Авторская статья: Новогодняя «Формула-1»

26.12.2015 12:34

Новогодняя «Формула-1»

 

Эпизод первый: Новогодний подарок для Грэма Хилла.

 

Заключительная гонка сезона 1962 года состоялась 29 декабря в ЮАР на трассе в Ист-Лондоне и была решающей в борьбе за титул чемпиона мира. Оспаривали титул лидер личного зачёта Грэм Хилл, выступавший за «БРМ», и претендент Джим Кларк из команды «Лотус».

В зачёт пилотам шли только пять лучших результатов сезона, и Грэму Хиллу очки могла принести только победа в гонке. Кларк же лимит из пяти результатов ещё не выбрал, но в гонке ему нужна была только победа. В этом случае он догонял по очкам Хилла, но получал право на титул за счёт большего числа побед в сезоне.

Также надо отметить, что Кларк обладал лучшей в пелетоне техникой в плане скорости. Из предыдущих семи этапов Джим должен был по крайней мере шесть раз отпраздновать победу и решить вопрос с чемпионством досрочно, но вот надёжность «Лотус» была не высока и трижды одержав победы, Кларк ещё три раза «поделился» победами с Грэмом, техника которого была не столь быстра, но гораздо более надёжна.

Заключительная гонка сезона стала зеркальным отражением всего чемпионата. Кларк стартовал с поула и в течение всей гонки наращивал отрыв от Грэма, привычно занимающего позицию позади Джима.

Первый ряд стартового поля на Гран-При ЮАР 1962 года. С этого ряда стартуют соискатели титула чемпиона мира Джим Кларк («Лотус», стартовый номер «1») и Грэм Хилл («БРМ», стартовый номер «3»)

Первый ряд стартового поля на Гран-При ЮАР 1962 года. С этого ряда стартуют соискатели титула чемпиона мира Джим Кларк («Лотус», стартовый номер «1») и Грэм Хилл («БРМ», стартовый номер «3»)

 

За двадцать кругов до финиша преимущество Кларка над Хиллом было больше тридцати секунд. И тут двигатель «Ковентри-Клаймакс» на болиде шотландца испустил облако дыма. Кларк дотянул до боксов, но это был сход. Уже в этот момент Грэм Хилл стал чемпионом мира. Руководство «БРМ» в полном составе посетило боксы команды «Лотус» и выразило сочувствие Колину Чэпмэну в связи с утратой шансов на первый в истории команды чемпионский титул. Это была не издёвка, а норма поведения того времени.

А Грэм Хилл довёл, в итоге, дело до победы с преимуществом более чем в пятьдесят секунд над ближайшим преследователем.

Грэм Хилл на пути к победе в Гран-При ЮАР 1962 года и чемпионскому титулу.

Грэм Хилл на пути к победе в Гран-При ЮАР 1962 года и чемпионскому титулу.

(...Говорят, под новый год, что не пожелается, всё всегда произойдёт, всё всегда сбывается...)

 

Эпизод второй: «Лишняя», но рекордная победа Кларка.

 

На заключительную гонку сезона 1963 года, состоявшуюся в том же Ист-Лондоне 28 декабря, Джим Кларк приехал в том самом статусе, в котором должен был приехать ещё в прошлом году, если бы не ненадёжность техники. В 1963 году в «Лотус» серьёзно поработали над надёжностью, не утратив при этом скорости, благодаря чему Кларк выиграл шесть из девяти предыдущих гонок сезона и был уже достаточно давним досрочным чемпионом.

Накануне южноафриканской гонки Кларк был совладельцем вместе с Альберто Аскари и Хуаном-Мануэлем Фанхио рекорда по числу побед в зачётных гонках сезона. И теперь вся интрига состояла в том, сможет ли Кларк установить новый рекорд, одержав седьмую победу в сезоне.

Ответ был дан более чем убедительный. Кларк стартовал с поула, лидировал со старта до финиша и опередил на финише Дэна Герни из «Брэбэм» более чем на минуту. Лишь «Большой шлем» Джиму не достался усилиями того же Герни.

Одинокое шествие Джима Кларка (стартовый номер «1») к победе в Гран-При ЮАР 1963 года некоторое время скрашивал партнёр по команде Тревор Тэйлор, которого Джим обошёл на круг.

Одинокое шествие Джима Кларка (стартовый номер «1») к победе в Гран-При ЮАР 1963 года некоторое время скрашивал партнёр по команде Тревор Тэйлор, которого Джим обошёл на круг.

 

Так как в том году в зачёт пилотам шли только шесть лучших результатов, рекордная победа не принесла Джиму очков в зачёт пилотов.

Рекорд Джима Кларка по числу побед в гонках за сезон продержался до 1988 года и был побит Айртоном Сенной. Ну а по состоянию на текущий момент Джим по данному показателю делит места с пятнадцатого по двадцать четвёртое. Такие нынче времена.

 

Эпизод третий: Новогодний подарок для Кларка - «Большой шлем».

 

В 1965 году южноафриканская гонка поменяла свой статус. После одногодичного отсутствия в календаре Ф1 в качестве зачётного этапа, она превратилась из гонки, завершающей сезон, в гонку, открывающую новый сезон. В соответствии с новым статусом, Гран-При ЮАР был проведён в начале года. В самом начале года. Первого января!

В спортивном плане эта гонка мало отличалась от той, что была описана выше в заметке. Но на этот раз Джиму Кларку на «Лотус» удался «Большой шлем». В конце гонки имела место судейская ошибка. Отмашку клетчатого флага Джим получил на один круг раньше, чем следовало. Но поскольку команда хорошо информировала гонщика по ходу гонки о количестве пройденной и оставшейся дистанции, Кларк ошибочный флаг проигнорировал и преодолел в гоночном темпе всю необходимую дистанцию. Этот новогодний успех, Джим впоследствии развил во второй чемпионский титул.

