В борьбе за победу в Гран-При только те, кто ещё не побеждал

17.12.2020 12:01

По итогам Гран-При Сахира на первых семи строчках итогового протокола гонки оказалось шесть гонщиков, ранее ни разу не побеждавших в гонках Ф1. И уже второй раз в нынешнем сезоне такие гонщики оккупировали сразу четыре верхних строки итогового протокола Гран-При. Естественно, что один из этих четырёх (шести) открыл счёт своим победам. Но в Ф1 бывали и более удивительные случаи, когда или вообще ни один из добравшихся до финиша гонщиков не имел опыта побед в Гран-При Ф1, или больше четырёх (иногда значительно больше) верхних строчек итоговых протоколов занимали именно такие гонщики.

В принципе, в этом материале можно было бы просто перечислить все те случаи, когда некоторое немалое число верхних строчек итоговых протоколов гонок (от семи и более, например) занимали исключительно участники, ранее в зачётных гонках Ф1 не побеждавшие. Но такой материал получился бы неинтересным и малоинформативным. Если привести хотя бы краткое описание всех таких гонок, то может получиться текст на редкого любителя, а для большинства читателей откровенно скучный. Поэтому я остановлюсь всего на двух эпизодах, в том или ином плане рекордных в рамках рассматриваемой темы. Тем более, что по каждому из этих эпизодов можно рассказать не самую скучную историю.

Приведу эти эпизоды в хронологическом порядке.

Гран-При Италии 1960 года. Все десять добравшихся до финиша и получивших итоговую классификацию гонщиков были из числа тех, кто ранее в зачётных Гран-При Ф1 не побеждал. И это абсолютный рекорд Ф1 по числу верхних строчек протоколов гонок, оккупированных участниками, не имеющими победного опыта в этом классе.

В данном случае избирательность госпожи Фортуны, определяющей кому добраться до финиша, а кому сойти в результате отказа техники либо гоночных инцидентов, абсолютно ни при чём. Всё дело во вдумчивой избирательности организаторов гонки.

В 1960 году Энцо Феррари продолжал следовать стремительно утрачивающему в формульном автоспорте актуальность принципу: "Лошадь тянет телегу, а не толкает её". Соответственно, новая модель "Феррари", подготовленная к старту сезона, была переднемоторной и морально устаревшей в момент выпуска. Сезон обернулся для "Феррари" серией тяжёлых поражений с парой случайных подиумов в начале года. И не было никаких предпосылок к тому, что домашняя для "Скудерии" гонка будет хоть как-то выделяться в этом плане.

Ранее не побеждали 01

Переднемоторная техника "Феррари" в Монце в 1960 году. На первом плане автомобиль Вилли Майереса, затем техника для Ричи Гинтера и замыкает ряд автомобиль будущего победителя гонки Филла Хилла.

Но эти предпосылки создали организаторы итальянского Гран-При. Они отклонили заявки на участие в гонке, поступившие от всех заводских команд Ф1, эксплуатирующих заднемоторную технику. Также были отклонены заявки от всех финансово обеспеченных частных команд, закупающих актуальную клиентскую заднемоторную технику и самостоятельно её дорабатывающих. Исключение составила частная команда Эудженио Кастеллоти. Она закупала актуальную технику марки "Купер" (лучшая техника сезона), но ставила на неё движки собственного производства, что гарантированно исключало гонщиков этой команды из числа серьёзных конкурентов хоть для кого, в том числе и для "Феррари". Ревизии подверглись также индивидуальные заявки от гонщиков. И если суммарный показатель мастерства потенциального участника и силы его техники по экспертной оценке организаторов превышал некий установленный минимум, такая заявка опять-таки отклонялась.

В итоге, на старт гонки вышли шестнадцать участников: четыре представителя "Феррари" и безопасная для единственной заводской команды массовка. Никто из вышедших на старт не имел опыта побед в зачётных Гран-При Ф1, так что вопрос с первой победой в зачётной гонке для одного из участников был решён ещё до старта заезда.

Отмечу, что гонщицкий состав, собственно, "Феррари" был весьма сильным. Фил Хилл, Вольфганг фон Трипс и Ричи Гинтер были безусловно известными и компетентными в своём деле людьми. Просто именно на тот момент все их победы в Ф1 были ешё впереди. А в следующем году Ф. Хилл и фон Трипс станут чемпионом и вице-чемпионом мира, соответственно (фон Трипс - посмертно). Ещё один гонщик "Скудерии" Вилли Майерес хоть и уступал в текущем статусе прочим партнёрам по команде, но также был популярным гонщиком.

