Телята на убой. Кому Red Bull не дал шанса попасть в Ф1

20.10.2017 15:01

Система Red Bull – это не только истории успеха Себастьяна Феттеля, Даниэля Риккардо или Макса Ферстаппена. Гораздо чаще молодые пилоты «быков» в Ф1 терпели неудачи и довольно быстро вылетали из серии – чего только стоят примеры Хайме Альгерсуари, Скотта Спида или Кристиана Клиена.

Но еще большему количеству гонщиков в Red Bull даже не дали возможности попасть в Ф1. Причем о многих из этих пилотов вы наверняка даже не слышали. 

Совсем недавно одним из них был и Брендон Хартли – но спустя семь лет после ухода из молодежной программы Red Bull новозеландец все же получил шанс проехать Гран При в составе Toro Rosso. 

Мы решили вспомнить самых примечательных гонщиков, когда-либо входивших в систему Red Bull, но которым австрийцы так и не дали шанса дебютировать в Ф1. Некоторые из них впоследствии все же сумели добраться до главной гоночной серии мира, но большинству пришлось строить карьеру в других чемпионатах.

2001-2003 (годы в программе Red Bull):   Патрик Фризахер


 
 В системе Red Bull: Фризахер стал одним из первых рекрутов программы «быков», в первые годы существования явно отдававшей приоритет австрийским гонщикам. Среди первых шести пилотов Red Bull Junior Team было пять австрийцев, из которых самым известным стал Патрик. Фризахер провел три сезона в Формуле-3000 за Red Bull, но больших успехов не добился и вылетел из программы. 

 Фото: Клифф Райс

 Патрик Фризахер
 
 

После Red Bull: все-таки попал в Формулу 1 в 2005 году, подписав контракт с Minardi, и даже набрал три очка в скандальной гонке в Индианаполисе. Однако в середине сезон Патрика уволили из-за того, что его спонсоры не выполнили обязательств перед командой Пола Стоддарта. После Ф1 Фризахер выступал в A1GP, но в 2008-м попал в тяжелую аварию, получив серьезные травмы позвоночника. На этом его карьера гонщика фактически закончилась – сейчас австриец работает инструктором на «Ред Булл Ринге», а также катает гостей паддока в двухместной машине Ф1. 

 Фото: Sutton Motorsport Images


2003-2004:   Матиас Лауда
 
 

В системе Red Bull: австрийцу с такой фамилией в Red Bull просто не могли не дать шанса. Однако за два года в программе «быков» Матиас не впечатлил – лишь восьмое место в World Series Light (младшей категории Мировой серии Nissan) и всего пять очков за целый сезон в Формуле-3000. После столь бледных результатов от сына Ники Лауды Red Bull отказался. 

 Фото: Дейв Даер

 Матиас Лауда
 
 После Red Bull: в «формульных» гонках у Лауды совсем не пошло, как и в DTM. Казалось, карьера Матиаса должна оказаться совсем уж бесславной, но в последние годы австриец, кажется, обрел себя в WEC: Лауда уже третий сезон побеждает в гонках и борется за титул в категории GTE Am в составе экипажа Aston Martin. Но конечно, до великого Ники ему очень и очень далеко. 

 Фото: JEP / LAT Images

2004:   Нараин Картикеян
 
 

В системе Red Bull: вы не поверите, но для Red Bull Нараин не всегда был «огурцом» – в 2004-м он был участником их программы и выступал в Мировой серии Nissan. Индийская пресса носила его на руках – ведь любой успех Нараина делал его «первым индийцем, достигшим...». В сезоне-2004 Картикеян проводил в Мировой серии третий сезон и выиграл две гонки, а по итогам года стал пятым. Red Bull, правда, все равно не впечатлился. 

 Фото: Дейв Даер

 Нараин Картикеян
 
 

После Red Bull: но сразу же после ухода из программы «быков» Картикеян попал в Ф1 в Jordan, которая презентовала его в Москве прямо на Красной площади в шапке-ушанке – канадский олигарх российского происхождения Алекс Шнайдер уже начал полномасштабную «русификацию» Jordan.

Кроме четвертого места на все том же Гран При США-2005, Нараин ничего не добился и покинул Ф1 по окончании сезона – чтобы вернуться в роли мобильной шиканы в 2011-м, выступая за агонизирующую HRT. Попробовав несколько чемпионатов, Картикеян остановился на японской Суперформуле, где гоняется уже четвертый сезон и даже иногда финиширует на подиуме. 

