Авторская статья: Памяти Марии-Терезы де Филиппис посвящается

12.01.2016 12:20

Памяти Марии-Терезы де Филиппис посвящается.

 

Мария-Тереза

 

В память о недавно ушедшей Марии-Терезе де Филиппис предлагаю вспомнить Гран-При Италии 1958 года, который совместными усилиями почти всех участников гонки чуть не вошёл в историю Ф1 в особой категории: лучший женский результат в зачётной гонке чемпионата мира в классе Ф1. Но не хватило совсем чуть-чуть. Подробности ниже.

 

Гран-При Италии 1958 года состоялся седьмого сентября на трассе в Монце. Это был предпоследний зачётный этап чемпионата мира того года. А так же четвёртый зачётный этап сезона, в котором принимала участие женщина: Мария-Тереза де Филиппис, и третий зачётный этап, в котором Мария-Тереза пробилась на старт гонки. В активе итальянки уже был финиш на пятом месте во внезачётной гонке в Сиракузах, а также десятое место в Гран-При Бельгии на легендарной трассе Спа-Франкоршам.

Мария-Тереза выступала как частное лицо, но имела в своём распоряжении самую актуальную модель болида «Мазерати», такую же, как у пилотов-мужчин из команд, использовавших технику «Мазерати».

Мария-Тереза де Филиппис в своём «Мазерати» в день проведения Гран-При Италии 1958 года.

Мария-Тереза де Филиппис в своём «Мазерати» в день проведения Гран-При Италии 1958 года.

 

Управлять гоночными болидами Ф1 того времени было очень тяжело физически. Да и основной целью тридцатидвухлетней аристократки было не столько добиться серьёзного успеха в чемпионате мира, сколько доказать скептично настроенным родственникам свою принципиальную способность управлять гоночной техникой самого высшего уровня. Так что никакой серьёзной конкуренции мужчинам Мария-Тереза, конечно, не оказывала. На стартовом поле она разместилась на последнем двадцать первом месте, уступив самому медленному из мужчин почти полторы секунды и более пятнадцати секунд уступив самому быстрому.

Мария-Тереза перед выездом на стартовое поле. Гонщик-аутсайдер пользуется популярностью у фотографов, благодаря своему полу.

Мария-Тереза перед выездом на стартовое поле. Гонщик-аутсайдер пользуется популярностью у фотографов, благодаря своему полу.

 

Главной задачей Марии-Терезы было доехать до финиша и постараться при этом уступить как можно меньше кругов лидерам. Основную ставку в гонках Ф1 Мария-Тереза делала на стабильное управление гоночной техникой без попытки непременно навязать борьбу кому-то из представителей сильного пола.

Ну а сильный пол с места в карьер предался суровому мужскому занятию: контактной борьбе на старте гонки. Один из пилотов заводской команды «Феррари» Вольфганг фон Трипс допустил пробуксовку на старте, позволил нескольким соперникам опередить себя, после чего так рьяно взялся отыгрывать упущенное, что ещё на стартовой прямой влетел в «БРМ» Гарри Шелла. «БРМ» был выведен из строя, а фон Трипс оказался выброшен из своего болида и, совершив небольшой баллистический полёт, слава богу, в сторону от основного потока пелетона, совершил жёсткое приземление на асфальт, сломав себе при этом ногу.

Ещё одним из пилотов «Феррари», неудачно стартовавшим, оказался Оливье Жендебьен. Потеряв немало позиций на прямой, он «захлопнул калитку» в первом повороте перед «Купер» Джека Брэбэма, после чего Брэбэм из борьбы выбыл, а машина Жендебьена оказалась повреждена. В послестартовой суете нашли друг друга Рой Сальвадори на «Купер» и Джерино Джерини на «Мазерати». Оба продолжили борьбу, но с разной степенью повреждения своих болидов.

Первый ряд стартового поля. В кадр попала сразу половина тех пилотов-мужчин, кто никак не оказался причастен к предстоящему достижению Марии-Терезы по ходу гонки.

Первый ряд стартового поля. В кадр попала сразу половина тех пилотов-мужчин, кто никак не оказался причастен к предстоящему достижению Марии-Терезы по ходу гонки.

Тони Брукс («Вануолл», стартовый номер «28») и Майк Хоторн («Феррари», стартовый номер «14») - будущие победитель и второй призёр гонки, соответственно. А вот Стюарт Льюис-Эванс («Вануолл», стартовый номер «30») и обладатель поул-позишн Стирлинг Мосс (нос его болида виднеется в правом нижнем углу кадра) прекратили гонку досрочно из-за технических проблем, чем поспособствовали продвижению Марии-Терезы вверх по протоколу гонки.

