Досрочные чемпионы, побеждавшие в этом статусе в гонках

27.01.2016 12:22

Досрочные чемпионы, побеждавшие в этом статусе в гонках.

 

Всего двадцать пилотов за всю историю Ф1 становились досрочными чемпионами. Про двух досрочных чемпионов, ни разу не вышедших на старт зачётных Гран-При в этом статусе, а так же про ещё восьмерых досрочных чемпионов, не сумевших выиграть в этом статусе ни одной гонки, рассказано в моём предыдущем материале: Досрочные чемпионы, не выигравшие в этом статусе ни одной гонки.

Теперь очередь ТОП-10 досрочных чемпионов, выигрывавших в данном статусе зачётные Гран-При Ф1. И снова статья представлена в виде рейтинга, в зависимости от тех результатов, которых грозные и победоносные досрочные чемпионы добивались в гонках, проведённых в таком почётном и высоком статусе.

 

10. Ники Лауда.

Число досрочных титулов: 2 (1975, 1977 годы). Число Гран-При в статусе досрочного чемпиона: 1. Лучший результат: 1-е место.

 

Нынешний неисполнительный директор заводской команды «Мерседес» является лидером среди всех досрочных чемпионов мира по абсолютности результата, достигнутого в гонках в статусе досрочного чемпиона. Точнее, результата, достигнутого в гонке, ибо на долю Лауды пришёлся всего один такой старт.

В заключительной гонке сезона 1975 года в Уоткинс-Гленн Лауда одержал уверенную победу на «Феррари», стартовав с поула и лидируя от старта до финиша. Лишь «Большой шлем» был уведён у австрийского досрочного чемпиона усилиями Эмерсона Фиттипальди из стана «МакЛарен».

В 1977 году Лауда стал чемпионом ещё более досрочно: за два этапа до конца чемпионата. Но из-за конфликта с Энцо Феррари австриец прекратил выступления за итальянскую команду и в чемпионате сразу же после досрочного оформления чемпионского титула.

После того как Лауда срочно покинул «Феррари» сразу после завоевания второго чемпионского титула, Инженьери практически мгновенно нашёл замену слишком жадному до денег чемпиону.

После того как Лауда срочно покинул «Феррари» сразу после завоевания второго чемпионского титула, Инженьери практически мгновенно нашёл замену слишком жадному до денег чемпиону.

На фото вверху от 1975 года Ники Лауда стоит между Энцо Феррари и Лукой ди Монтедземоло. На фото внизу Энцо Феррари и Жиль Вильнев.

 

9. Джеки Стюарт.

Число досрочных титулов: 3 (1969, 1971, 1973 годы). Число Гран-При в статусе досрочного чемпиона: 6. Лучший результат: 1-е место.

 

Первое досрочное чемпионство Стюарта, оформленное в 1969 году за три этапа до конца чемпионата, обернулось сплошными неудачами в спортивном плане. В Канаде Стюарт привычно лидировал на болиде «Матра», оснащённом двигателем «Форд Косворт», когда его догнал Жаки Икс на «Брэбэм». Француз аккуратно поддел машину шотландца. Джеки вылетел с трассы и выбыл из гонки, а Жаки доехал до финиша на первом месте. В США Стюарт шёл вторым и боролся за победу в гонке, когда отказал обычно надёжный «Форд Косворт». В Мексике Стюарта постигли проблемы с износом шин, что отбросило шотландца на четвёртое итоговое место в гонке.

В 1971 году Джеки провёл две гонки в ранге досрочного чемпиона. Теперь он пилотировал болид собственной разработки команды «Тиррелл». В дождевой гонке в Канаде Стюарт стартовал с поула и одержал уверенную победу. А в заключительной гонке сезона в США на его болиде некстати расслоились шины и шотландец вновь, как и в конце прошлого сезона, не попал на подиум, финишировав четвёртым.

В 1973 году Стюарт вновь оформил свой титул досрочно. И вновь за два этапа до конца чемпионата. В Канаде гонку Стюарту испортил двухминутный пит-стоп из-за заминки при замене шин и несвоевременный выезд на трассу за автомобилем безопасности (это был первый в истории Ф1 автомобиль безопасности). Вернись Стюарт на трассу на несколько секунд раньше и получил бы возможность наверстать целый круг отставания, накопившийся из-за продолжительного пит-стопа, но не повезло. В итоге пятое место с круговым отставанием от лидеров.

