Статья: Льюис бросает вызов статистике. Кто кого? Часть 2

23.12.2015 12:32

Льюис бросает вызов статистике. Кто кого? Часть 2

 

Льюис Хэмилтон в трёх заключительных гонках прошедшего сезона занял вторые места. Данный статистический показатель является весьма редким. Льюис стал лишь третьим пилотом, которому покорилось указанное достижение. И оба предшественника Льюиса сумели стать чемпионами в те годы, когда им удалось добиться на финише сезона аналогичного результата. Однако, судя по статистике, в такой чемпионской привилегии скрыт некий подвох.

 

Статистические предшественники Льюиса.

 

В 1958 году впервые один из пилотов Ф1 сумел получить три подряд вторых места в трёх заключительных зачётных гонках сезона. Это был Майк Хоторн. Благодаря такому статистическому результату Майк смог добиться звания чемпиона мира.

Началась эта серия в Португалии. Это была та самая знаменитая гонка, в которой Майк Хоторн мог потерять всё. На последнем круге его «Феррари» развернуло, и мотор заглох. Главный соперник в чемпионате Стирлинг Мосс на «Вануолл» остановился возле Хоторона, дал совет, как запустить движок, а потом свидетельствовал перед организаторами гонки, что Майк пустил свою «Феррари» под уклон против хода гонки (для запуска движка) за пределами трассы и, таким образом, не нарушил никаких правил. Планируемая дисквалификация Хоторна не состоялась. Потом Майк стал вторым в Италии, проиграв лишь партнёру Мосса Тони Бруксу (сам Мосс сошёл из-за технических проблем). И, наконец, Майк снова стал вторым после Мосса в Марокко. И этого второго места хватило для получения титула.

 На верхнем фото Майк Хоторн после Гран-При Португалии благодарит Стирлинга Мосса за полезный совет и последующую поддержку при разбирательствах.

На верхнем фото Майк Хоторн после Гран-При Португалии благодарит Стирлинга Мосса за полезный совет и последующую поддержку при разбирательствах.

На нижнем фото Майк на пути ко второму месту в Марокко, принёсшему британцу чемпионский титул.

 

Далее подобного результата от одного из пилотов пришлось ждать целых тридцать пять лет.

В 1993 году Ален Прост в Португалии финишировал вторым вслед за молодым Михаэлем Шумахером, чем и обеспечил себе титул чемпиона мира. По ходу гонки, в которой «Бенеттон» тактически переиграл «Уильямс», Михаэль столкнулся с неуступчивостью круговых, из-за чего Просту удалось ликвидировать тот отрыв, что смогла обеспечить Михаэлю его команда. Завершающая стадия гонки прошла в плотном преследовании и периодических атаках Проста на Михаэля. Так что свою вторую в карьере победу в Гран-При молодой немец отстоял не без труда. А в последующих двух гонках Прост без боя отдал две победы в гонках Айртону Сенне, о чём я более подробно написал в предыдущей авторской статье Льюис бросает вызов статистике. Кто кого?

Вверху: По ходу Гран-При Португалии Прост неоднократно предпринимал попытки обгона лидирующего Шумахера (кадр из видео с YouTube)

Вверху: По ходу Гран-При Португалии Прост неоднократно предпринимал попытки обгона лидирующего Шумахера (кадр из видео с YouTube)

Внизу: На подиуме победитель гонки Шумахер уступил новоиспеченному чемпиону Просту место в центре кадра.

 

И вот тут статистика даёт повод задуматься, а так ли был прав Льюис, слишком сильно расслабившись после досрочного получения титула чемпиона. Ведь и для Хоторна и для Проста чемпионские титулы в 1958 и 1993 годах, соответственно, стали последними.

В противовес вышеприведённым случаям, история Ф1 знает также три эпизода, когда пилоты, имеющие статус состоявшихся чемпионов мира, в последний момент совершенно сознательно «соскакивали» со скользкой статистической дорожки трёх вторых мест в заключительных гонках сезона. И получали при этом весьма благоприятное в части наращивания числа титулов развитие карьеры.

