12.11.2016 23:35
Ну вот и свершилось то, о чем все так долго говорили – Лэнс Стролл фактически стал гонщиком Формулы 1. Неудивительно, что многим такое пополнение Больших Призов пришлось не по душе. Они считают, что юноша пробил себе дорогу на вершину исключительно за счет денег богатого папы-миллиардера Лоуренса Стролла.
И хотя глупо утверждать, что юный гонщик не пользовался финансовыми привилегиями на пути к победам в молодежных сериях, всё же стоит отметить, что непосредственно за рулем машины он доказал свою состоятельность – в этом нет никаких сомнений.
Не нужно считать, что Лэнс просто купил себе место в Больших Призах, которое по праву должно было достаться какому-нибудь более талантливому пилоту, оставшемуся в итоге без места в Ф1 только по причине финансовой поддержки канадца. Стролл на голову разбил всех конкурентов в Европейской Формуле 3, великолепно проявив себя по ходу сезона.
«Я остался очень впечатлен совместной работой с Лэнсом, он поразил меня сразу в нескольких вещах, – сказал тренер команды Prema Powerteam Нуну Пинту, работавший со Строллом начиная с первых тестов в 2-литровой Формуле Renault в октябре 2013-го. – Во-первых, я постоянно забывал о том, что имею дело с 16- или 17-летним подростком. Он очень умный и взрослый человек, и я все время разговаривал с ним как с равным по возрасту [а проступающая седина в бороде Пинту выдает его возраст, приближающийся к 40 годам].
К тому же, мне всегда очень импонировало то, что он настоящий трудяга, тогда как мы знаем, что многие молодые спортсмены, обладающие достаточной финансовой поддержкой, относятся к своему занятию с прохладцей.
Также меня впечатлило то, что еще два года назад [в 2014-м Лэнс выиграл итальянскую Ф4], когда еще не было ни минимального возрастного ценза в Формуле 1, ни необходимости набирать зачетные баллы для получения суперлицензии, ничего такого, он не стремился как можно скорее попасть в Большие Призы любыми путями.
Он с самого первого дня нашего знакомства говорил: «Я хочу стать сильным гонщиком и постоянно прогрессировать. Я хочу побеждать и доказать себе лично, а не людям вокруг, что я достаточно быстр». Он постоянно твердил мне, что хочет выиграть в Ф4, а затем в Ф3. Признаюсь, меня это немало удивляло, поскольку без необходимости получать суперлицензию за набранные в младших сериях очки он мог попытаться просто купить себе место в Ф1…
Но он никогда не хотел прийти в Большие Призы таким способом – ему необходимо было доказать себе и команде, что он лучше остальных, и именно поэтому он всегда работал больше своих сверстников.
Что еще впечатлило меня в нем, это то, что он никогда не был помешан на Формуле 1. Скорее, мы были больше помешаны, чем он! Он хотел туда попасть, чтобы доказать, что способен сражаться на высшем уровне, но ему всегда нравилось гоняться в младших сериях – он делал это с нескрываемым удовольствием.
Ему понравилось участвовать с марафоне "24 часа Дайтоны" [Лэнс провел гонку в составе команды Chip Ganassi Racing в классе Daytona Prototype в 2016-м], он отзывался о нем с восхищением.
Ему нравится соревноваться. Он сказал недавно, что с удовольствием проехал бы 24-часовую гонку в Ле-Мане и поучаствовал бы в Инди 500, если это не будет слишком опасно.
Мне лично нравится наблюдать подобные тенденции в гонщиках нового поколения, поскольку очень многие из них грезят только Формулой 1, не замечая при этом ничего вокруг».
Здесь стоит отметить, что, по информации от инсайдера из Prema, Лэнс был больше остальных расстроен тем, что пропустит Гран При Макао, но таков путь в Формулу 1.
Сам Стролл считает, что два года, проведенных в Европейской Ф3, обеспечат ему необходимую подготовку к Формуле 1 – не меньшую, чем ранее получили Макс Ферстаппен и Эстебан Окон.