Ну а на последнюю свою гонку в карьере и в статусе досрочного чемпиона в Уоткинс-Гленн Стюарт не вышел из-за гибели в квалификации партнёра по команде Франсуа Севера.

Канада-1973. Знаменитое первое появление в Ф1 автомобиля безопасности по ходу гонке.

Канада-1973. Знаменитое первое появление в Ф1 автомобиля безопасности по ходу гонке. «Тиррелл» Стюарта второй из тех, кто следует за автомобилем безопасности. При этом сразу за автомобилем безопасности следует не лидер гонки, а пилот из середины пелетона. Это была ошибка организаторов гонки, не вовремя выпустивших автомобиль безопасности и непосредственно повлиявших этой ошибкой на ход спортивной борьбы. Если бы Стюарт успел вернуться на трассу перед автомобилем безопасности (вопрос нескольких лишних секунд), то мог бы побороться как минимум за место на подиуме.

 

8. Фернандо Алонсо.

Число досрочных титулов: 1 (2005 год). Число Гран-При в статусе досрочного чемпиона: 2. Лучший результат: 1-е место.

 

Первая гонка Фернандо за в статусе досрочного чемпиона, прошедшая на Сузуке, пришлась на последний интригоподнимательный взбрык старой системы квалификационных заездов, в соответствии с которым в пятницу определялся порядок, в котором пилоты должны были выезжать на единственную воскресную попытку (чем выше субботний результат, тем позже воскресная попытка). Почти сразу после начала воскресных заездов пошёл дождь, из-за чего все по настоящему быстрые пилоты совершили свои попытки на мокрой трассе и получили места в глубине стартовой решётки. В гонке Алонсо на «Рено» в блестящем стиле пробился с шестнадцатого места на старте на третье место на финише. Более красивым был только прорыв Кими Райкконена на «МакЛарен» с семнадцатого места на старте к победе в гонке.

Ну а завершающую гонку сезона в Китае Фернандо провёл с поистине чемпионским достоинством, стартовав с поула и лидируя со старта до финиша. Отсутствие «Большого шлема» из-за «козней» Райкконена стало единственным поводом для огорчения досрочного чемпиона в тот уикенд.

Китай-2005. Есть победа в гонке для Фернандо Алонсо в статусе досрочного чемпиона мира.

Китай-2005. Есть победа в гонке для Фернандо Алонсо в статусе досрочного чемпиона мира.

 

7. Айртон Сенна.

Число досрочных титулов: 3 (1988, 1990, 1991 годы). Число Гран-При в статусе досрочного чемпиона: 3. Лучший результат: 1-е место.

 

Все три своих титула Айртон Сенна оформлял ровно за один этап до конца чемпионатов. И все три своих гонки в статусе досрочного чемпиона провёл в Австралии на трассе в Аделаиде. В 1988 году стартовавший с поула Айртон почти сорок секунд уступил на финише партнёру по «МакЛарен» Алену Просту. Такой разрыв объяснялся не благодушием бразильского чемпиона, а перерасходом топлива, заставившим Айртона серьёзно сбавить темп в конце гонки. В 1990 году Сенна, вновь стартовав с поула, безоговорочно и бессменно лидировал в австралийской гонке, но за двадцать кругов до финиша сбой в работе коробки передач на его «МакЛарен» привёл к аварии. А в 1991 году, наконец, случилась и победа в гонке. Причём для победы Айртону потребовалось проехать всего четырнадцать кругов, а потом гонку остановили из-за сильного дождя и уже не возобновили.

Аделаида-1991. Разве мог бразильский «Волшебник» одержать свою единственную победу в статусе досрочного чемпиона мира в каких-либо иных погодных условиях?

Аделаида-1991. Разве мог бразильский «Волшебник» одержать свою единственную победу в статусе досрочного чемпиона мира в каких-либо иных погодных условиях?

На фото: в самом начале гонки за Айртоном Сенной удерживался некоторое время партнёр по «МакЛарен» Герхард Бергер. Потом Герхарда обгонит Найджел Мэнселл на «Уильямс», но конкурировать в дождевых условиях с Айртоном не сможет.

 

6. Найджел Мэнселл.