 

«Соскочившие» в последний момент.

 

В 1973 году шанс добиться трёх вторых мест в трёх заключительных этапах сезона получил пилот команды «Лотус» и действующий чемпион мира Эмерсон Фиттипальди. Начало серии вторых мест совпало для Эмерсона с утратой шансов на титул текущего сезона, который досрочно выиграл Джеки Стюарт на «Тиррелл», а также фактически с утратой статуса первого номера команды, что привело Эмерсона к решению прервать переговоры с Колином Чэпменом о контракте на будущий год и принять предложение «Мальборо Тим Тексако». Затем последовало второе место в Канаде, гарантировавшее Эмерсону вице-чемпионский титул. А перед заключительной гонкой в Уоткинс-Гленн самоустранился главный оппонент «Лотус» команда «Тиррелл». Франсуа Север погиб в квалификации, а Джеки Стюарт, в связи с этим, отказался выходить на старт гонки. Поскольку другие команды серьёзной конкуренции «Лотус» создать не могли, а партнёр Ронни Петерсон окончательно утвердился в статусе нового лидера команды, второе место в третьей гонке подряд было для Фиттипальди вполне реально. Но Эмерсон очень некрасиво попрощался с командой, намеренно проведя гонку ниже имеющихся возможностей, заняв лишь шестое место и разве только не позволив Петерсону обойти себя на круг.

В следующем году Эмерсон Фиттипальди стал ещё раз чемпионом мира.

Конфликт Эмерсона Фиттипальди (слева) с Колином Чэпменом (в центре) по поводу статуса первого пилота в команде относительно Ронни Петерсона (справа) стал главной причиной, по которой Фиттипальди по сути «слил» последнюю гонку сезона 1973 года.

Конфликт Эмерсона Фиттипальди (слева) с Колином Чэпменом (в центре) по поводу статуса первого пилота в команде относительно Ронни Петерсона (справа) стал главной причиной, по которой Фиттипальди по сути «слил» последнюю гонку сезона 1973 года.

 

В 1986 году Ален Прост стал очередным пилотом чемпионского калибра, кому было вполне по силам получить три подряд вторых места на финише сезона. Но для действующего чемпиона мира такой результат означал бы стопроцентное поражение в чемпионате от Найджела Мэнселла из «Уильямс». Поэтому Прост блестяще реализовал хитроумный план на гонку, придуманный руководством «МакЛарен», выиграл Гран-При Австралии, завершающий сезон, и стал второй раз подряд чемпионом мира. А впереди у Алена были ещё две победы в чемпионатах мира.

Вверху: Этот момент решил судьбу чемпионата. На болиде Мэнселла взрывается шина. Это сход для главного претендента на титул.

Вверху: Этот момент решил судьбу чемпионата. На болиде Мэнселла взрывается шина. Это сход для главного претендента на титул.

Внизу: Нельсону Пике остаётся только удивляться, как же это Просту удалось оказаться на вершине подиума и на вершине итогового зачёта в ЛЗ при весьма неблагоприятных предстартовых раскладах.

 

Третьим пилотом, добровольно отказавшимся от серии вторых мест в трёх заключительных гонках сезона, стал в 2002 году Михаэль Шумахер. В завершающей стадии того чемпионата у «Феррари», цвета которой защищал Михаэль, не было конкурентов, и все гонки напоминали парад алых болидов, плотно доезжающих до финиша. В двух гонках, предшествующих заключительному этапу, Михаэль полностью, по его мнению, расплатился с партнёром по команде Рубенсом Баррикелло по «австрийскому кредиту» и последнюю гонку сезона в Японии записал на свой счёт. Впереди у Михаэля были ещё два титула в добавок к уже имеющимся.

Подиум Гран-При Японии 2002 года. Михаэль Шумахер, не иначе как чемпионским зад... чутьём, почувствовал, что слишком сильно одаривать верного оруженосца победами не стоит.

Подиум Гран-При Японии 2002 года. Михаэль Шумахер, не иначе как чемпионским зад... чутьём, почувствовал, что слишком сильно одаривать верного оруженосца победами не стоит.

