Чемпион без побед в гонках? Однажды чуть было не случилось

20.02.2016 12:52

Чемпион без побед в гонках? Однажды чуть было не случилось.

 

Перед Гран-При Швейцарии 1982 года, тринадцатого из шестнадцати этапов того сезона, сложилась уникальная ситуация в Личном Зачёте пилотов. Дидье Пирони из команды «Феррари» продолжал оставаться лидером чемпионской гонки, но за три недели до швейцарского Гран-При он попал в тяжёлую аварию по ходу квалификации перед Гран-При Германии и получил травмы, оборвавшие его гоночную карьеру.

Авария Пирони в Хоккенхайме. Эпизод, лишивший Ф1 наиболее вероятного и вполне достойного чемпиона.

Авария Пирони в Хоккенхайме в 1982 году. Эпизод, лишивший Ф1 наиболее вероятного и вполне достойного чемпиона.

 

Из десяти гонщиков, располагавшихся в ЛЗ позади Пирони, девять хотя бы по разу одержали победу на одном из предыдущих этапов чемпионата. И только финн Кейо Росберг из команды «Уильямс» был единственным из этого десятка, не разу не познавшим вкус победы в гонке, причём не только в отчётном сезоне, но и вообще за всю предыдущую карьеру в Ф1.

И именно Росберг находился на второй строке ЛЗ, являясь главным преследователем Пирони и наиболее вероятным претендентом на титул.

Журналисты, освещающие чемпионат, во всю смаковали такой вероятный статистический казус, как чемпион мира, не выигравший по ходу карьеры ни одной гонки.

 За всю предыдущую карьеру Кейо Росберг всего два раза попадал в очки. Оба раза в 1980 году составе «Фиттипальди-Форд Косворт». На фото: Росберг образца 1980 года с боссом и партнёром по команде Эмерсоном Фиттипальди.

За всю предыдущую карьеру Кейо Росберг всего два раза попадал в очки. Оба раза в 1980 году составе «Фиттипальди-Форд Косворт». На фото: Росберг образца 1980 года с боссом и партнёром по команде Эмерсоном Фиттипальди.

 

Действительно, Росберг имел в своём распоряжении болид, оснащённый атмосферным мотором, значительно уступавшим по мощности турбодвижкам заводских команд «Феррари», «Рено» и «Альфа-Ромео», а также турбодвижку «БМВ», стоявшему на болидах команды «Брэбэм». Кроме того, не всегда финну удавалось выдержать конкуренцию с гонщиками команд «МакЛарен» и «Лотус», имевшими в своём распоряжении тот же «Форд Косворт», что и у «Уильямс».

В таких условиях считать Росберга реальным кандидатом на победу хоть в одной из оставшихся трёх гонок, было очень сложно. А вот с точки зрения борьбы за титул позиции Росберга были на удивление сильны, хоть весомые теоретические шансы обойти его в чемпионате имели сразу несколько преследователей.

Всё дело было в стабильной надёжности техники «Уильямс», которой не было у подавляющего большинства прочих участников чемпионата. Была высокая надёжность у «Феррари», но Пирони, который мог бы стать чемпионом по праву, уже в чемпионате не участвовал, а текущий гонщик «Феррари» Патрик Тамбэ, заменивший в «Феррари» погибшего Жиля Вильнева и на данный момент в одиночестве представлявший Скудерию, слишком поздно стал участвовать в чемпионате и угрозы позициям Росберга на представлял, хоть и был самым результативным пилотом пелетона за несколько последних гонок.

Типовая гонка сезона 1982 года выглядела так. Болиды «Рено», «Феррари» и «Брэбэм» в полном или в слегка частичном составе стартовали с самых верхних рядов стартового поля и захватывали лидерство, теоретически не оставляя другим ничего иного, как ловить случайные небольшие очки. Но затем у типовых лидеров начиналось накапливание технических проблем, которое или приводило к банальному сходу с дистанции или к гораздо более позднему финишу, чем могло бы быть. Причём накапливались свои проблемы и у тех, кто сначала ехал позади типовых лидеров. Так что на финише гонщики располагались в порядке, определяемом не столько потенциалом техники, сколько объёмом и степенью накопившихся к концу гонки проблем.