Число досрочных титулов: 1 (1992 год). Число Гран-При в статусе досрочного чемпиона: 5. Лучший результат: 1-е место.

 

Найджел - рекордсмен Ф1 по отношению числа гонок, проведённых в ранге досрочного чемпиона к числу выигранных досрочно титулов. На его единственный титул пришлось аж пять гонок в ранге досрочного чемпиона.

В том году на счету Мэнселла, пилотировавшего великолепный и непобедимый «Уильямс-Рено», было восемь побед в первых десяти гонках сезона и ни одной технической проблемы (по крайней мере, серьёзной) в первых одиннадцати этапах чемпионата. Тем удивительнее было то, что в ранге досрочного чемпиона Найджел лишь два раза добрался до финиша и только один раз на первом месте. Наверное, по скромности итогового результата по сравнению с ожидаемым Найджел является абсолютным лидером среди всех пилотов данного рейтинга.

Вот как это было. В Бельгии команда «Уильямс» слишком долго не рисковала перевести лидирующего Найджела с дождевой резины на слики в условиях подсыхающей после прекратившегося дождя трассы. А в «Бенеттон» рано рискнули в отношении Михаэля Шумахера, и это привело к выходу молодого немца на первое место. Как показали первые круги Найджела после перехода на слики, если бы от результата этой гонки зависела бы судьба титула и Мэнселлу нужна была бы победа, он, скорее всего, этой победы добился бы. Но это была первая гонка в ранге досрочного чемпиона мира и Найджел не нашёл в себе достаточно мотивации чтобы на пределе гнаться за Михаэлем, а под конец гонки «Британский лев» и вовсе отпустил Михаэля. Затем была гонка в Италии, где у Найджела впервые в сезоне случилась механическая неисправность, заставившая прекратить гонку: отказала коробка передач. В Португалии всё сложилось как надо и закончилось привычной картиной: старт досрочного чемпиона с поула и победа при лидировании от старта до финиша. Лишь «Большой шлем» не состоялся усилиями Айртона Сенны на «МакЛарен». Затем двигатель «Рено» подвёл Мэнселла менее чем за десять кругов до конца гонки в Японии. А в Австралии Найджел в условиях дождевой гонки никак не мог сбросить с себя наседающего Айртона Сенну. В какой-то момент «Британский лев» допустил ошибку и вынужден был перетормозить в одном из поворотов. Сенна, не ожидавший от соперника такого подвоха, въехал в Мэнселла и гонка для обоих закончилась.

Подиум Гран-При Бельгии 1992 года. Первая в карьере победа Михаэля Шумахера. Для второго призёра гонки Найджела Мэнселла именно с этого момента началась относительно неудачная на фоне предыдущих результатов серия: три схода при одной победе.

Подиум Гран-При Бельгии 1992 года. Первая в карьере победа Михаэля Шумахера. Для второго призёра гонки Найджела Мэнселла именно с этого момента началась относительно неудачная на фоне предыдущих результатов серия: три схода при одной победе.

 

5. Джим Кларк.

Число досрочных титулов: 2 (1963, 1965 годы). Число Гран-При в статусе досрочного чемпиона: 6. Лучший результат: 1-е место (два раза).

 

В 1963 году Кларк вполне заслуженно стал чемпионом за три этапа до конца чемпионата, состоящего всего из десяти этапов, полностью реализовав возможности первого чемпионского «Лотус» и выиграв пять из семи гонок.

Не исключено, что и в последующих трёх гонках Джим добился бы стопроцентного победного результата. Но в США, из-за проблем с аккумулятором, шотландец заглох на старте и ушёл в гонку, когда все прочие участники гонки уже закончили свой первый круг. Кларку удался впечатляющий прорыв на третье место, но не более того.

Ну а в последующих гонках всё встало на свои места. В Мексике Кларк взял «Большой шлем», а в ЮАР упустил ещё один «Большой шлем» только из-за чрезмерной прыти Дэна Герни из «Брэбэм» на отдельно взятом круге.