 

Ну и напоследок небольшой исторический бонус. Всё-таки, все вышеперечисленные пилоты относятся к категории чемпионов мира. Но на статистический расклад, покорившийся в итоге лишь трём чемпионам мира в их чемпионские сезоны, претендовали в истории Ф1 ещё несколько гонщиков, так и не добравшихся до вершины «Королевы автоспорта». И вот как у них не получилось это сделать.

 

Началось всё в самом начале существования Ф1 как класса. В первом чемпионате мира, состоявшемся в 1950 году, один из трёх пилотов «Альфа Ромео» Луиджи Фаджиоли ни на каких иных местах кроме второго не финишировал. Если бы Луиджи и в последней гонке сезона в Италии показал сей привычный для себя результат, то сумел бы стать бронзовым призёром чемпионата, в четырёх последних зачётных гонках сезона получившим одни только вторые места.

И ход гонки казалось не оставлял никаких шансов на иной исход, чем очередное второе место Фаджиоли. Но заминка на пит-стопе отбросила Луиджи на третье место за спину Альберто Аскари на «Феррари». Техника «Альфа-Ромео» была лучше и быстрее, чем техника «Феррари». Но было одно но. Аскари ехал в болиде своего партнёра по команде Дорино Серафини. Но прежде чем, в соответствии с расставленными в команде приоритетами, Альберто после отказа собственной техники получил в своё распоряжение машину партнёра, он более получаса находился в боксах своей команды, ожидая штатного пит-стопа, на котором и произошёл обмен пилотов. И в заключительной стадии гонки более молодой Аскари за счёт большей свежести оставил в итоге не у дел одного из самых возрастных пилотов пелетона, проведшего за рулём своего болида всю гонку от начала до конца.

На Гран-При Италии в активе Фаджиоли была лучшая техника. Но в пассиве был весьма зрелый возраст. Опыт опытом, но физических сил бороться с более свежим конкурентом на более слабой технике у Луиджи под конец гонки не нашлось.

На Гран-При Италии в активе Фаджиоли была лучшая техника. Но в пассиве был весьма зрелый возраст. Опыт опытом, но физических сил бороться с более свежим конкурентом на более слабой технике у Луиджи под конец гонки не нашлось.

 

Следующая попытка добиться трёх вторых мест на финише сезона, без чемпионских амбиций, была предпринята в 1971 году шведом Ронни Петерсоном. За три этапа до конца чемпионата Джеки Стюарт уже оформил досрочное чемпионство, а Ронни открыл серию из двух подряд вторых мест. В завершающей гонке сезона в Уоткинс-Гленн Петерсон, уже обеспечивший себе вице-чемпионский титул, хуже чем обычно провёл квалификацию, что в итоге и помешало ему добиться очередного второго места. «Марч» Петерсона был одним из самых быстрых на трассе, и в любом случае быстрее, чем «БРМ» Йо Зифферта, идущего на втором месте в гонке. Но догнать швейцарца швед просто не успел.

Вверху: Вот на таком «красивом» болиде (Марч    ) Петерсон чуть было не добился результата, статистикой предусмотренного лишь для чемпионов.

Вверху: Вот на таком «красивом» болиде («Марч» модель 711) Петерсон чуть было не добился результата, статистикой предусмотренного лишь для чемпионов.

Внизу: Но Зифферт на более элегантном «БРМ» модель Р160 помешал.

 

В 1979 году получить указанный результат попытался Жиль Вильнев. В Италии партнёр канадца по «Феррари» Джоди Шектер оформил своё чемпионство за два этапа до конца чемпионата, а Жиль открыл серию из двух подряд вторых мест. В последней гонке сезона в Уоткинс-Гленн Жиль, как и в случае с Петерсоном уже оформивший вице-чемпионство, должен был в третий раз подряд финишировать вторым. Такой исход диктовал ход гонки. Бороться с Аланом Джонсом на «Уильямс» Жиль не мог, но и сам был вне конкуренции со стороны других соперников. Но техника Джонса отказала и Жиль вместо второго места получил победу в гонке.

