15.11.2016 19:34
Льюис Хэмилтон близок к тому чтобы выиграть четыре последних гонки сезона. Близок к тому, чтобы выиграть десять из шестнадцати последних гонок. Для этого ему надо просто победить в Абу-Даби. Но этот разгул триумфов, шторм трофеев, ураган успехов совершенно бесполезен в деле борьбы за титул, если Нико Росберг где-то сзади, но где-то рядом.
Если не считать отдельных случаев вроде сильно досрочных титулов Найджела Мэнселла, Михаэля Шумахера или Себастьяна Феттеля, когда чисто математически никому из прочих гонщиков уже ничего не светило даже в случае четырёх, пяти или даже шести побед подряд (потому, наверное, никто попу особо и не рвал и так много не навыигрывал), в истории Ф1 был только один случай, когда кто-то из гонщиков в доминирующем ключе брал одну гонку за другой, но за титул при этом даже близко не боролся.
Это было в 1979 году. И это был первый сезон после первой продажи прав на телетрансляции гонок Ф1.
Дабы усилить интригу и свести к минимуму возможность досрочной победы одного из гонщиков в чемпионате, была придумана очень оригинальная схема зачёта. Из всех результатов сезона (всего планировалось шестнадцать зачётных гонок, а состоялось пятнадцать) гонщикам засчитывалось только по четыре лучших результата из первой и второй части сезона.
Организаторы чемпионата рассчитывали, что при такой схеме никакой быстрый и стабильный гонщик не сможет создать слишком большой отрыв, а остальные за счёт хоть какой то части успешных результатов будут считаться претендентами на высокие места в ЛЗ до самого конца сезона.
В каждой схеме есть свои недостатки. Просто иногда они не сразу вылезают наружу, создавая при этом видимость идеального алгоритма.
Но только не в этот раз.
Команда "Уильямс" начисто провалила первую часть чемпионата. Гонщики "Феррари" Джоди Шектер и Жиль Вильнев и гонок понавыигровали и на других ступенях подиумов постояли, а лидер "Уильямс" Алан Джонс всего один раз побывал третьим и в зачётную зону больше не попадал.
Началась вторая часть чемпионата. В "Уильямс" не только ввели в строй новую модель болида FW07 (это ещё почти с самого начала сезона сделали), но и справились со всеми её "детскими болячками". Сначала Клей Регаццони в силу обстоятельств принёс команде первый в её истории успех в гонке. А потом Джонс начал "лохматить" весь пелетон направо и налево, выиграв три гонки подряд. До финиша было ещё три этапа, перспективы на победы в гонках были самые радужные. Отставал Джонс в чемпионате всего на десять очков от лидера ЛЗ Джоди Шектера. И при этом Джонс был единственным гонщиком из лучшей текущей четвёрки, кто за титул уже не боролся. Ибо выиграть он мог хоть все оставшиеся гонки чемпионата, а вот в зачёт ему пошла бы только ещё одна победа (девять очков в ЛЗ), а очков бы он за неё получил как за второе место (шесть очков в ЛЗ), ибо переставало учитываться в числе четырёх лучших результатов второй половины чемпионата одно его четвёртое место (три очка в ЛЗ).
Вот вам и исторический пример.
Поздравляем с победой, Алан! Но...
Сколько хошь победы куй...
Просто счастье выпало на долю организаторов турнира, что Джонс только одну гонку до конца сезона и выиграл, а а остальных гонках самые разнообразные проблемы ему помешали. Гонщики "Феррари" по разочку на высшей ступени пьедесталов почёта вместо Джонса отметились и Джонса в итоге, а также ситуацию неловкую, собою заслонили (у "Феррари" дубль в чемпионате, Джонс - третий), отчасти скрыв недостатки системы.
Впрочем, те кому это было надо недостатки заметили и исправили. В результате, до нынешних времён фраза, приведённая в заголовке статьи не была востребована.
Но сейчас новое время, новые герои, возврат к истокам:
Сколько хошь победы куй, всё-равно получишь... (можешь получить) только то, что даст Харитон Устинович Йорк!
Поздравляю, Льюис! Но...
Сколько хошь победы куй... (в 2016 году)
Автор заметки: ROMAN grosjean (ноябрь 2016 года).