В 1965 году Кларк на пути к досрочному оформлению чемпионского титула добился абсолютного результата. Он выиграл все шесть гонок сезона, в которых принял участие, одну гонку (ГП Монако) пропустив ради участия в «Инди-500». По некоторым данным, на три последних гонки сезона, которые Джиму предстояло провести уже в ранге досрочного чемпиона, на его «Лотус» начали устанавливать экспериментальный двигатель «Ковентри-Клаймакс», имеющий 32 клапана вместо стандартных 16-ти. Факт остаётся фактом: былое преимущество Кларка над конкурентами испарилось. В Италии борьбу Кларку навязали конкуренты из «БРМ» Грэм Хилл и Джеки Стюарт. Им и достался дубль в гонке, а «Лотус» Кларка не выдержал накала борьбы и сломался. В США вновь Кларк не лидировал, а лишь преследовал соперника, когда всего через десять кругов от начала гонки отказал двигатель. В Мексике у Кларка случилась пробуксовка на старте, стоившая ему немало потерянных позиций. Джим принялся отыгрывать их обратно, но двигатель вновь подвёл на раннем этапе гонки, и всё закончилось очередным сходом.

В Мексике в 1963 году Джим Кларк оформил «Большой шлем». Фотография показывает, каким ажиотажем сопровождался каждый выезд досрочного чемпиона мира на трассу. Рабочий процесс без полицейского оцепления был невозможен.

В Мексике в 1963 году Джим Кларк оформил «Большой шлем». Фотография показывает, каким ажиотажем сопровождался каждый выезд досрочного чемпиона мира на трассу. Рабочий процесс без полицейского оцепления был невозможен.

 

4. Хуан-Мануэль Фанхио.

Число досрочных титулов: 3 (1954, 1955, 1957 годы). Число Гран-При в статусе досрочного чемпиона: 5. Лучший результат: 1-е место (два раза).

 

В 1954 году Фанхио стал досрочным чемпионом за два этапа до конца чемпионата благодаря победам сразу за две команды. Дебют основного работодателя Фанхио, заводской команды «Мерседес», состоялся лишь на третьем (первом европейском) этапе чемпионата, так что победы в стартовых гонках сезона Фанхио добывал на «Мазерати».

В своей первой гонке в ранге досрочного чемпиона в Монце, Фанхио встретил серьёзное сопротивление со стороны Альберто Аскари на «Феррари» и Стирлинга Мосса на «Мазерати», каждый из которых лидировал на определённом отрезке гонки. Но у каждого из конкурентов возникли проблемы, у Аскари с двигателем, у Мосса с утечкой масла, и Фанхио выиграл в итоге с преимуществом в круг над ближайшим соперником.

В Испании Фанхио провёл гонку в осторожном стиле и ниже своих возможностей. Тем не менее, на великолепном «Мерседес» даже этого было достаточно для езды на втором месте. Но ближе к концу гонки у Фанхио стало подтекать масло и аргентинцу пришлось серьёзно замедлиться, опустившись на третье место и отстав на круг от победителя гонки.

В 1955 году Фанхио стал чемпионом за один этап до конца чемпионата. Причём гонка в Эйнтри, по итогам которой Фанхио получил титул, запомнилась упорной борьбой Хуана-Мануэля с партнёром по «Мерседес» Стирлингом Моссом. После той гонки Фанхио восхищался своим молодым напарником, а тот утверждал, что Хуан-Мануэль благородно уступил ему право на победу в родных стенах, поскольку и второго места было аргентинцу достаточно для победы в чемпионате.

На последнем этапе в Италии Фанхио и Мосс вновь сошлись в борьбе за лидерство. На этот раз Фанхио не поддавался, тем не менее, гонщики несколько раз сменили друг друга на первом месте по ходу гонки. По истечении половины дистанции Мосс сошёл из-за отказа двигателя, после чего трём оставшимся на трассе пилотам «Мерседес» было приказано сбавить темп и сохранять «статус-кво». Фанхио подпустил к себе партнёров по команде Карла Клинга и Пьеро Таруффи, и далее три «Мерседес» ехали красивым плотным строем, но без борьбы. Тем не менее, до финиша добрались только два «Мерседес» Фанхио и Таруффи. Дистанция между ними на финише составила всего несколько десятых секунды.

В 1957 году Фанхио вновь вполне заслуженно взял титул на «Мазерати» за два этапа до конца чемпионата. Но команда «Вануолл», основной соперник «Мазерати» в чемпионате, серьёзно прогрессировала по ходу сезона, и в последних гонках сезона досрочный чемпион Фанхио ничего не смог противопоставить своему давнему сопернику лидеру Стирлингу Моссу, защищавшему теперь цвета британской команды.

