29.10.2020 23:19
Когда Льюис Хэмилтон сначала повторил, а затем и превзошёл державшийся с 2006 года рекорд Михаэля Шумахера по числу побед, все пытались сравнивать этих двух гонщиков. Все, но только не Мартин Уитмарш. Бывший руководитель McLaren Racing знает Льюиса Хэмилтона лучше многих, ведь его становление как гонщика Формулы 1 проходило у него на глазах, и Уитмарш уверен, что у шестикратного чемпиона мира больше общего с Микой Хаккиненом, чем с Шумахером.
Мартин Уитмарш: «У меня много прекрасных воспоминаний о Дженсоне Баттоне, Мике, Кими Райкконене, Хуане Пабло Монтойе и даже о Фернандо Алонсо… Все они яркие личности – во многих смыслах. Но из всех, с кем у меня был опыт совместной работы, я бы выделил двоих – Айртона Сенну и Льюиса. Только их отличала эта особая аура, свойственная по-настоящему выдающимся личностям.
Когда я познакомился с Айртоном, у него уже была эта аура, но у Льюиса, когда я впервые с ним встретился, её ещё не было. Она развилась потом, и всё, что он делает, это действительно его заслуга. Мне повезло, ведь это происходило на моих глазах.
Я никогда не относился к Шумахеру так, как, наверное, следовало к нему относиться. Но он всегда был нашим соперником, который всячески пытался перехитрить моих гонщиков, поэтому моё отношение к Михаэлю не назовёшь нейтральным.
Льюис на всё готов ради победы, но он хочет побеждать в абсолютно честной и достойной манере. Достойны восхищения те люди, которым в какой-то мере удаётся сохранять искренность и неиспорченность – Льюис и Мика именно такие, они никогда не позволяли себе сомнительных манёвров».
В своё время Уитмарш не скрывал обиды из-за того, как с ним обошлись в McLaren, когда ему пришлось уйти из команды, которой он отдал почти четверть века. Но потом он занялся совсем другими проектами, и это приносит ему удовлетворение.
«Всё, что я сейчас делаю, имеет экологическую направленность, чем я очень горжусь, – рассказал он. – Некоторые проекты развиваются вполне успешно, и они полная противоположность тому, чем я в основном занимался по ходу карьеры в Формуле 1 и в аэрокосмической сфере. Сейчас мои интересы связаны с "зелёными" технологиям в области судоходства, с энергией ветра. Кроме того, я вхожу в состав экспертного совета Формулы E.
Хочу ли я вернуться в Формулу 1? Не знаю. Хотя я по-прежнему её люблю. Время, отданное ей, было прекрасным. Но я решил, что теперь обойдусь без неё. Расставание получилось невесёлым, у меня были поводы для злости. Но мне везёт: хотя я и не так уж богат, но всё-таки достаточно обеспечен и могу заниматься тем, чем хочу!»
По словам Уитмарша, когда он занял должность исполнительного директора команды Бена Эйнсли, выступающей в Кубке Америки (ныне Ineos Team UK), одном из самых престижных соревнований в мировом яхтенном спорте, он хотел, чтобы новая работа заменила в его жизни Формулу 1.
«Я занялся этим лишь потому, что мне не хватало адреналина, который ты чувствуешь в дни гонок, и я всё это получил, хотя напряжение здесь всё-таки не то. Мне по-прежнему не хватает адреналина, связанного с гонками, так что я бы не зарекался…
Я ещё достаточно молод и в хорошей форме. С этого года я стал посвободнее, поскольку оставил руководящие посты. Во мне зреет желание предпринять ещё одну последнюю попытку. Хотя, возможно, возвращение в Формулу 1 и не принесёт радости…»
Стоит отметить, что возвращение Мартина в паддок может произойти не только в рамках начала работы в одной из действующих команд. Новые формулировки регламента делают Формулу 1 более доступной, поэтому не исключено, что Уитмарш может вернутся в составе новой команды Ф1, в которой Мартин, с его громадным опытом работы, будет поистине незаменимым человеком.
В частности, Пол Стоддарт, возглавлявший Minardi до продажи концерну Red Bull в конце 2005 года, неожиданно выступил с заявлением, в котором не исключил своего возвращения в Формулу 1 - и именно с собственной командой.
В последние годы Стоддарт руководит программой F1 Experiences – «одиннадцатой командой» с двухместными машинами Формулы 1, на которых в дни Гран-при катают различных приглашённых гостей и журналистов.
«Формула 1 сейчас представляет интерес для новых команд, потому что бюджеты будут сокращены, – заявил Стоддарт в интервью RaceFans. – Не уверен, что они появятся уже в 2022-м, но есть шанс, что Формула 1 станет немного более доступной. Впрочем, многое зависит от того, каким будет новый регламент на двигатели.
С введением 200-миллионного входного порога стало гораздо привлекательнее купить команду. Я уверен, что со временем ценник на отдельные команды будет составлять меньше. Джину Хаасу нужно принимать решение, как и Alfa Romeo, и я не уверен полностью, что Renault останется.
С другой стороны, мы вполне могли бы поступить так, как Haas. У меня есть около 90% всего необходимого для гоночной команды: моторхоумы, грузовики… Даже некоторый резерв сотрудников, которые могли бы заняться разработкой машины. Так что для нас будет не так и сложно организовать команду из 100-150 человек и заключить контракты на нужные компоненты».
Конечно, возвращение Уитмарша отнюдь не гарантированно. Но руководителям абсолютно всех команд, включая даже чемпионский Mercedes, стоило бы призадуматься, ведь специалисты калибра Уитмарша не так часто оказываются в свободном доступе...