Незадолго до ГП Франции получил травму пилот команды Оливье Жендебьен. При этом четвёртая Ferrari для Оливье уже была заявлена руководством команды для участия в гонке. Фон Трипс, в качестве разовой акции, был возвращен в состав команды. Результат гонки: третье место фон Трипса и гибель одного из лидеров Ferrari Луиджи Муссо. Фон Трипса оставили в составе команды, закрывая полученную брешь. Месяц спустя погиб ещё один пилот Ferrari Питер Коллинз. В этих условиях положение фон Трипса в команде могло показаться более-менее устойчивым, но после очередной аварии в предпоследнем ГП сезона в Италии, повлекшей очередную тяжёлую травму, Вольфганг был второй раз за сезон уволен из команды.

В 1959 году фон Трипс ездил на Porsche. Принимал участие в гонках Ф2. Дважды стартовал в Ф1, лишь однажды пробившись на старт и не завершив гонку из-за очередной аварии. На спортивных машинах, финишировал вторым в гонке Tourist Trophy в Гудвуде и упустил победу в Targa Florio, оставшись без топлива.
А у Энцо Феррари под конец сезона вновь назрел кадровый вопрос. Лидер команды Тони Брукс уходил в Cooper. Заменить Брукса Инженьери планировал Стирлингом Моссом. Но англичанин отказался от такого предложения, предпочтя Lotus. Ситуация на рынке пилотов того времени складывалась так, что единственным более-менее приемлимым кандидатом на вакантное место в команде оставался только опальный Вольфганг фон Трипс.
Энцо Феррари, мучимый сомнениями, решил устроить Вольфгангу что-то вроде входного контроля и пригласил немца на последний ГП сезона в США. Вольфганг испытание прошёл, вполне удерживаясь в темпе прощающегося с командой Брукса, и получил место в Ferrari на 1960 год.

Сложившийся к 1960 году состав пилотов Ferrari (Фил Хилл, Вольфганг фон Трипс, Ричи Гинтер), был по мнению Инженьери одним из худших в истории команды. И хотя первый полный сезон в Ф1 стал для Вольфганга на тот момент самым успешным, Инженьери он особо не впечатлил. Энцо Феррари искал пути усиления пилотского состава команды. Фил Хилл закрепился в роли лидера команды, Гинтер являлся протеже финансовых партнёров Инженьери, единственным, вместо кого можно было взять другого пилота, был фон Трипс.
Энцо Феррари вновь вёл переговоры со Стирлингом Моссом и вновь не преуспел. В итоге фон Трипс сохранил за собой место в команде и на 1961 год.

В 1961 году фон Трипсу наконец-то покорилась знаменитая Targo Florio.
Но главные успехи сезона были связаны конечно же с Ф1.
В 1961 году был изменён регламент соревнований в части ограничения объёма двигателя до 1500 см куб. Это сыграло на руку команде Ferrari, так как в 1960 году именно такой двигатель применялся в соревнованиях Ф2, в которых Ferrari доминировала. На базе автомобиля Ф2 был оперативно создан автомобиль Ф1 Ferrari 156, прозванный «акулой». Именно этот автомобиль и вывел «серых мышек пелетона» Фила Хилла и фон Трипса в лидеры сезона.
Надо сказать, что вплоть до седьмого этапа в Монце, фон Трипс регулярно проигрывал в квалификации Филу Хиллу, и не редко оказывался худшим на старте из пилотов Ferrari. Но в гонках фон Трипс был более успешным, чем его коллеги (победы в ГП Голландии и Великобритании, вторые места в ГП Бельгии и Германии, четвёртое место в Монако), и к ГП Италии лидировал в чемпионате.
В Монце Вольфганг фон Трипс впервые в своей карьере стартовал с поул-позишн и в случае победы, независимо от результатов последнего ГП в США, становился бы чемпионом.
На гонку фон Трипс выбрал для своей машины настройки с высоким передаточным числом редуктора. Это должно было обеспечить более высокую скорость в гонке, но также могло привести к пробуксовке на старте. Фил Хилл был более осторожен. Его настройки сводили возможность пробуксовки на старте к минимуму.
В результате Фил Хилл возглавил гонку, а фон Трипс оказался в глубине пелетона. В конце первого круга манёвры и контрманёвры Риккардо Родригеса, Вольфганга фон Трипса и Джима Кларка привели к соударению машин Кларка и фон Трипса, после чего Ferrari немца вылетела с трассы и ударилась о стальной рельс, за которым находились зрители. Вольфганга выбросило из машины прямо на рельс. Смерть была мгновенной. Погибли также 14 зрителей, стоявших вплотную к рельсу в месте удара. Ещё около 30 человек оказались ранены разлетевшимися во все стороны обломками машины.
Гонка продолжилась. Её спортивный итог: победа Фила Хилла, обошедшего погибшего фон Трипса в личном зачёте и ставшего чемпионом мира. Рейхсграф Вольфганг Берге фон Трипс посмертно стал вице-чемпионом.
Невероятная игра судьбы заключается в том, что даже если бы Вольфганг фон Трипс не погиб, а просто сошёл с трассы после инцидента с Кларком, он всё равно не имел бы шансов поспорить с Филом Хиллом за титул в последней гонке. Вольфганг заранее, ещё до гонки в Монце, забронировал себе место на самолёте, на котором планировал лететь в Америку для участия в последнем Гран-При сезона. Этот самолёт потерпел крушение над Шотландией. Никто из пассажиров не выжил.