На огромном 25-километровом кольце Пескары Хуан-Мануэль уступил Стирлингу больше трёх минут. На иных трассах это могло бы вылиться в двухкруговое отставание, а здесь оказалось равным примерно одной трети круга. В Монце разрыв между двумя лидерами пелетона был меньше, всего сорок одна секунда. Но опять в пользу Мосса.

Первую же свою гонку в ранге досрочного чемпиона, проведённую в Италии в 1954 году, Хуан-Мануэль Фанхио выиграл с отрывом не менее одного круга от соперников. На фото Фанхио (на переднем плане) обходит Фройляна Гонзалеса на «Феррари», которому предстоит стать третьим призёром гонки с отставанием в два круга от победителя.

Первую же свою гонку в ранге досрочного чемпиона, проведённую в Италии в 1954 году, Хуан-Мануэль Фанхио выиграл с отрывом не менее одного круга от соперников. На фото Фанхио (на переднем плане) обходит Фройляна Гонзалеса на «Феррари», которому предстоит стать третьим призёром гонки с отставанием в два круга от победителя.

 

3. Альберто Аскари.

Число досрочных титулов: 2 (1952, 1953 годы). Число Гран-При в статусе досрочного чемпиона: 4. Лучший результат: 1-е место (три раза).

 

1952 год был годом почти абсолютного доминирования «Феррари» в Ф1, чемпионат которой разыгрывался по регламенту Ф2. А внутри команды было доминирование Альберто Аскари (не без помощи командных установок). Всё это вылилось в досрочное чемпионство Альберто и в его доминирование в обеих гонках в статусе досрочного чемпиона. В Голландии Альберто первым из всех досрочных чемпионов оформил «Большой шлем». В Италии Хосе-Фройляну Гонзалесу на «Мазерати» какое-то время удавалось удерживать Аскари за спиной, но немного затянувшийся пит-стоп всё расставил по местам. Гонзалес смог, несмотря на заминку, победить всех пилотов «Феррари», кроме досрочного чемпиона. Тот, вырвавшись на оперативный простор, просто уехал в голубую даль и на финише опередил Хосе-Фройляна более чем на минуту.

В 1953 году Аскари вновь оформил чемпионство досрочно, но обе гонки Аскари в статусе досрочного чемпиона выдались не бесспорными. В Швейцарии Аскари уверенно лидировал, когда на его болиде возникли перебои с электрикой. На пит-стопе его болид отремонтировали, после чего Аскари вернулся в гонку лишь на четвёртом месте. Почти сразу после этого из гонки выбыл единственный пилот из первой тройки, выступающий не за «Феррари». Руководство Скудерии, обеспокоенное проблемами на болиде Аскари, предпочло дать гонщикам указание сбавить темп, сохраняя текущий порядок следования. Аскари это требование проигнорировал и буквально пронёсся мимо своих замедлившихся партнёров по команде Майка Хоторна и Джузеппе Фарины. После гонки ситуация вылилась в серьёзный конфликт между самым первым чемпионом Ф1 Фариной и нынешним досрочным чемпионом.