 Фото: Такахиро Масуда

2005-2007:   Нил Джани
 
 

В системе Red Bull: Джани гонялся в GP2 и A1GP, наибольших успехов добившись во втором чемпионате в составе команды Швейцарии. А за Red Bull Нил даже провел несколько тестов в Ф1 и был резервным пилотом Toro Rosso. В 2007-м «быки» перевели Джани в Champ Car, где швейцарец взял три подиума. Однако это не хватило для того, чтобы остаться в системе Red Bull. 

 Фото: Люсьен Харменье

 Нил Джани
 
 

После Red Bull: Джани выиграл A1GP, а затем перебрался в гонки на выносливость, где и достиг главных успехов в карьере. В сезоне-2016 Нил выиграл «Ле-Ман» и чемпионат WEC. А с 2018-го с уходом Porsche из WEC в карьере Нила начнется новая глава: Джани вернется в гонки машин с открытыми колесами и будет выступать в Формуле Е за Faraday Future Dragon Racing. При этом швейцарец все еще остается связан с Porsche, которая с сезона 2018/19 выставит в «электрической серии» заводскую команду – вполне вероятно, через год он снова будет выступать за Porsche. 

 Фото: Porsche AG

2005-2007:   Филипе Альбукерке
 

 
 

В системе Red Bull: началом карьеры в молодежных сериях Альбукерке обязан Red Bull, заметившей португальца в картинговых чемпионатах. Филипе начал неплохо, проведя два сильных сезона в Формуле-Renault 2.0, а в Мировой серии Renault Альбукерке стал четвертым (лучшим из новичков). Однако Red Bull ему так и не дала шанса, сделав ставку на других парней: Феттеля, Буэми, Альгерсуари и Хартли. 

 Фото: Фабрис Кроснье

 Филипе Альбукерке
 


 

После Red Bull: Альбукерке погонялся в A1GP, но большего без финансовой поддержки в «формульных» гонках добиться было трудно. Португалец перебрался в кузовные гонки (в частности, выступал в DTM), но больших успехов не достиг. С 2014-го Филипе сосредоточился на гонках на выносливость, где у него получается лучше – например, в 2016-м он стал вторым в зачете LMP2 в WEC, а также выигрывал гонки в IMSA и ELMS.

В этом году Альбукерке едва не победил в «24 часах Дайтоны», однако его развернуло после контакта с Рики Тейлором за семь минут до финиша, и в итоге португалец остался вторым. А еще в 2010-м он сенсационно выиграл Гонку чемпионов. 

 Фото: Эрик Юниус

2005-2008:   Стефано Колетти
 
 

В системе Red Bull: как и в случае с Альбукерке, Стефано привлек внимание «быков» выступлениями в картинге. Монегаск задержался в программе Red Bull на целых четыре года, хотя нельзя сказать, что блистал результатами: ни в Формуле-БМВ, ни в Формуле-Renault 2.0, ни в Евросерии Ф3 он ни разу не попал в топ-3 по итогам чемпионата и выиграл считанное число гонок. Терпение Хельмута Марко лопнуло лишь в 2008-м, после чего Колетти отправился в свободное плавание. 

 Фото: BMW AG

 Стефано Колетти
 
 

После Red Bull: снова ничем не запомнился. Колетти не смог подняться выше пятого места в общем зачете за четыре года в GP2, где однажды попал в серьезную аварию и травмировал позвоночник, а затем провалился в IndyCar. В прошлом сезоне монегаск выступал за российскую команду SMP Racing в ELMS и стал третьим по итогам чемпионата – пожалуй, это его главное достижение в карьере. В этом году Стефано внезапно появился на стартовом этапе Ф2 в Бахрейне, где снова ничего не показал – больше Колетти нигде в 2017-м не выступал. 

 Фото: Vision Sport Agency

2005-2009:   Михаил Алешин
 
 

В системе Red Bull: австрийский концерн давно хотел заполучить талантливого гонщика из России и нашел такового в лице Михаила. После успехов в Формуле-Renault молодого Алешина сразу же бросили в пекло Мировой серии, где к третьему сезону он сумел стать пятым по итогам чемпионата. Затем его отправили в мертворожденный проект Формулы 2 – состав участников того чемпионата мало кто оценивал высоко, потому третье место Михаила было расценено как провал. По окончании сезона-2009 доктор Марко отказался от Алешина. 