Старт Гран-При Австрии - одной из типовых гонок сезона 1982 года.

Старт Гран-При Австрии - одной из типовых гонок сезона 1982 года. Пара пилотов «Брэбэм» (левее) и «Рено» (правее), а так же единственный в этой гонке болид «Феррари» в числе лидеров с самого старта. Конкурентов у этой «великолепной пятёрки» при прочих равных условиях не было, но ни один из них до финиша не добрался. Победу одержал Элио де Анжелес («Лотус», стартовый номер «11»), вторым приехал Кейо Росберг («Уильямс», стартовый номер «6»), третьим Жак Лаффит («Лижье», его болид хорошо выделяется бело-синей расцветкой во втором эшелоне пелетона левее основного потока). Для де Анжелеса и Лаффита это был единственный в сезоне подиумный успех в «лотерее минимума технических проблем», Росбергу же везло чаще всех.

 

У Росберга проблемы возникали гораздо реже, чем у остальных. Потому и до финиша он доезжал так часто, как другим и не снилось, и в очковую зону попадал больше всех. И хоть ни разу вот так вот прямо все перед ним не расступились, но пять попаданий Росберга на подиум (три вторых места и два третьих) тоже были рекордным числом для сезона 1982 года на текущий момент. Вот благодаря таким результатам и стал Росберг накануне Гран-При Швейцарии вторым в ЛЗ и главным претендентом на титул чемпиона.

 Подиум после третьей гонки сезона 1982 года, Гран-При США в Лонг-Бич.

Типичный образец «лотереи минимума технических проблем». Подиум после третьей гонки сезона 1982 года, Гран-При США в Лонг-Бич. Турбомонстры потерпели первое поражение в сезоне. На этот раз банк в «лотерее минимума технических проблем» сорвал Ники Лауда на «МакЛарен». Но Росберг был где-то рядом, т.е. вторым (первый подиум в сезоне), заложив на весь сезон традицию общей «лотерейной успешности». Рядом с Лаудой и Росбергом Риккардо Патрезе, пилот «Брэбхэм». Но в начале сезона болиды этой команды ещё оснащались атмосферным «Форд Косворт». В дальнейшем Лауда выиграл ещё одну гонку в отчётном сезоне, но в очки и на подиум в целом попадал значительно реже Росберга. Так же как и Патрезе.

 

Квалификация перед Гран-При Швейцарии подтвердила, что Росберг наиболее вероятным кандидатом на победу в этой гонке не является. Стартовал финн только восьмым, причём впереди него располагались не только гонщики на болидах с турбодвижками, но и Ники Лауда на «МакЛарен-Форд Косворт» и даже партнёр по команде Дерек Дэйли.

Кейо Росберг на стартовом поле перед началом Гран-При Швейцарии. На заднем слегка размытом фоне на соседней стартовой позиции находится партнёр по команде Дерек Дэйли.

Кейо Росберг на стартовом поле перед началом Гран-При Швейцарии. На заднем слегка размытом фоне на соседней стартовой позиции находится партнёр по команде Дерек Дэйли. 

 

По ходу гонки финн, благодаря стабильной надёжности своей техники, последовательно и надёжно поднимался вверх по протоколу гонки, пока впереди не осталась только пара болидов «Рено» под управлением Алена Проста и Рене Арну.

Кейо Росберг нга своём «Уильямс» находится на пути к победе, ещё не очевидной в тот момент, когда был сделан снимок.

Кейо Росберг («Уильямс», стартовый номер «6»)  находится на пути к победе, ещё не очевидной в тот момент, когда был сделан снимок.

 

Кейо Росберг только что обошёл Нельсона Пике на «Брэбэм-БМВ» (стартовый номер «1») в борьбе за третье место.