В завершающей сезон гонке в Монце Аскари единственный раз в статусе досрочного чемпиона был классифицирован как пилот, гонку не закончивший. Эта история достойна более развёрнутого рассказа даже в рамках данной статьи. Практически всю гонку непрекращающуюся и острую борьбу за победу вели Альберто Аскари, его партнёр по команде Джузеппе Фарина и премьер «Мазерати» Хуан-Мануэль Фанхио. В плотной связке с тройкой лидеров ехал ещё один пилот «Мазерати» Онофре Маримон, отстающий от прочих на пять кругов из-за длительного ремонта в боксах, но оказывающий Хуану-Мануэлю помощь в качестве «аэродинамического буксира и разгонника». На последнем круге гонки в последнем повороте перед финишем произошла драматическая развязка. Из-за тактической ошибки Аскари вошёл в последний поворот лидером. Это была самая невыгодная позиция, ибо следующие вплотную сзади соперники, вырвавшись на финишной прямой из «аэродинамического кармана» имели реальнейшую возможность опередить Аскари на финишной черте. Аскари попытался сходу найти какое-то нестандартное прохождение последнего поворота, позволившее бы ему сбросить с себя преследователей. Но импровизированное решение оказалось ошибочным, и алая машина развернулась. Это оказалось полным сюрпризом для следующего почти впритык Фарины, который именно на том участке трассы, где развернулся Аскари, планировал выйти из «аэродинамического кармана» партнёра по команде и рвануть к победе в гонке. Но Фарине хватило опыта, чтобы избежать столкновения, хоть при этом ему и пришлось зацепить колёсами обочину и сильно потерять от этого в темпе. А вот следующий следом Маримон был по меркам того времени хоть и талантлив, но молод и малоопытен. Он не смог в одно мгновение оценить ситуацию и понять, что обе «Феррари», по сути, выбыли из борьбы за победу, и обе «Мазерати» могут легко их объехать по свободной стороне трассы, после чего Фанхио одержит победу в гонке. С точки зрения Маримона свободная часть трассы предназначалась только для Фанхио, который разогнавшись в «аэродинамическом кармане» Маримона должен был с ускорением уйти к финишу. Поэтому Маримон даже не попытался отвернуть от болида Аскари, въехав в него на полном ходу и выведя оба болида из строя. Это было сверхспорное и сверхопасное решение, так как в те времена любой гоночный инцидент грозил смертью или увечьем всем участникам таких инцидентов. В данном случае имело место сильное везение, и ни Аскари, ни Маримон не пострадали. Более того, Маримон даже не подвергся более-менее серьёзной критике. Всё списали на неопытность молодого аргентинца, попутно воздав хвалу Господу за благополучное окончание инцидента, и история перешла в разряд «проехали».

По правилам того времени, не пересёкший линию финиша Аскари был включен в протокол гонки как выбывший пилот, т.е. позади всех тех пилотов, кто отстал на различное число кругов, но при этом пересёк финишную черту под клетчатым флагом (некоторые классифицированные проехали на полтора десятка кругов меньше, чем Аскари, но в протоколе оказались выше).

Знаменитый инцидент в последнем повороте гонки в Монце в 1953 году. Альберто Аскари («Феррари», стартовый номер «4») занесло. Джузеппе Фарина («Феррари», стартовый номер «6») вынужден объезжать партнёра, зацепив обочину. Онофре Маримон («Мазерати», стартовый номер «54») сейчас добьёт «Феррари» под номером «4». А Хуан-Мануэль Фанхио («Мазерати», стартовый номер «50») выиграет гонку, воспользовавшись всей случившейся кутерьмой.

Знаменитый инцидент в последнем повороте гонки в Монце в 1953 году, изображённый на картине Михаэля Тёрнера. Альберто Аскари («Феррари», стартовый номер «4») занесло. Джузеппе Фарина («Феррари», стартовый номер «6») вынужден объезжать партнёра, зацепив обочину. Онофре Маримон («Мазерати», стартовый номер «54») сейчас добьёт «Феррари» под номером «4». А Хуан-Мануэль Фанхио («Мазерати», стартовый номер «50») выиграет гонку, воспользовавшись всей случившейся кутерьмой.

 

2. Себастьян Феттель.

Число досрочных титулов: 2 (2011, 2013 годы). Число Гран-При в статусе досрочного чемпиона: 7. Лучший результат: 1-е место (пять раз).

 

Свой первый титул в режиме полного доминирования в чемпионате Себастьян получил в 2011 году, в составе «Ред Булл-Рено», за четыре этапа до окончания первенства. В первой гонке в статусе досрочного чемпиона, прошедшей в Южной Корее, Феттель уступил в квалификации пилоту «МакЛарен» Льюису Хэмилтону, но в гонке взял у британца убедительный реванш. В Индии Себастьян стал третьим в истории гонщиком, после Альберто Аскари и Джима Кларка, кто сумел в статусе досрочного чемпиона оформить по итогам гонки «Большой шлем». В Абу-Даби Феттель выбыл из борьбы в самом начале гонки, получив сразу после старта прокол шины на правом заднем колесе. В боксах выявились также проблемы с подвеской и гонка для Себастьяна закончилась. В Бразилии Себастьян имел все шансы на победу, но проблемы с коробкой передач заставили его отступить за спину партнёра по команде Марка Уэббера. Соперники из прочих команд воспользоваться проблемами Себастьяна не смогли.