 Фото: пресс-служба GP2

 Михаил Алешин
 
 

После Red Bull: в 2010-м Михаил вернулся в Мировую серию и «отомстил» Red Bull, отобрав титул у члена молодежной программы «быков» Даниэля Риккардо. После этого карьера Алешина на несколько лет застопорилась – перезагрузка произошла лишь в 2014-м, когда Михаил сумел устроиться в IndyCar. Казалось, что у Алешина вот-вот пойдет в США: за два сезона в серии он выиграл два подиума и снискал любовь и уважение фанатов, однако последний чемпионат россиянин провалил и лишился места в IndyCar еще до конца сезона. Судя по всему, Михаил продолжит карьеру в гонках на выносливость в составе SMP Racing. 

 Фото: Майкл Эл Левитт LAT Photo США

2006:   Сергей Афанасьев
 
 

В системе Red Bull: талантливый россиянин был участником молодежной программы «быков» всего год, за который успел стать вице-чемпионом швейцарской Формулы-Renault и восьмым в Североевропейском кубке. Алешин был сочтен Red Bull более перспективным – сотрудничество с Сергеем австрийцы прекратили довольно быстро. 

 Фото: Люсьен Харменье

 Сергей Афанасьев
 
 После Red Bull: пытался построить карьеру в «формульных» сериях. Афанасьев добивался успехов, но в не слишком котирующихся чемпионатах, вроде «старой» Формулы 2 и AutoGP. Россиянин перебрался в туринг, где в 2013-м стал чемпионом FIA GT в классе Pro-Am, после чего провел два неплохих сезона в TCR International, выиграв несколько подиумов. В этом сезоне Афанасьев в международных сериях не выступал. 

 Фото: Brecht Decancq Photography

2006-2009:   Роберт Уикенс
 
 

В системе Red Bull: успехи Уикенса в североамериканских сериях привлекли Red Bull, вскоре устроившей канадца в Мировую серию Renault. Также Роберт гонялся в A1GP и Формуле 2, где стал вице-чемпионом, опередив в том сезоне Алешина. Однако как и Михаил, не впечатлил «быков», которые расстались с ним после сезона-2009. 

 Фото: Red Bull GmbH и GEPA pictures GmbH

 Роберт Уикенс
 
 

После Red Bull: стал вторым в GP3, а затем вернулся в Мировую серию и выиграл ее. Однако об Ф1 мечтать было уже поздно – и Уикенс отправился в DTM, попав в программу Mercedes. За шесть лет в серии он одержал шесть побед и, вероятно, мог бы выступать там еще долго, если бы не объявление «серебряных стрел» об уходе из немецкого чемпионата после 2018 года. Задумавшийся о долгосрочном будущем Роберт решил перебраться в IndyCar, где в следующем сезоне будет пилотировать бывшую машину Михаила Алешина в команде Schmidt Peterson Motorsports. 

 Фото: Арт Флайхман

2007-2008:   Том Дильман
 
 

В системе Red Bull: Дильман попал в систему «быков» перед сезоном-2007, а Red Bull определила его в Евросерию Ф3. На тестах француз попал в жесткую аварию, где получил несколько серьезных травм и пропустил начало сезона. В том чемпионате выступало много интересных парней – например, Грожан, Буэми, Хюлькенберг и Кобаяши, занявшие первые четыре места, а вот Том оказался лишь седьмым. В следующем году он выступал там же, а также в итальянской Ф3, но ничего выдающегося не показал – неудивительно, что Хельмут Марко указал ему на дверь. 

 Фото: Люсьен Харменье

 Том Дильман
 
 

После Red Bull: выступал в самых разных молодежных сериях, с которыми окончательно завязал лишь в прошлом году, выиграв титул в стремительно деградирующей Формуле V8 3,5. В этом сезоне весьма неплохо для новичка гонялся в Формуле Е в составе Venturi, еще не объявившей состав на следующий чемпионат – вероятно, будущее француза связано именно с «электрической» серией. 

 Фото: Малкольм Гриффитс / LAT Images

2007-2008:   Жан-Карл Вернэ
 
 

В системе Red Bull: Вернэ попал в программу вместе с Дильманом, выступал с ним в одной и той же Евросерии Ф3 и при этом ехал примерно на одном уровне с соотечественником. Неудивительно, что и вылетели из системы Red Bull они практически одновременно. 

