20.08.2024 16:31
Обозреватель «ЭффеУно» Зандер Аркари размышляет на тему Ньюи.
О Ньюи говорят все в Формуле-1. Лето – пора слухов и сплетен, шуршащих по вечерам в глубоких августовских тенях. Любой притянутый за уши рассказ рискует превратиться в своеобразный анекдот. После объявления об уходе Ньюи из «РБ» возможное будущее место работы Адриана стало предметом постоянных спекуляций. Сначала ходили разговоры о возможном переходе в Скудерию, что стало бы кульминацией его блестящей карьеры.
Впоследствии (у итальянского «Ауто Спринта») возникла гипотеза о переходе в «Астон», где не иссякает поток долларов а широта полномочий по принятию решений была бы безграничной.
И вот, новый поворот. Из других кусов шипят, что в список потенциальных пунктов назначения добавляется «Альпин». И тут без итальянцев не обошлось. Прям, сваты какие-то. Тут посредником выступает Бриаторе. Его команда предложила блестящему конструктору присоединиться к новому приключению, который пытается устроить геодезист из Приморских Альп (это, если что, бывший босс Алонсо и Пике).
Со своей стороны, волшебник аэродинамики недавно объяснил, что он не обращает внимания на то, что сообщается в СМИ: «Я не особо часто читаю социальные сети и журналы. Когда я работал в «Лейтон-Хаусе» («Марч»), первую машину я спроектировал в 1988 году, и, несмотря на мою неопытность, это была симпатичная маленькая машинка. А потом, в 89-м, мы все облажались, и из красавца-героя в паддоке я превратился в полного идиота».
На сегодняшний день, наверное, только Ньюи и небольшая группа доверенных людей знают истинные намерения самого успешного конструктора в истории «Формулы-1».
То, что Эдриан Ньюи является лучшим конструктором в паддоке, неоспоримо, о чем свидетельствует его выдающееся резюме. Однако это не решение всех проблем, и эффект от его работы проявляется не сразу. Когда Ньюи пришел в «РБ» («Стюарт»-«Ягуар») в 2006 году, уровень конкурентоспособности команды из Милтон-Кинс был одним из самых низких. Для достижения первой победы потребовалось два года упорной работы.
Предыдущий опыт Ньюи в «Макларене» сразу оказался успешным, но надо сказать, что команда под руководством Рона Денниса на тот момент уже вернулась в былую форму, чтобы бороться за победу в некоторых Гран-при в 1997 году.
Кроме того, есть деталь, которую, хотя и не умаляя гениальности уроженца Стратфорда-на-Эйвоне, следует принять во внимание: ему помогли введенные в 2022 году регламенты, которые вернули в строй «одноместные экранопланы» (прим.перев. – именно так пишут итальянцы, потому что они знают, что так называемый «граунд-эффект» - это авиационный термин, по-нашему именуемый «эффектом экрана», только в гонках все наоборот, как крыло-антикрыло).
Ньюи пришел в «Формулу-1» на заре «экранопланов», в команду Фиттипальди под руководством Харви Постлтуэйта. И, если правила 2014 года поместили турбо-гибридные силовые агрегаты в центр технологической сцены, то техническая революция 2022 года сместила все в сторону аэродинамической эффективности, и Ньюи был единственным конструктором, имевшим опыт и знания о поведении машин эры «анти-экрана». По этой причине РБ18 никогда не страдал от таких проблем, как дельфинирование, гидравлическое запирание и других побочных эффектов, которые современные средства испытаний не смогли воспроизвести ни в аэродинамической трубе, ни, тем паче, в ВГД (вычислительной гидродинамике, CFD).
Однако «Формула-1» снова готовится сбросить кожу. С 2026 года гоночные автомобили откажутся от эффекта анти-экрана, создаваемого каналами под днищем, вернувшись к классической конфигурации с плоским днищем и продольной планкой. Внедрение активной аэродинамики гарантирует, что управление воздушными потоками и их взаимодействие с окружающими машинами останется решающим в конструкции.
Однако Ньюи, как и его коллегам, придется начинать уже с чистого листа, поскольку нормативная база 2026 года представляет собой абсолютную новинку в истории «Формулы-1».