18.06.2021 03:04
Семикратный чемпион мира Формулы 1 Льюис Хэмилтон считает, что Pirelli не виновата в проколах колес на Гран-при Азербайджана.
«Как вы знаете, каждый раз после подобных случаев Pirelli повышает давление в шинах. Согласитесь, о чем-то это говорит, – цитирует гонщика Mercedes британский Autosport. – Часто бывает так, что давление в шинах просто не соответствует требуемому. У нас например, не было каких-либо проблем.
На мой взгляд, в этом году Pirelli отлично поработала над шинами, они стали прочнее, чем раньше. Так что не думаю, что в данном конкретном случае стоит винить поставщика шин».
Однако Марио Изола, руководитель автогоночного подразделения итальянской компании, на пресс-конференции в Ле-Кастелле дал понять, что команды Red Bull Racing и Aston Martin не нарушали никаких предписаний, полученных от шинников.
Глава гоночных программ миланцев напрямую сказал то, что в отчете только подразумевалось – обе команды использовали возможности снизить давление в шинах и поплатились за это. При этом, как часто бывает, важно учитывать нюансы.
Обычно на каждом Гран При в Pirelli устанавливают планку минимального предстартового давления, исходя из того, что по ходу дистанции оно дополнительно вырастет. Однако у двух команд, чьи пилоты попали в аварии, этого роста не было.
В итоге гонщики ехали на более низком давлении, чем ожидали в Pirelli. В быстрых поворотах бакинской трассы это привело к дополнительной нагрузке на внутреннюю часть боковин – и в итоге к отказам шин.
Когда шины получают большое количество энергии, а давление в них ниже ожидаемого, в боковинах возникает эффект, называемый стоячей волной.
«Мы не говорили, что эти команды сделали что-то такое, что не разрешено правилами, – подчеркнул Изола. – В настоящее время мы предписываем командам придерживаться определённых параметров, это давление в шинах на старте гонки, максимальная температура термочехлов и максимальный угол развала.
Мы устанавливаем именно эти параметры по одной простой причине: они поддаются измерениям, и при этом не возникает никаких разночтений. Но в идеале мы должны ещё отслеживать и то, что происходит в условиях гонки. Речь о стабилизированном давлении, о нагрузках, о скоростях, о величине развала. Очевидно, что некоторые из этих параметров мы не можем предписывать просто потому, что у нас нет инструментов для их контроля.
В следующем году, и все это знают, вместе с переходом на 18-дюймовую резину на всех машинах появятся стандартные датчики, следить за которыми будет FIA, и у нас появится возможность контролировать величину давления по ходу гонки.
А сейчас во всех командах применяются разные датчики, которые никто не контролирует. Мы не можем отслеживать величину стабилизированного давления, но не потому, что не хотим это делать. Это просто невозможно. Были планы заняться этим уже в 2021 году, но из-за пандемии нам пришлось перенести переход на 18-дюймовые шины на 2022-й.
В Баку произошло вот что: мы ожидали, что по ходу гонки будут одни условия, а в реальности они были другими, и это вызывало проблемы. Они были вызваны кольцевым разрывом, возникшим на внутреннем плече шины – в обоих случаях характер повреждения был одинаковым.
Когда мы готовили предписания по минимальному давлению, то использовали данные симуляций с некоторым допуском. Нагрузки, прижимная сила и скорость были смоделированы – но не совпали с теми, что мы увидели на реальной трассе.
При выборе минимальной планки мы полагаем, что команды будут использовать определенное давление и параметры развала колес. С учетом допусков условия работы должны быть приемлемыми для шин.
Когда шины испытывают большие нагрузки, а давление ниже, чем ожидалось, на их боковинах образуется то, что мы называем стоячими волнами. При этом на внутреннюю боковину воздействуют очень большие энергии, и в определённый момент шина разрывается. Та ситуация в Баку произошла именно по этой причине».
Когда Изолу попросили уточнить, не значит ли это, что команды в стремлении к высоким скоростям нашли некие пробелы в технических предписаниях и попытались ими воспользоваться, он признал: «Возможно, так и есть. Если шины работали в условиях, которые мы не предвидели, очевидно, это означает, что команды нашли способ этого добиться. О том, как им это удалось, надо спрашивать у них…
Если в регламенте не написано, каким должно быть давление по ходу гонки, я не могу говорить, что они в стремлении добиться более высоких скоростей делали что-то противозаконное. В настоящее время, если они выполняют наше требование, и перед стартом давление в шинах то, которое предписано – значит, всё соответствует правилам.
Если подобное произойдёт в следующем году, когда будут применяться стандартные датчики, и будет введён такой параметр, как давление по ходу гонки, то это будет означать, что команды нарушают правила».