 Джим Кларк (стартовый номер «5») на пути к «Большому шлему» по итогам Гран-При ЮАР. Результат новогодней гонки задал темп всему сезону.

Джим Кларк (стартовый номер «5») на пути к «Большому шлему» по итогам Гран-При ЮАР. Результат новогодней гонки задал темп всему сезону.

 

Из особенностей данной гонки можно выделить то, что команда «Феррари», в отличие от завершающих гонок прошлого сезона, выступала в традиционных красных цветах, но по-прежнему не под собственным именем. Конфликт между Энцо Феррари и итальянской автоспортивной федерацией, длившийся с сентября прошлого года, ещё не был урегулирован и Инженьери всё ещё не имел лицензии на право представлять свою команду в Ф1. Так что формальным хозяином некоей частной команды, имеющей в своём составе действующего чемпиона мира Джона Сертиза, был Эудженио Драгони, менеджер «Феррари» в обычных условиях.

Так же в этой гонке за команду «БРМ» дебютировал будущий трёхкратный чемпион Джеки Стюарт. Дебютант завершил свою первую гонку на зачётном шестом месте.

 

Эпизод четвёртый: Неожиданный дубль марки «Купер».

 

В 1967 году южноафриканская гонка снова открывала сезон, но теперь она прошла второго января и на новой трассе. Из Ист-Лондона гонка переехала на более известную в настоящее время трассу в Кьялами.

Гонка ознаменовалась большим количеством проблем у всех пилотов, имеющих в своём распоряжении наиболее конкурентоспособную технику. В результате, в завершающей стадии гонки на двух первых местах оказались гонщики, в иных условиях на такой высокий результат не претендовавшие. В лидерах находился гонщик частник Джон Лав из Родезии, участие которого в чемпионатах мира ограничивалось только гонками в Южной Африке. Он пилотировал устаревшую модель болида «Купер» с отживающим свой век двигателем «Ковентри-Клаймакс». А преследовал его Педро Родригез на заводском «Купер» новой разработки с мотором «Мазерати». Заводской «Купер» был явно быстрее, однако родезиец принял вызов и отчаянно сопротивлялся превосходящей силе, пока не израсходовал в этой борьбе всё топливо и не был вынужден заехать на пит-стоп для дозаправки.

Родезиец Джон Лав на Гран-При ЮАР 1967 года. Единственный случай, когда на победу в гонке некоторое время претендовал частный пилот, имеющий в своём распоряжении устаревшую технику. Но «что не пожелается», всегда сбывается только под Новый год, а не после Нового года.

Родезиец Джон Лав на Гран-При ЮАР 1967 года. Единственный случай, когда на победу в гонке некоторое время претендовал частный пилот, имеющий в своём распоряжении устаревшую технику. Но «...что не пожелается...», всегда сбывается только под Новый год, а не после Нового года.

 

Педро Родригез, в итоге, одержал уверенную победу, а Джон Лав уверенно сохранил второе место. Все прочие соперники либо не добрались до финиша, либо отстали от пары «Куперов» на круг и более из-за различных проблем.

Педро Родригез получил в качестве коллективного новогоднего подарка победу в Гран-При ЮАР 1967 года. Но он был всё-таки пилотом заводской команды, имевшей славное прошлое.

Педро Родригез («Купер-Мазерати», стартовый номер «4») получил в качестве коллективного новогоднего подарка победу в Гран-При ЮАР 1967 года. Но он был всё-таки пилотом заводской команды, имевшей славное прошлое.

 

И для марки «Купер» и для двигателя «Мазерати» эта победа стала последней в Ф1, что лишь подчёркивает случайность этого новогоднего успеха.

 

Эпизод пятый: Прощальная победа Джима Кларка.

 

В 1968 году южноафриканская гонка вновь состоялась первого января.

Команда «Лотус» подтвердила тенденцию завершающей части прошлого сезона, заключающуюся в том, что команде Колина Чэпмена удалось сместить с места лидеров пелетона команду «Брэбэм», взявшую два предыдущих Кубка Конструкторов и два титула в Личном Зачёте.

Команда «Лотус» в полном составе (Джим Кларк и Грэм Хилл) взяла первый ряд стартового поля. Единственным, кто попытался бросить вызов «Лотус» оказался Джеки Стюарт на «Матра». Он захватил лидерство со старта. Потом достаточно быстро уступил Кларку, но очень долго сопротивлялся Хиллу, решив, таким образом, исход противостояния между пилотами «Лотус», имевшими равный статус в команде.

После победного дубля «Лотус» подтвердил свои претензии на Кубок Конструкторов, а Джим Кларк - на чемпионский титул. Увы, это была последняя гонка Кларка в Ф1. До следующего зачётного этапа Ф1 Джим не дожил чуть больше месяца, погибнув в гонке Ф2 в Хоккенхайме.

Джим Кларк в своей последней гонке Ф1 (Гран-При ЮАР 1968 года) идёт к своей последней победе. Символично, но после последней победы Кларка в новогодней гонке Ф1, больше этапы чемпионата мира так близко к новогодним праздникам не проводились.

Джим Кларк (стартовый номер «4») в своей последней гонке Ф1 (Гран-При ЮАР 1968 года) идёт к своей последней победе. Символично, но после последней победы Кларка в новогодней гонке Ф1, больше этапы чемпионата мира так близко к новогодним праздникам не проводились.

 

Автор статьи: ROMAN grosjean (декабрь 2015 года)

2 Отзыва