 

Мария-Тереза отпустила мужчин разбираться друг с другом, после чего спокойно проехала мимо разбитых машин Шелла, фон Трипса и Брэбэма, а затем, ещё до конца первого круга, проехала мимо ковыляющих на повреждённой технике Жендебьена и Джерини, а так же мимо Кэрола Шелби, на чьём «Мазерати» с самого старта гонки двигатель работал с перебоями. Так всего за один круг Мария-Тереза прошла на пятнадцатое место с несколькими мужчинами за спиной. Впрочем, вскоре все идущие позади пилоты сошли с дистанции, так что Мария-Тереза вновь стала последней из участников гонки. Ненадолго. Сначала для ликвидации последствий послестартового контакта с соперником совершил долгий пит-стоп Сальвадори, а затем за спину Марии-Терезы откатился и Грэм Хилл. На «Лотус» будущего двукратного чемпиона возникли перебои в зажигании, что также потребовало длительного ремонта в боксах. К этому времени разбил свой «БРМ» Йо Боннье, и теперь Мария-Тереза была уже двенадцатой и совсем не последней из участников гонки. О Сальвадори и Хилле волноваться не приходилось. Они проигрывали Марии-Терезе несколько кругов и вряд ли смогли бы ликвидировать это отставание до конца гонки.

Мужчины в погоне за результатом продолжали демонстрировать суперусилия, гробя при этом свою технику. Сначала из борьбы выбыл один из претендентов на победу в чемпионате мира Стирлинг Мосс на «Вануолл», и этот сход сыграл определяющую роль для Стирлинга в будущем проигрыше титула по итогам всего сезона. Затем прекратил борьбу Морис Тринтиньян на «Купер». Один за другим отказали «Вануолл» Стюарта Льюиса-Эванса и «Мазерати» Ханса Херманна. Клиф Алиссон на «Лотус» не выбыл из борьбы, но после длительного пит-стопа по техническим причинам составил компанию Хиллу и Сальвадори в безнадёжной дали за спиной Марии-Терезы. Потом отказали педали тормоза и сцепления на «БРМ» Жана Бера, и Мария-Тереза оказалась в преддверии очковой зоны, которая в то суровое время распространялась лишь на пять первых мест итогового протокола гонки.

Это фото хорошо иллюстрирует как проходила смена колёс на пит-стопах в то время. Замена колёс производится на «Феррари» будущего второго призёра Гран-При Италии и будущего чемпиона мира Майка Хоторна. Мария-Тереза в этот момент идёт в гонке на восьмом месте.

Это фото хорошо иллюстрирует как проходила смена колёс на пит-стопах в то время. Замена колёс производится на «Феррари» будущего второго призёра Гран-При Италии и будущего чемпиона мира Майка Хоторна. Мария-Тереза в этот момент идёт в гонке на восьмом месте.

 

Историческое событие произошло ещё несколько кругов спустя, когда отказал «Мазерати» Джулио Кабьянки. Формально тот находился всего лишь на одну позицию впереди Марии-Терезы, реально же выигрывал у женщины-пилота два круга. Мария-Тереза вышла на пятое место и, таким образом, впервые в истории зачётных Гран-При Ф1, женщина оказалась в очковой зоне протокола гонки. Мужчины, ехавшие впереди, были недосягаемы. Они опережали Марию-Терезу минимум на три круга. Мужчины, ехавшие позади, также не представляли угрозы текущему положению итальянки.

Мария-Тереза («Мазерати», стартовый номер «42») на трассе во время Гран-При Италии 1958 года.

Мария-Тереза («Мазерати», стартовый номер «42») на трассе во время Гран-При Италии 1958 года.

 

Но последняя в гонке поломка техники случилась именно на машине Марии-Терезы. Отказал шатун в двигателе. На пятом месте текущего протокола гонки Мария-Тереза числилась в течение шести кругов и выбыла из гонки за тринадцать кругов до финиша. Ни одной из последовательниц Марии-Терезы в Ф1 не удалось подняться в текущем протоколе зачётного Гран-При чемпионата мира до такой высокой позиции.

Казалось бы, выше приведено совершенно банальное приключение слабого пилота, волею случая чуть было не получившего приличный результат в одной из зачётных гонок чемпионата мира в классе «Формула-1», что по тем временам было не таким уж и редким явлением. Но инцидент с Вольфгангом фон Трипсом в начале гонки показал насколько были опасны гонки того времени, когда о применении ремней безопасности в гоночном автомобиле даже не задумывались. А отважная женщина, даже если и была очень медленна в сравнении с мужчинами, в конце каждой из знаменитых прямых автодрома в Монце разгонялась до скоростей выше 200 км/час. И это при относительно высокой посадке в открытом болиде, обладающем почти нулевой степенью защиты при аварии, без ремней безопасности и в шлеме, защищающем разве что от ветра в лицо. И если речь идёт о женщине, то  это по любому достойно всяческого уважения.

Вечная память и земля пухом одной из отважных амазонок двадцатого века, не утратившей страсти к скорости даже дожив до глубоких седин.

Мария-Тереза в 21-м веке

 

Автор статьи: ROMAN grosjean (январь 2016 года)

2 Отзыва