В 2013 году, в ходе своей рекордной в рамках одного сезона серии из девяти побед подряд на финише чемпионата, Себастьян оформил досрочное чемпионство за три этапа до конца сезона. Все три последние гонки превратились, по сути, в попытку Феттеля получить очередной «Большой шлем» в статусе досрочного чемпиона. В Абу-Даби была только репетиция, связанная с лидированием от старта до финиша, так как поул взял всё тот же партнёр по всё той же команде Марк Уэббер. В США всё сошлось в части старта с поул-позишн, быстрейшего круга и победы в гонке, но подвела тактика, в соответствии с которой Себастьян однажды заехал на пит-стоп на пару кругов раньше Ромэна Грожана на «Лотус», лишившись, таким образом, лидирования со старта до финиша. В заключительной гонке в Бразилии были поул, лидирование со старта до финиша и победа в гонке, но всю обедню коварно испортил Уэббер, проводивший свой последнюю гонку в Ф1 и установивший на прощание лучшее время круга.

Подиум Гран-При Бразилии 2013 года. Марк Уэббер по итогам своей последней гонки в Ф1 лишил партнёра по команде Себастьяна Феттеля рекордного второго «Большого шлема», который мог бы быть завоёван в ранге досрочного чемпиона мира. Себастьян, судя по фото, никаких шлемов не считал, а потому и не понял подлинных масштабов деяния напарника )))).

Подиум Гран-При Бразилии 2013 года. Марк Уэббер по итогам своей последней гонки в Ф1 лишил партнёра по команде Себастьяна Феттеля рекордного второго «Большого шлема», который мог бы быть завоёван пилотом в ранге досрочного чемпиона мира. Себастьян, судя по фото, никаких шлемов не считал, а потому и не понял подлинных масштабов деяния напарника )))).

 

1. Михаэль Шумахер.

Число досрочных титулов: 5 (1995, 2000, 2001, 2002, 2004 годы). Число Гран-При в статусе досрочного чемпиона: 17. Лучший результат: 1-е место (восемь раз).

 

Михаэль Шумахер является рекордсменом Ф1 всех времён по числу титулов, выигранных досрочно, по числу гонок, проведённых в статусе досрочного чемпиона мира, как в рамках одного сезона, так и по общему количеству, по числу побед в гонках в указанном статусе, а также, до кучи, и по числу непобедных гонок в указанном статусе. Вот как это было.

Переход в 1995 году команды «Бенеттон» на лучший в то время мотор «Рено», позволил Михаэлю полностью затмить пилотов «Уильямс-Рено» и свой второй чемпионский титул оформить досрочно за два этапа до окончания мирового первенства. В своей первой гонке в статусе досрочного чемпиона в Японии Шумахер подтвердил тенденцию всего сезона и вновь был лучше пилотов «Уильямс», уверенно контролируя ход гонки. А тот факт, что ни один из членов команды «Уильямс» до финиша не добрался, сделал победу Михаэля ещё более лёгкой. А в Австралии у Михаэля случилось столкновение с «Феррари» Жана Алези, приведшее к обоюдному сходу. Причём произошло это столкновение в том самом месте трассы, где за год до этого произошёл знаменитый инцидент между Михаэлем Шумахером и Дэймоном Хиллом, решивший судьбу титула в пользу немца.

В 2000 году на долю Михаэля, теперь премьера «Феррари», пришлась лишь одна гонка в статусе досрочного чемпиона мира. Малазийская гонка запомнилась крепким прессингом на досрочного чемпиона со стороны Дэвида Култхарда на «МакЛарен» с которым чемпион, однако, справился и одержал свою очередную победу в Гран-При.

В 2001 году Михаэль в третий раз стал чемпионом досрочно, снова в составе «Феррари», причём сделал это за четыре этапа до конца чемпионата. В Бельгии различные инциденты на первом старте и рестарте гонки вывели из борьбы пару пилотов «Уильямс», занявших по итогам квалификации весь первый ряд стартового поля. В отсутствие этих грозных соперников Михаэль одержал уверенную победу, лидируя со старта до финиша. Затем Михаэль на собственном опыте убедился, как это мешает, когда команда делает ставку на партнёра по команде. В Италии и США в «Феррари» сделали ставку на Рубенса Баррикелло, дабы помочь бразильцу выйти на второе место в ЛЗ. Ни одной гонки Рубенс выиграть так и не смог, зато Михаэль один раз добрался до финиша четвёртым (при втором месте Рубенса), а потом вторым, получив это место в наследство от Баррикелло, спалившего двигатель на своей «Феррари», когда бороться за победу с лидирующим Хаккиненом было уже невозможно (да и Рубенс на момент схода с этой задачей явно не справлялся). В Японии «Феррари», разочарованная неудачами бразильца, снова сделала ставку на Михаэля. Михаэль принёс команде очередную и весьма трудовую победу, а Рубенс финишировал в глубине очковой зоны и в вице-чемпионы в том году так и не вышел.