Жиль Вильнев на пути к победе в заключительной гонке сезона 1979 года, подаренной Аланом Джонсом, дабы не нарушать статистических законов.

Жиль Вильнев на пути к победе в заключительной гонке сезона 1979 года, подаренной Аланом Джонсом, дабы не нарушать статистических законов.

 

В 1984 году на три подряд вторых места в трёх заключительных гонках сезона попытался раскрыть рот лидер «Феррари» тех лет Микеле Альборето. С его стороны это была самое большое на тот момент в истории Ф1 «антистатистическое нахальство», поскольку в случае достижения такого результата, итальянец не попадал даже в первую тройку призёров по итогам чемпионата. В Португалии, в решающей гонке чемпионата, пока два «МакЛарен» Алена Проста и Ники Лауды везли своих пилотов к дублю в гонке, сам Айртон Сенна на «Тоулмен» контрольно удерживал за своей спиной слишком много о себе возомнившего Альборето. Так и приехал Микеле четвёртым в гонке и в чемпионате.

В заключительной гонке сезона 1984 года Микеле Альборето на «Феррари» оказался надёжно заперт во внеподиумной зоне Айртоном Сенной на «Тоулмен». На случай, если один из «МакЛарен» вдруг сломается.

В заключительной гонке сезона 1984 года Микеле Альборето на «Феррари» оказался надёжно заперт во внеподиумной зоне Айртоном Сенной на «Тоулмен». На случай, если один из «МакЛарен» вдруг сломается.

 

В 1992 году уже Герхард Бергер, завершающий свою эпопею в «МакЛарен», оказался близок к тому, чтобы показать результат в виде трёх подряд вторых мест на финише сезона. К финальной гонке в Австралии Герхард подошёл с двумя подряд вторыми местами в предыдущих гонках и отсутствием перспективы подняться в ЛЗ выше пятого места, т.е. «антистатистического нахальства» у Бергера было даже больше, чем у Альборето образца 1984 года. И такое нахальство было по хорошему вознаграждено. В том смысле, что искомого результата Герхард не добился, а вот вторую победу в сезоне получил. Помогли, конечно, столкновение чемпиона Мэнселла и Айртона Сенны, а также технические проблемы на втором «Уильямс» Риккардо Патрезе.

 Вверху: Инцидент между Мэнселлом и Сенной, чуть было не сделал реальностью три вторых места подряд в заключительных гонках сезона для Герхарда Бергера. Слава богу, поломка двигателя на втором «Уильямс» Риккардо Патрезе помогла сохранить в неприкосновенности статистическую закономерность.

Вверху: Инцидент между Мэнселлом и Сенной, чуть было не сделал реальностью три вторых места подряд в заключительных гонках сезона для Герхарда Бергера. Слава богу, поломка двигателя на втором «Уильямс» Риккардо Патрезе помогла сохранить в неприкосновенности статистическую закономерность.

Внизу: Михаэль Шумахер плотно наседал на Бергера в заключительной стадии гонки, но отправить пилота «МакЛарен» на второе место так и не рискнул. Через десять лет Михаэль ещё раз проявит свою лояльность к статистическим законам.

 

P.S. Льюис Хэмилтон в заключительной гонке нынешнего сезона ни партнёра не одолел, ни второго места, в свете каких-либо форс-мажоров, не потерял. Это не просто вызов статистике. Это обширный вызов статистке. Вопрос остаётся прежним: Кто кого?

Вверху: Подиум Гран-При Абу-Даби 2015 года. Льюис Хэмилтон принял решение бросить вызов статистике и выглядит при этом вполне довольным.

Вверху: Подиум Гран-При Абу-Даби 2015 года. Льюис Хэмилтон принял решение бросить вызов статистике и выглядит при этом вполне довольным.

Внизу: Потому что к борьбе со статистикой готов!

 

Но статистика тоже к борьбе с Льюисом готова!

Но статистика тоже к борьбе с Льюисом готова!

 

Автор статьи: ROMAN grosjean (декабрь 2015 года)

5 Отзывов