Кейо Росберг только что обошёл Нельсона Пике на «Брэбэм-БМВ» (стартовый номер «1») в борьбе за третье место. Пике стартовал с полупустыми баками и на самых мягких шинах. Но шины сильно деградировали за некоторое время до планового заезда на дозаправку, что и позволило Росбергу опередить Пике ещё до пит-стопа бразильца. А после пит-стопа разрыв стал уже непреодолимым, с учётом того, что снова ставить самые мягкие шины своему пилоту в команде не решились и остаток гонки Пике провёл на средней по жесткости резине. Так, ещё один из более быстрых соперников самоустранился с победного пути Кейо Росберга. Впереди остались лишь два «Рено».

 

По-хорошему, для Росберга была бы более подходящей роль кругового для французских пилотов французской команды. Но по хорошему в том году было очень редко.

Вот и сейчас, Росберг проигрывал дуэту французов не более десяти секунд и продолжал сокращать отставание.

Во второй части гонки на «Рено» Проста оказалась повреждена одна из боковых юбок, важный элемент конструкции, отвечающий за граунд-эффект на болидах того времени. Поддерживать высокую скорость Прост в этих условиях не мог. А Арну было дано жесточайшее командное указание оставаться позади Проста и служить буфером между накатывавшим Росбергом и Простом, всё ещё не лишившимся шансов на чемпионскую корону. Но когда Росбергу оставалось каких-то четыре секунды до пары «Рено», техника Арну засбоила. Сначала показалось, что топливо на исходе, но после внештатного пит-стопа для дозаправки, болид Арну остановился совсем. Не в топливе было дело.

Ну а Прост остался на своей подбитой технике один на один с финном, который без труда, в итоге, француза опередил и выиграл свою первую гонку в сезоне и в карьере.

«Уильямс» Кейо Росберга обгоняет «Рено» Алена Проста на предпоследнем круге гонки.

«Уильямс» Кейо Росберга обгоняет «Рено» Алена Проста на предпоследнем круге гонки.

 

Подиум Гран-При Швейцарии. Кейо Росберг выиграл свою первую зачётную гонку Ф1. Всего через месяц чемпионские титулы счёт сравняют: 1:1.

Подиум Гран-При Швейцарии. Кейо Росберг выиграл свою первую зачётную гонку Ф1. Менее чем через месяц чемпионские титулы счёт сравняют: 1:1.

На снимке рядом с Росбергом второй призёр гонки Ален Прост (справа) и третий призёр Ники Лауда (слева).

 

Журналисты вздохнули с облегчением. Всё-таки, казус с чемпионом без побед был бы весьма позорным для Королевы автоспорта. А теперь кто бы ни стал чемпионом, это был бы победоносный гонщик.

А Росберг в конце сезона оправдал те прогнозы, что давались на его победу в чемпионате ещё до швейцарского Гран-При.

Но вот что любопытно. Не случись проблем у Проста с юбкой в той гонке, глобально в чемпионате ничего не изменилось бы. И Росбергу хватило бы очков, чтоб стать чемпионом. И Прост выше своего итогового четвёртого места в ЛЗ не поднялся бы.

Если для Майка Хоторна его единственная победа в чемпионском сезоне 1958 года была очень важна с точки зрения борьбы за титул, и без этой победы Майк чемпионом бы не стал, то Кейо Росберг действительно имел шанс реально стать чемпионом мира без побед в гонках.

Но что-то помогло Кейо Росбергу. Может дотошная госпожа Статистика похлопотала перед госпожой Удачей, и та однажды улыбнулась финну чуть пошире, чем обычно в том году?

Кейо Росберг с чемпионской единичкой на его «Уильямс» на пути к победе в Гран-При Монако 1983 года.

Кейо Росберг с чемпионской единичкой на его «Уильямс» на пути к победе в Гран-При Монако 1983 года. Только после этой гонки побед на этапах чемпионата у Росберга снова стало больше, чем чемпионских титулов. А к концу карьеры Росберга, победы в гонках разгромили чемпионские титулы со счётом 5:1 ))).

 

Автор статьи: ROMAN grosjean (февраль 2016 года).

1 Отзыв