 Фото: Люсьен Харменье

2007-2008:   Жан-Карл Вернэ
 
 

После Red Bull: у Вернэ дела пошли лучше: и в Евросерии на третий сезон получилось провести сильный сезон, и в Макао француз вторым финишировал. А в 2010-м Жан-Карл переехал в США и сразу же выиграл Indy Lights – однако для дальнейшей карьеры в IndyCar ему не хватило финансирования. В 2012-м Вернэ перебрался в кузовные гонки: сходу выиграл французский Кубок Porsche, а на следующий год победил в Ле-Мане в зачете GTE Am. В последние два года Жан-Карл отлично смотрится в TCR, лидируя в чемпионате перед последним этапом в Дубае. 

 Фото: TCR media

2008:   Карун Чандок
 
 

В системе Red Bull: вряд ли «быки» когда-либо рассматривали Каруна в качестве потенциального пилота одной из своих команд в Ф1, но все же некоторое время он числился в их системе. В сезоне-2007 Чандок выиграл гонку в GP2, чем привлек внимание Берни Экклстоуна, заинтересованного в гонщике из столь большой страны. Индиец даже провел тесты с Red Bull Racing, а в следующем сезоне продолжил выступления в GP2 при их поддержке – и таки выиграл еще одну гонку. Однако сотрудничество с ним продолжать все же не стали. 

 Фото: пресс-служба GP2

 Карун Чандок
 
 

После Red Bull: проведя еще один сезон в GP2, в 2010-м Чандок добрался до Ф1, подписав контракт с Hispania – однако в середине сезона лишился места из-за финансовых проблем. В 2011-м Карун провел одну гонку за Team Lotus, после чего эпизодически выступал в различных гонках на выносливость, а также провел один сезон в Формуле Е. Сейчас Чандок работает гонщиком программы Heritage («Наследие») команды Williams и пилотирует исторические машины коллектива из Гроу на различных фестивалях и ретро-мероприятиях. В этом сезоне выходил на старт только в Ле-Мане. 

 Фото: Марк Флери

2012-2013:   Антониу Феликс да Кошта
 
 В системе Red Bull: история да Кошты – пожалуй, один из самых ярких примеров безжалостности программы «быков». В середине сезона-2012 Red Bull пригласила Антониу в свою систему, и вторую половину года португалец провел просто феноменально: да Кошта выиграл четыре из пяти последних гонок Мировой серии Renault, здорово провел концовку чемпионата GP3 и вдобавок выиграл Гран При Макао.

Но в 2013-м из-за технических проблем и нескольких собственных ошибок результаты португальца пошли на спад – и из фактического единственного кандидата на место в Toro Rosso Антониу превратился в неудачника, которому Red Bull предложила лишь выступления в DTM. А в Toro Rosso попал Даниил Квят. 

 Фото: XPB Images

 Антониу Феликс да Кошта
 
 

После Red Bull: в DTM у да Кошты не получилось – за три сезона Антониу выиграл всего одну гонку. В последние три год португалец параллельно выступал еще и в Формуле Е, но и там особо похвастать ему нечем. В следующем сезоне да Кошта продолжит гоняться в «электрической» серии за Andretti. 

 Фото: Зак Могер / LAT

2013:   Том Бломквист
 
 

В системе Red Bull: сын шведского раллийного чемпиона Стига Бломквиста долгое время считался одним из главных гоночных талантов Великобритании – неудивительно, что перед сезоном-2013 его позвали в программу «быков». Доктор Марко определил Тома в Европейскую Ф3, однако там Бломквисту удалось стать лишь седьмым, что не удовлетворило Red Bull. Марко сократил программу с шести до трех пилотов, и одной из жертв этого шага стал именно Том. 

 Фото: XPB Images

 Том Бломквист
 
 После Red Bull: в сезоне-2014 Бломквист продолжил выступления в Ф3 и стал вторым – между Эстебаном Оконом и Максом Ферстаппеном. А затем довольно неожиданно отказался от продолжения карьеры в «формульных» гонках и перешел в DTM, подписав контракт с BMW. В первый сезон Том выиграл гонку, во второй – взял четыре вторых места и стал шестым в общем зачете, а вот прошедший чемпионат Бломквист провалил.

Том еще молод: в конце ноября ему исполнится всего 24, так что он вполне может перезагрузить карьеру – например, в Формуле Е, где с сезона 2018/19 BMW будет выступать с заводской командой. И по слухам, Бломквист может стать пилотом «электросерии» уже в следующем году. 

