27.01.2025 16:10
Система штрафных очков в Формуле 1 в последнее время неоднократно подвергалась критике. Когда штрафные очки были впервые введены в сезоне 2014 года, календарь состоял всего из 19 гонок. Курс на расширение сетки при новых владельцах Liberty Media со временем привел к расширению расписания до 24 Гран-при. Есть также шесть спринтов, в которых вероятность нарушений, естественно, выше, чем при обычных тренировках.
Однако система штрафных баллов так и не была приспособлена к этой своеобразной инфляции. В пункте 4.2 спортивного регламента по-прежнему указано, что в случае совершения пилотом нарушения члены FIA помимо штрафов или спортивных наказаний также могут налагать штрафные баллы, количество которых всегда зависит от тяжести нарушения.
Как только на суперлицензии пилота Формулы-1 в течение календарного года накопится 12 штрафных баллов, автоматически накладывается дисквалификация в виде отстранения от участия в чемпионате в течении одного гоночного уик-энда. Таким образом судьи хотят заставить рецидивистов образумиться.
С увеличением количества гонок и спринтов в год вероятность того, что гонщики превысят этот критический предел, возросла.
Кевин Магнуссен пересек лимит штрафных очков после нарушения в Монце. Таким образом, Кевин невольно вошел в учебники истории Формулы 1 в 2024 году, став первым гонщиком, превысившим свой "счёт грешника". Согласно требованиям регламента, тогдашнему гонщику Haas пришлось пропустить гонку в Азербайджане. После вынужденного перерыва его счет был обнулен. В противном случае штрафные баллы всегда остаются на суперлицензии ровно двенадцать месяцев до истечения срока их действия.
Кто может последовать за Кевином Магнуссеном? Сразу два чемпиона мира начинают новый сезон с восемью штрафными очками каждый. В случае Алонсо гонщику придется проявлять большую осторожность только в первых двух гонках. После Гран-при Китая первые три очка испанца вновь были сняты.
С Ферстаппеном ситуация выглядит гораздо серьёзнее. Чемпиону мира придется дождаться аж девятой гонки в Испании, пока ситуация несколько не улучшится. Лишь 30 июня два штрафных очка снова будут отменены. Однако если в первых восьми гонках голландец наберёт четыре очка, Ферстаппену придётся взять "декрет" и присоединиться к своей подруге Келли.
14 | Карлос Сайнс | 1 | 5 мая 2025 г. (1) |
Пилот | Штрафных баллов в настоящий момент | Ближайшее списание баллов | |
1 | Макс Ферстаппен | 8 | 30 июня 2025 г. (2) |
2 | Фернандо Алонсо | 8 | 24 марта 2025 г. (3) |
3 | Валттери Боттас | 5 | 8 декабря 2025 г. (3) |
4 | Оскар Пиастри | 4 | 3 ноября 2025 г. (2) |
5 | Лэнс Стролл | 4 | 21 апреля 2025 г. (2) |
6 | Нико Хюлькенберг | 4 | 29 июня 2025 г. (2) |
7 | Ландо Норрис | 3 | 1 декабря 2025 г. (3) |
8 | Эстебан Окон | 3 | 4 мая 2025 г. (1) |
9 | Даниэль Риккардо | 3 | 21 апреля 2025 г. (2) |
10 | Оливер Берман | 2 | 3 ноября 2025 г. (2) |
11 | Александр Албон | 2 | 1 декабря 2025 г. (2) |
12 | Франко Колапинто | 2 | 27 октября 2025 г. (2) |
13 | Лиам Лоусон | 2 | 1 декабря 2025 г. (2) |
Согласно таблице штрафных очков, Макс Ферстаппен и Фернандо Алонсо — самые грубые гонщики в Формуле 1. Ещё четыре штрафных очка, и будет риск получить неприятности от FIA.
Валтерри Боттас имеет 5 штрафных очков, но поскольку он сидит на скамейке запасных в Mercedes, волноваться по крайней мере о штрафных очках ему точно не стоит.
Оскар Пиастри, Нико Хюлькенберг и Лэнс Стролл в настоящее время делят четвёртое место в рейтинге грешников. Имея по четыре очка у каждого, эта тройка нарушителей ещё имеет некоторый некоторый запас - пока им не нужно особо осторожничать на трассе. Однако пример Магнуссена показывает, что очки можно очень быстро накопить, совершив несколько нарушений всего за один гоночный уик-энд.