И здесь, пожалуй, надо развеять ещё несколько мифов, связанных с фон Трипсом и какими-то, якобы имевшими место, зловещими предзнаменова-ниями в жизни пилота.

Миф №4 «Предсказание цыганки».
После смерти фон Трипса, обрела широкую известность легенда о том, что Вольфгангу, ещё в раннем детстве, бродячая цыганка предсказала смерть в страшной катастрофе.
А вот до смерти рейхсграфа об этом ровно ничего не было известно. Нигде и никто, не в мемуарах, не в документальных очерках не упоминал о довлеющем проклятье. Братство пилотов Ф1 того времени было не в курсе. У падких до подобных историй журналистов не было ни малейшего представления о подобном пророчестве. Сам граф об этом никогда и ни с кем не говорил. А как тогда, спрашивается, об этом хоть кто-то вообще узнал? Ведь маленький Вольфганг, по легенде, повстречал цыганку в гордом одиночестве, без сопровождавших его взрослых. Тоже удивительная ситуация: маленький отпрыск благородного и богатого семейства разгуливает в одиночестве, а поблизости находится цыганский табор. Бред.
В общем, кто-то задним числом подвёл волнующую, мистическую базу под факт неминуемой гибели графа не по одной, так по другой причине.

Миф №5 «Вся Италия содрогнулась»
Частично этот миф произрастает из мифа №2. Погиб любимец всего апен-нинского полуострова. В шаге от титула, которого ждала вся Италия. Да ещё как цыганка предсказала, т.е. при сопутствующих жертвах.
И хотя трагедия с многочисленными жертвами, это всегда трагедия, но в данном случае имелись некие внешние обстоятельства, как ни странно, сни-зившие накал страстей.
Шумиха в автоспортивной прессе конечно поднялась. И вновь пошли жаркие дебаты по поводу безопасности пилотов и зрителей при проведении автогоночных соревнований. Но с оглядкой. Дело в том, что журналистов, не в меру разошедшихся в живописаниях произошедшей катастрофы, резко осадили и осудили серьёзные периодические издания. Незадолго до описанных событий в небе над Италией столкнулись два пассажирских самолёта. Количество жертв той трагедии было значительно выше: 145 человек. Поэтому чрезмерное нагнетание обстановки вокруг прошедшего ГП Италии, даже вызвало раздражение у большинства итальянских обывателей. А чуть больше чем через неделю разбился тот самолёт, на котором должен был лететь фон Трипс.
Получилось, что трагедия в ходе гонки, оказалась «зажата» между событиями, куда более трагичными, что конечно же сказалось на силе восприятия этой трагедии в итальянском и не только итальянском, автоспортивном и не только автоспортивном обществах.

Миф №6 «Незавершённая киносъёмка»
Большой любитель натурных съёмок Вольфганг фон Трипс в 1960 году сделал во время свободных заездов перед Гран-При круг по трассе в Монце, снимая трассу установленной на болиде видеокамерой. Три четверти круга оказались засняты, а в тот момент, когда граф проезжал то место, где в 1961 году оборвётся его жизнь, запись мистическим образом прервалась.
Красивая легенда, но неправда. В 1960 году, при участии команды Ferrari, был проведён ряд съёмок различных автогоночных трасс. На машинах Ferrari (не только Ф1, но и других классов) устанавливались видеокамеры и осуществлялась съёмка при движении автомобиля по трассе. Получился целый документальный фильм. Были и технические накладки. На разных машинах, управляемых разными пилотами, то камера вообще не включалась, то плёнку в неё забыли поставить, то отснятую плёнку криворукие сотрудники портили. Но всё в итоге оперативно исправляли. Случаев незаконченной, либо оборванной съёмки зафиксировано не было. До смерти графа. А после смерти, вуаля, получите, распишитесь. Кто уж там за рулём сидел, в каждом конкретном случае съёмок, теперь неизвестно. Раз говорят «компетентные товарищи», что в Монце это был фон Трипс, пусть будет фон Трипс. Но никакой мистики и никаких зловещих предзнаменований.

Итак, с мифами покончено.

Но вот что точно не является мифом, там это связь разных поколений немецких пилотов. Вольфгангу Александру Альберту Эдуарду Максимилиану рейхсграфу Берге фон Трипсу дал импульс для участия в гонках знаменитый немецкий чемпион довоенного времени Бернд Розмайер.
А сам Вольфганг, незадолго до своей гибели, открыл в Керпене, недалеко от своего замка, картодром, где в начале 70-х годов двадцатого века начинал знакомство с машинами маленький мальчик Михаэль Шумахер. Связь не прервалась. Она есть. Победные традиции немецких пилотов берут исток в далёких 30-х годах прошлого столетия.
7 Отзывов