Остаётся добавить, что в "Феррари" уже осознали ошибочность своей конструкторской стратегии и даже успели подготовить к гонке в Монце экспериментальный автомобиль с заднемоторной компоновкой. Управление этим автомобилем доверили фон Трипсу.

Но если "переднемоторные монстры" в пух и прах разгромили остальной пелетон, заняв три первых места в гонке (Ф. Хилл выиграл у Гинтера больше двух минут, Майерес проиграл партнёрам круг, но также на круг опередил лучшего из прочих участников гонки), то фон Трипс в квалификации уступил сразу двум гонщикам из числа избранных приглашённых, а одному из них уступил потом и в гонке. В квалификации время фон Трипса почти десять секунд уступало времени поула, а в гонке он отстал от победителя на два круга. Так что работ с заднемоторной техникой у "Феррари" был ещё не початый край. Но до побед в Кубке Конструкторов и Личном Зачёте оставался всего один год.

Они ранее не побеждали 02

"Феррари" на первом ряду стартового поля Гран-При Италии 1960 года. На переднем плане Фил Хилл, далее Ричи Гинтер, на заднем плане Вилли Майерес.


Гран-При Италии 1971 года. В этой гонке только семь первых мест итогового протокола заняли участники, ранее не отмечавшиеся победами на зачётных этапах Ф1. Но зато сразу четверо из них вели борьбу за победу до предпоследнего поворота гонки, а трое – до последних сантиметров дистанции. Ведь это тот самый знаменитый Гран-При, где первое и пятое место разделили ничтожные 0,61 секунды, а первые четыре места уместились менее чем в 0,2 секунды. И такое число участников без предыдущего победного опыта, не просто доехавших до финиша, а реально боровшихся за свою первую победу до последних секунд гонки, это тоже своеобразный статистический рекорд.

В принципе, об этом Гран-При написано много статей. Именно из-за небывало плотного финиша первой пятёрки. Поэтому приведу лишь несколько дополнительных фактов об этой гонке, которые почему то плохо освещены в материалах на русском языке.

Факт 1. В составе «великолепной пятёрки», сотворившей самый плотный финиш в истории Ф1, были четыре «бойца» и один «зритель».

Звучит, конечно, странно. Но это факт. Вышеупомянутая пятёрка сформировалась в полном и окончательном составе к началу 44 круга (из 55), когда к плотно идущей четвёрке гонщиков (Франсуа Север на «Тирелл», Ронни Петерсон на «Марч», Майк Хэйлвуд на «Сертиз», Хоуден Генли на «БРМ») примкнул догнавший их будущий победитель Питер Гетин на «БРМ». Некоторое время эта пятёрка олицетворяла собой борьбу за места со второго по шестое. Но по воле гоночных обстоятельств с 47 круга внутри этой пятёрки пошла борьба за первую в карьере победу в Гран-При Ф1. Итак, одиннадцать кругов они проехали вместе. И подробное описание событий внутри этой пятёрки на каждом из означенных кругов вполне потянуло бы на самостоятельный увлекательный рассказ. Но! Основными героями этих рассказов оказались бы только Север, Петерсон, Хейлвуд и Гетин. Что же касается Генли, то его вклад во все эти рассказы ограничился бы одной общей фразой: «Хоуден Генли как всегда предельно осторожен, не пытается ничего предпринять». Это цитата из описания гонки на «Stats F1.сом». И судя по общему описанию событий гонки, Хоуден Генли действительно был только зрителем. Он даже не с «первого ряда партера», а прямо со «сцены» наблюдал за эпическим сражением четырёх коллег за победу. Но не переставал от этого оставаться «зрителем».

Факт 2. Маневр Питера Гетина в последнем повороте, обеспечивший ему победу, был безупречен в исполнении, но небезупречен с позиции спортивной этики.