 Фото: Александр Триниц

2013:   Бейтске Виссер
 
 

В системе Red Bull: голландская гонщица привлекла внимание Red Bull не только в плане маркетинга, но и неплохим сезоном в ADAC Formel Masters. Однако второй сезон в той же серии (уже при поддержке «быков») Виссер провела без блеска примерно на том же уровне – и Хельмут Марко расстался с Бейтске. 

 Фото: ADAC Motorsport

 Бейтске Виссер
 
 

После Red Bull: Виссер отправилась в Мировую серию Renault / Формулу V8 3.5, но за три сезона ничего там не показала. В этом году девушка выходила на старт только в GT4 European Series Southern Cup и в экипаже с Деннисом Маршаллом выиграла гонку в Барселоне – правда, лишь в качестве гостевого пилота. 

 Фото: Formula V8 3.5

2014:   Алекс Линн
 
 

В системе Red Bull: отличные выступления в Ф3 в 2013 году и победа на Гран При Макао позволили Линну начать сотрудничество с Red Bull. В сезоне-2014 англичанин стал чемпионом GP3, однако место в Toro Rosso ему это занять не помогло: доктор Марко сделал выбор в пользу Макса Ферстаппена и Карлоса Сайнса-младшего.

Стало ясно, что в ближайшие годы у Алекса нет шансов на переход в команду из Фаэнцы. Линну это не понравилось – фактически это тот редкий случай, когда не Red Bull отказался от пилота, а гонщик решил порвать с «быками». Алекс договорился о роли тест-пилота в Williams и стороны досрочно завершили сотрудничество. 

 Фото: GP3 Series Media Service

 Алекс Линн
 
 

После Red Bull: однако и сотрудничество с Williams не помогло Линну – в команде из Гроу не было для него места. Сам Алекс же явно остановился в развитии: англичанин провел два сезона в GP2, по ходу которых выступал примерно одинаково (шестое место) – это окончательно лишило его надежд на Ф1. Потом Линн вполне успешно поездил в WEC за Manor и G-Drive, выиграл «12 часов Себринга» и впечатлил всех на этапе Формулы Е в Нью-Йорке, взяв поул в дебютной квалификации. Именно там Алекс и продолжит карьеру – англичанин подписал контракт с DS Virgin на сезон 2017/18. 

 Фото: Сэм Блоксхэм / LAT

2015:   Дин Стоунмен
 
 

В системе Red Bull: место Линна в программе занял Дин Стоунмен – гонщик подавал большие надежды в конце двухтысячных, но его жизнь едва не разрушил тестикулярный рак. Англичанин победил болезнь, хотя это стоило ему нескольких лет гоночного «простоя». Но при этом Стоунмен сумел триумфально вернуться: в 2014-м он стал вторым в общем зачете GP3 вслед за Линном. В 2015-м Дин не слишком удачно выступил в Формуле V8 3.5, и сотрудничество с Red Bull прекратилось всего спустя год. 

 Фото: Марк Флери

 Дин Стоунмен
 
 

После Red Bull: Стоунмен отправился в IndyLights, где выиграл главную гонку серии Firestone Freedom 100 на «Индианаполис Мотор Спидвее», но при этом по итогам чемпионата оказался лишь пятым. В 2017-м Дин гонялся лишь в Blancpain Endurance. 

 Фото: Indianapolis Motor Speedway

2016:   Сержиу Сетте Камара
 
 

В системе Red Bull: Камара получил предложение от доктора Марко после Гран При Макао, где бразильцу удалось себя проявить в квалификации и квалификационной гонке. Но в итоге в сезоне-2016 Сержиу не удалось добиться большого прогресса: в Ф3 он выступил неудачно (лишь 11-е место), а единственным светлым пятном стало третье место в Макао. Однако для Red Bull этого было недостаточно. 

 Фото: Red Bull Content Pool

 Сержиу Сетте Камара
 
 

После Red Bull: еще будучи членом программы «быков», Сержиу заключил контракт с MP Motorsport – одной из слабейших команд Ф2. Сначала у бразильца все было плохо: Камара проваливал квалификации и гонки и никак не мог набрать очки (а его напарник Джордан Кинг делал это с завидной регулярностью). Но ближе к концу сезону Сержиу явно освоился: выиграл спринт в Спа и стал вторым в воскресной гонке в Монце, а также начал регулярно финишировать в очковой зоне. Перед последним этапом Камара идет 12-м в общем зачете – в следующем сезоне от него нужно ждать большего. 

 Фото: FIA Formula 

Источник


* Отредактировано автором 20.10.2017 в 15:13
3 Отзыва