Исторические аналогии в части досрочного титула 2017 года.

03.11.2017 13:14

Досрочные титулы выигрываются по разному. Иногда потенциальный досрочный чемпион просто в очередной раз демонстрирует своё преимущество над всеми, включая ближайшего преследователя в ЛЗ, и под аккомпанемент очередной победы в гонке водружает себе на голову чемпионскую корону. Иногда потенциальный досрочный чемпион находится в тени рвущего все жилы и достигающего максимально возможного результата в гонке ближайшего преследователя в ЛЗ, но точно зная свою чемпионскую норму, выполняет её и превращает гоночный триумф преследователя в статистическую формальность на фоне собственного глобального успеха в чемпионате. А бывает и так, что потенциальный досрочный чемпион в силу каких-либо обстоятельств показывает слабый результат в определяющей судьбу титула гонке, но на фоне далёкого от идеала выступления главного оппонента и этого хватает для оформления титула. Получение титула Льюисом Хэмилтоном в 2017 году попадает под последнее определение. И если просмотреть историю чемпионатов мира в классе Ф1 с 1950 года по настоящее время, то случаев досрочного получения титула, более-менее аналогичных нынешней ситуации, найдётся всего три.

Представляю их Вашему вниманию.

 

1953 год.

Для этого эпизода имеет место самый яркий пример применения упрощённой статистической истории Ф1. Ибо нет никаких свидетельств, что в 1953 году хоть кто-то, включая гонщиков и руководство команд, следил за текущим ходом чемпионата, отделял зачётные гонки от незачётных и воспринимал происходящее именно так, как изложу это я. Но проведённый задним числом диванный анализ статистических сводок зачётных гонок рисует такую картину.

Четыре победы лидера «Феррари» Альберто Аскари в первых пяти (не считая ИНДИ-500) зачётных этапах чемпионата мира привели к тому, что чемпионский титул мог уплыть от Альберто только в том случае, если его партнёр по команде Майкл Хоторн выиграл бы все три оставшихся зачётных этапа, при этом не менее двух раз оформив на себя лучшее время круга,  за который в то время полагалось одно очко. При этом результаты самого Аскари были бы уже не важны. Правда объективная оценка сил указывала на то, что если кто и мог претендовать на победы во всех оставшихся гонках сезона, так это сам Аскари, но никак не Хоторн. Ясно, что при таких драконовских раскладах получение титула было для Аскари лишь вопросом времени. Но на предпредпоследнем этапе в Германии у Альберто не заладилось. Поначалу он увереннейшим образом лидировал, но на его машине оторвалось колесо. Альберто добрался до боксов и получил новое колесо, но машина настолько разбалансировалось, что ей стало невозможно управлять. Тогда Альберто по командному указанию забрал машину у менее приоритетного Луиджи Виллорезе. Но движок на этом болиде вскоре потерял мощность, а под конец гонки и вовсе задымил. В общем, кое как добравшись до финиша на восьмом месте Аскари устранился с пути Хоторна. Да вот только сам Майк провёл далеко не самую выдающуюся гонку и финишировал лишь третьим далеко позади опередивших его соперников. Вот так Альберто Аскари получил досрочный титул не после очередной безоговорочной победы в гонке, а после одной из самых проблемных своих гонок в отчётном чемпионате.

Гран-При Германии 1953 года

 

1966 год.

Здесь уже нет места упрощённой статистической истории. Ибо к середине 60-х годов специализированные средства массовой информации уже вели отдельную статистику зачётных гонок чемпионатов мира, зачётные гонки освещались именно как составная часть чемпионатов мира, а гонщики из лидирующей верхушки уже следили за собственным положением в ЛЗ и положением там же основных конкурентов и были не прочь прикинуть благоприятные и неблагоприятные расклады накануне решающих гонок.

Накануне предпредпоследнего этапа чемпионата мира в Италии Джек Брэбэм , защищавший цвета собственной команды и  выигравший до того четыре гонки подряд, находился в прекрасном положении для получения титула чемпиона досрочно. Но при этом у него было сразу четыре преследователя, каждый из которых в случае сплошной череды собственных триумфов в последних трёх гонках сезона, мог потеснить «Блэк Джека» с вершины. Но эти триумфы надо было ещё добыть. Между тем, Брэбэм, невзирая на обилие страждущих оппонентов, после некоторых послестартовых пертурбаций возглавил гонку в Монце, намереваясь оформить досрочный титул одновременно с очередным высоким результатом в гонке. А вот претенденты начали выпиливаться один за другим и быстрее прочих те из них, кто представлял команду «БРМ». Грэм Хилл не проехал даже одного круга, полетел распределительный вал, а Джеки Стюарт проехал лишь пять кругов из-за течи в топливном баке. Спустя всего два круга из гонки с утечкой масла выбыл сам Брэбэм. Но беспокоиться потенциальному досрочному чемпиону оказалось не о чем. Остальные претенденты на титул, управлявшие техникой марки «Купер», не демонстрировали темпа, который мог бы позволить им претендовать на победу в гонке. При этом Джон Сертиз гонку в итоге также не закончил (ещё один прохудившийся топливный бак), а Йохен Риндт финишировал за пределами тройки призёров, чего было совершенно недостаточно, чтоб сохранить шансы на титул. Второй раз в истории Ф1 досрочный чемпион стал таковым не благодаря собственному результату в определяющей гонке, а благодаря отсутствию требуемого результата у конкурентов.

Гран-При Италии 1966 года

 

1971 год.

Джеки Стюарт доминировал в Ф1 в тот год. Накануне австрийского этапа, когда до конца чемпионата оставалось четыре гонки, помешать шотландцу стать чемпионом мог только Жаки Икс из клана «Феррари». Для этого Иксу надо было в обязательном порядке выигрывать все оставшиеся гонки чемпионата и надеяться на сплошные неудачи у Стюарта, защищавшего честь команды «Тиррелл». Чуда не произошло. Нет, в плане неудачного выступления Стюарта в Австрии для Икса всё прошло идеально. Джеки из-за проблем с двигателем гонку не закончил. Вот только и у самого Жаки возникли проблемы с двигателем, причём ещё раньше, чем у кандидата в досрочные чемпионы. Из-за этого Икс, для которого не существовало никакого иного приемлемого варианта кроме победы, некоторое время плёлся в хвосте пелетона на фоне находящегося в лидирующей группе и уже практически ставшего досрочным чемпионом Стюарта. Окончательный отказ техники у Икса совпал по времени с отказом техники у Стюарта.

Гран-При Австрии 1971 года

 

Гран-При Мексики 2017 года

 

Автор заметки: ROMAN grosjean (ноябрь 2017 года)


* Отредактировано автором 3.11.2017 в 14:32
1 Отзыв