«Если появляется возможность, нужно ее использовать, – сказал Лэнс в минувшем сентябре. – В Формуле 1 мне еще придется многому научиться. Не думаю, что после Ф3 я буду всецело готов к старту в Больших Призах.
Я еще очень молод, и впереди у меня долгие годы учебы, но мне кажется, что в отношении пилотирования машины с большой прижимной силой в квалификациях и гонках (пусть у нас и не всегда было много борьбы на трассе) Формула 3 дает хороший базис для движения дальше».
Важно отметить, что в завершившемся сезоне Лэнс отлично себя показывал именно в сложных погодных условиях, когда любая подготовка, какой бы она ни была, отходит на второй план, а на первое место выходят инстинкты и импровизация.
Можно намотать тысячи кругов на тестах и симуляторе с лучшими в мире инженерами – и когда ты окажешься на поуле на сухой трассе, тебе это непременно поможет выиграть гонку.
Но Лэнс великолепно проявлял себя как раз в сложных и меняющихся погодных условиях, как, к примеру, в квалификации на подсыхающей трассе в Ле-Кастелле, под дождем на уличном треке в По или в сыром Спа – каждый раз ему удавалось показывать лучшее время и занимать первую стартовую позицию в гонках. Иными словами, канадцу приходилось доказывать свою состоятельность, и он успешно это делал, в условиях, к которым просто невозможно подготовиться заранее.
«Я всегда хорошо чувствовал себя на мокрых и подсыхающих после дождя трассах, – подтвердил сам Лэнс. – В этом году я гораздо лучше стал понимать машину, обрел уверенность за рулем и понял, как необходимо ставить машину и проходить повороты, насколько рано можно открывать газ без риска пробуксовки и так далее. Это определяется опытом и накатом.
Автомобили Ф3 достаточно сложны в управлении – у них довольно приличное сцепление и много прижимной силы, и использовать такое сочетание характеристик весьма непросто, особенно на влажной трассе.
У этой машины очень серьезный потенциал при не столь высокой мощности мотора, но в этом и состоит сложность – необходимо находить идеальные траектории и ехать на пределе, не переходя при этом допустимых границ. В этом помогает опыт.
Кому-то дается это легче, чем другим, но я всегда был сосредоточен на извлечении максимального потенциала из машины – подобно тому, как делал Феликс [Розенквист, обучавший Лэнса в Ф3 в 2015-м] в прошлом году. Думаю, мне удалось выйти на требуемый уровень в этом сезоне».
Стролл [на фото внизу с Пинту] прошел подготовительную программу за рулем шасси Williams-Mercedes FW36.
«Мы начали не спеша, – сказал Лэнс. – Конечно, я не говорю, что уже к первым тестам был готов запрыгнуть в кокпит машины Ф1 и проехать Гран При.
Сначала я проехал по Сильверстоуну кругов 20 в качестве ознакомления с машиной, затем мы переехали на Хунгароринг, где я намотал еще кругов 60 в первый день испытаний и 40 – во второй. Я просто привыкал к новой технике.
Меня очень впечатлила машина Ф1. Конечно, это был всего лишь автомобиль двухлетней давности, у которого не так много общего с шасси следующего года.
Безусловно, это серьезный шаг по сравнению с техникой Формулы 3 во многих аспектах, но я бы не сказал, что это небо и земля. Как я уже говорил, в Ф3 довольно хорошие машины, особенно это касается прохождения медленных и средних поворотов – они очень неплохи как в отношении механики, так и в плане аэродинамической эффективности, что позволяет поддерживать высокую скорость и в скоростных виражах.
У машин Ф1 аэродинамика, конечно, получше, но они и весят больше, так что ощущения сильно разнятся. Но мощность мотора в Ф1 просто невероятная – такое ощущение, что она никогда не заканчивается! Если в Ф3 ты разгоняешься до 260 км/ч, и машина постепенно доходит до предела, то в Ф1, если не надо будет тормозить перед поворотом, такое чувство, что с легкостью можно будет разогнаться и до 400 км/ч!