В принципе, это соперники (Север и Петерсон) не оставили Гетину иного выбора. Он оказался в роли третьего участника программы «Умники и умницы», которому после выбора двух первых участников досталась красная дорожка: самая короткая, но без права на малейшую ошибку. Условия гонки Ф1 внесли ещё и дополнительное условие: наличие потенциальной угрозы столкновения с соперниками, если те сами, в ущерб собственным интересам, не предпримут действий по предотвращению столкновения. Но это же Ф1. Там во все времена выбор в пользу выставляемых локтей вместо проявления джентльменства на 99 процентов ведёт к успеху. При движении по «Реттифило Централе» (предпоследняя прямая) перед входом в «Параболику» (последний вираж перед выходом на стартовую прямую) Франсуа Север занял левую сторону трассы почти у края, обеспечивая себе прохождение последнего виража по внешнему радиусу, но с наиболее высокой скоростью выхода на стартовую прямую. Ронни Петерсон занял позицию по центру трека колесо в колесо с Севером, не давая французу «соскочить» с внешнего радиуса «Параболики». Швед считал движение по внешнему радиусу проигрышным вариантом и уже видел себя победителем гонки. Позади этой пары оставались Питер Гетин (за Петерсоном) и Майк Хэйлвуд (за Севером). Хоудена Генли в расчёт не берём. Он был ещё чуть позади и вследствие своей осторожности рассчитывал разве что на взаимный вынос друг друга остальными коллегами. Хэйлвуд в этой ситуации оказался четвёртым лишним, зажатым соперниками и не имеющим свободы маневра. А перед Гетином открылся единственно возможный маневр, оставляющий его в борьбе за победу, который британец и реализовал. Он разогнался в слипстриме за Петерсоном и перед самым входом в «Параболику» ушёл вправо на внутренний радиус, имея избыточную скорость, и максимально оттянул торможение. Весь маневр оказался расчитан безупречно. Питер с блокировкой всех четырёх колёс прошёл «Параболику», предоставив машине возможность двигаться исключительно по законам физики, и восстановил контроль над машиной в момент выхода на финишную прямую. А вот Петерсону и Северу пришлось оттормаживаться и менять траекторию движения, чтобы не попасть под «БРМ» Гетина в тот момент, когда эта машина двигалась с заблокированными колёсами. Таким образом, Гетин за счёт своего "шантажирующего" маневра (или вы притормозите и отвернёте, или я вас вынесу) выиграл расстояние (почти корпус машины относительно Петерсона и почти полтора корпуса относительно Севера) и свёл к минимуму преимущество соперников в скорости выхода на стартовую прямую. Ронни и Франсуа догоняли Питера на прямой, постепенно «съедая» отставание, но к пересечению финишной черты опередить так и не успели.

Факт 3, но не исключено, что красивая придумка журналистов.

Питер Гетин вскинул руку вверх ещё до пересечения финишной черты не в качестве жеста победителя, а в качестве инструмента в борьбе за победу.

Они ранее не побеждали 03

Финиш Гран-При Италии 1971 года. В кадре вся первая пятёрка гонщиков. Хорошо просматривается поднятая вверх рука Питера Гетина. Двигающийся рядом автомобиль Ронни Петерсона отстаёт почти неразличимо для глаза. За Петерсоном накатывает на финиш Франсуа Север. Чуть позади Майк Хэйлвуд. Ещё чуть позади "зритель" Хоуден Генли.

Сам Питер Гетин никогда не комментировал свою преждевременно поднятую в триумфальном жесте руку. Но несколько британских обозревателей нисколько не сомневались в причинах этого жеста и делились своим мнением в отчётах о гонке. В то время в Британии проходило множество мелких гонок в младших формульных классах на небольшие дистанции и практически на одинаковой технике. Система хронометража на таких гонках была примитивной даже по меркам того времени: с точностью до десятых долей секунды. Поэтому иногда случалось так, что при особо плотных финишах у двоих лидеров фиксировалось одинаковое время прохождения дистанции. В таких случаях победителя определяли специально назначенные арбитры по поступавшим в их распоряжение фотографиям и стоп-кадрам пересечения машинами финишной черты. Журналисты утверждали, что если один из участников на фото-видео материалах был запечатлён с поднятой в победном жесте рукой, то ему практически без исключений присуждалась победа. Поднятая рука, таким образом, позволяла судьям (заставляла судей) увидеть дюйм преимущества у владельца этой руки, независимо от того был этот дюйм на самом деле или его не было. Так что Питер Гетин, по мнению журналистов, как истинный британец поднял свою руку в победном жесте на всякий случай. Дабы увеличить свои шансы на победу, если дело и в Ф1 дошло бы до изучения финиша по фотографиям и стоп-кадрам.

От себя добавлю, что если бы линия финиша отчётной гонки располагалась на несколько десятков метров дальше, чем была на самом деле, то Ронни Петерсон, возможно, обнулил бы своё отставание в одну сотую секунды от Питера Гетина. И тогда, возможно, практика младших гоночных серий британского автоспорта вдруг сработала бы на самом высшем уровне. И рука Питера Гетина стала бы неким аналогом руки Диего Марадоны в четвертьфинальном матче чемпионата мира 1986 года в Мексике  ))))

Они ранее не побеждали 04

Победитель гонки с самым плотным финишем первой пятёрки участников Питер Гетин. Победа в Гран-При Италии 1971 года осталась единственной для Питера за время карьеры в Ф1.

 

Автор заметки: ROMAN grosjean (декабрь 2020 года).

2 Отзыва