2002 год был годом полного доминирования команды «Феррари» в чемпионате. Михаэль оформил своё чемпионство за рекордные шесть этапов до конца чемпионата. И если в Хоккенхайме Шумахер стоял на высшей ступени подиума в компании пилотов «Уильямс-БМВ», опередивших Рубенса Баррикелло, то последующие пять этапов (Венгрия, Бельгия, Италия, США, Япония) превратились в ничем не омрачаемый парад двух «Феррари», во время которого спортивные принципы ушли на второй план. Так как Рубенс перед началом «парада» находился всего лишь на четвёртом месте в ЛЗ, то он получил право оформить не меньше пары «Больших Призов» на себя, этим команда попутно отдавала Рубенсу «долг» за австрийскую гонку того сезона. В США стремление Михаэля обеспечить минимальный за всю историю разрыв между первым и вторым призёром гонки вылилось ещё в один подарок Рубенсу. В общем, пять дублей «Феррари» распределились между Рубенсом и Михаэлем со счётом 3:2 в пользу бразильца, но счёт, в принципе, мог быть каким угодно, вплоть до 5:0 в пользу любого из гонщиков. Спортивной составляющей внутри команды на этом отрезке чемпионата не было.

В 2004 году Михаэль стал чемпионом досрочно за четыре этапа до конца турнира. В Италии гонка Михаэля оказалась испорчена столкновением на старте с Дженсоном Баттоном из команды «БАР», погрузившим Михаэля в заднюю часть пелетона. В итоге Михаэль пробился на второе место в гонке вслед за своим бессменным в последние годы партнёром Рубенсом Баррикелло. Внутрикомандная борьба в «Феррари» того времени была невозможна в принципе, обмен мест пилотами, как проявление командной тактики, был под запретом, поэтому Михаэль просто доехал до финиша на втором месте.

В Китае Михаэль не показал никакого времени в квалификации из-за проблем с двигателем, потом Михаэль получил формальный штраф в минус десять мест на стартовом поле за смену двигателя перед гонкой, а в гонку ушёл с пит-лейн. В процессе прорыва через пелетон, Михаэль поучаствовал в гоночном инциденте с Кристианом Клином, чуть позже получил прокол шины и в результате финишировал в круге позади лидеров за пределами первой десятки пилотов.

В Японии всё прошло почти идеально. Почти, потому что «Большой шлем» Михаэлю не достался по вине слишком активного на отдельно взятом круге Рубенса.

Ну а в Бразилии снова был штраф за смену мотора перед гонкой, затем бодрый прорыв наверх, прерванный разворотом и потерей всего ранее отыгранного, повторный прорыв. И успел Михаэль к финишу лишь на седьмом месте.

Япония-2004. Последняя (восьмая) победа Михаэля Шумахера в статусе досрочного чемпиона мира. По итогам этой гонки Михаэль был наиболее близок к получению своего первого «Большого шлема» в статусе досрочного чемпиона мира. Но так и не сложилось. Не в последний раз в истории Ф1 «статистическую свинью» одному из многократных немецких чемпионов подложил росчерком лучшего времени на круге скромный партнёр по команде ))))).

Япония-2004. Последняя (восьмая) победа Михаэля Шумахера в статусе досрочного чемпиона мира. По итогам этой гонки Михаэль был наиболее близок к получению своего первого «Большого шлема» в статусе досрочного чемпиона мира. Но так и не сложилось. Не в последний раз в истории Ф1 «статистическую свинью» одному из многократных немецких чемпионов подложил росчерком лучшего времени на круге скромный партнёр по команде ))))).

 

Автор статьи: ROMAN grosjean (январь 2016 года)

 

5 Отзывов