Это очень впечатляет, и с учетом высокой скорости автомобиля тебе приходится постоянно поворачивать, поскольку прямые проходятся очень быстро.
Но всё относительно. С увеличением мощности возрастает и сцепление с дорожным полотном. Конечно, это совсем другая машина, но управлять ей вполне возможно.
Необходимо просто попасть в ритм. С тем же самым я сталкивался при переходе из Ф4 в Ф3 – мне пришлось многому научиться, прежде чем я смог использовать машину на пределе ее возможностей. Так что здесь всё дело в опыте и обучении».
И за прошедшие три года Лэнс очень много учился вместе с командой Prema, которая располагает схожим по уровню инженеров составом с коллективом Ф1. Последним дебютантом Больших Призов, прошедшим школу Prema, стал Эстебан Окон, также работавший в свое время с Пинту. При этом португалец считает, что Стролл действительно заслужил себе место в Формуле 1.
«Да, я действительно так считаю, – подтвердил Пинту, – потому что Лэнс выигрывал каждое первенство, в котором выступал.
С самого первого момента, когда мы начали работать с Оконом, он нас впечатлял своей скоростью. Он был и остается невероятно быстрым пилотом.
Что касается Лэнса, то он прогрессировал постепенно, и сейчас я бы поставил его в один ряд по скорости со всеми нашими чемпионами, включая Феликса Розенквиста, Рафаэле Марчелло, Даниэля Хункаделью и Роберто Мери.
При этом он еще не достиг своего максимума. Он с каждой неделей прогрессирует – к тому же, он еще очень молод.
Так что если в отношении двух наших предыдущих чемпионов [Розенквиста и Окона] мы абсолютно спокойны в плане скорости, то Лэнс все время двигается вперед. Если сравнить его нынешнего с ним же самим трехлетней давности, разница будет существенной».
Но есть один нерешенный вопрос, касающийся юного канадца. По ходу дебютного сезона в Ф3 Лэнс был вовлечен в большое количество серьезных инцидентов на трассе, а в этом году всем было очевидно, что в нескольких гонках его напарники помогали ему по ходу дистанции.
Не то чтобы Лэнсу это было нужно, ведь даже если отнять все заработанные им таким образом очки, он все равно стал бы чемпионом уже к последнему этапу…
«Мы все видели, что Лэнс допускал ошибки в прошлом году, которые были вызваны его чрезмерным желанием доказать наличие скорости для побед в гонках, – продолжил гоночный тренер Prema. – При этом если в первой половине сезона он допускал довольно серьезные промахи, то ближе к концу чемпионата ошибок вовсе не стало.
И в этом году, если вы посмотрите все протоколы, Лэнса ни разу не вызывали к стюардам. Так что он стал очень стабильным и быстрым пилотом, без этих поздних торможений с поддеванием соперников, что характерно для молодежи.
Посмотрим, что будет в следующем году. В Формуле 3 очень много зависит от квалификации, места на старте и первого круга дистанции, тогда как в Больших Призах нужно показывать куда больше. Но нельзя не признать, что в Ф1 сегодня обгоны, по большей части, искусственные. Мне лично очень трудно понять, кто сейчас в Формуле является лучшим пилотом».
Сам канадец считает, что готов к новому вызову.
«Я полагаю, что прибавил во всех без исключения областях за последние годы, – сказал Лэнс. – Но что будет в Формуле 1 я не знаю, мне еще предстоит многому научиться и понять, как там всё работает, как пилотируются машины – много всего».
Посмотрим и мы. Быть может, своими действиями в качестве боевого пилота легендарной команды Williams Лэнс Стролл заставит критиков изменить свое мнение о нем...
Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько
http://autosport.com.ru/features/38000-sygraet-li-stavka-williams-na-lensa-strolla