08.05.2015 12:54
Количество кругов: 66
Длина круга: 4,655 км
Дистанция гонки: 307,104 км
Количество поворотов: 16
«Барселона-Каталония» не нуждается в особом представлении – с трассой знакомы все: команды ежегодно по несколько раз приезжают в солнечную Испанию на тесты, а болельщики за десятки лет просмотров гонок (Гран-при проходит здесь с 1991 года) без труда различают все повороты. Даже новички «Формулы-1» с закрытыми глазами готовы нарисовать схему трека.
Каталонская трасса – это лакмусовая бумага, помогающая определить уровень аэродинамической проработанности болида «Формулы-1». В частности, участок на первом секторе – затяжной правый третий поворот (и выход из него) – даже неискушенному болельщику помогает разобраться, насколько хороша или плоха преодолевающая это место машина: если гонщик проезжает вираж с полностью вдавленной педалью газа и на высокой скорости, то в потенциале техники можно не сомневаться.
Важным местом с точки зрения возможных обгонов (кроме торможения перед первым поворотом) является участок между 9 и 10 поворотами – на стыке второго и третьего секторов трассы. Но прямая здесь очень короткая, и скорости для совершения успешного маневра против соперника атакующему может не хватить. Попытка же вырваться вперед за счет более позднего торможения может легко обернуться провалом – места на трассе при последующем разгоне будет так мало, что машина, скорее всего, окажется на астротерфе, выезд на который чреват катастрофическим падением тяги на низкой скорости и, скорее всего, обратным пропуском конкурента вперед.
Большинство поворотов «Барселоны-Каталонии» – плавные и логично вытекающие друг из друга (и это главная причина, по которой здесь мало обгонов), за исключением шиканы на последнем секторе. Когда-то тут была прямая, однако с целью снижения скорости болидов (в рамках повышения безопасности гонок) в прошлом десятилетии организаторы все «сломали».
«Гонщики хорошо знают трассу в Барселоне», – говорит бывший пилот «Ф-1» Энтони Дэвидсон. – «Когда вы приезжаете впервые, она оставляет позитивные ощущения, но человек быстро ко всему привыкает, а когда год за годом вы проезжаете сотни кругов на одном автодроме, мало что может вас удивить. Утром, когда воздух ещё свеж, в районе 11-12 поворотов можно почувствовать запах шоколада – недалеко фабричный район, вероятно, одна из фабрик – кондитерская.
Несколько лет назад организаторы изменили конфигурацию последнего поворота. Прежде он был скоростным и выводил на главную прямую, теперь там связка из двух 90-градусных левого и правого поворотов с очень высоким поребриком. Допустив ошибку, вы не сможете эффективно разогнаться на прямой – круг испорчен. Теперь это скучный, медленный и сложный участок – здесь невозможно обгонять, здесь нельзя отыграть много времени, а болиды ведут себя словно заторможенные и тяжелые – как будто их просят сделать то, что они не хотят. Прежняя конфигурация нравилась мне гораздо больше».
Испанскую трассу часто называют лучшей для оценки эффективности машин – она требовательна к аэродинамике и включает разные типы поворотов, так что если машина быстра в Барселоне, то она будет конкурентоспособна и на большинстве других трасс.
На первый европейский Гран При команды, как всегда, привезут множество новинок, тем более, что после гонки здесь же пройдут первые в этом году двухдневные тесты по ходу сезона, в которых команды смогут сравнить эффективность решений с учётом информации, собранной по ходу уик-энда, и поработать над решением возникших проблем.
Самым любопытным может стать обновленная версия силовой установки Renault.
Реми Таффен, операционный директор Renault Sport F1: «Трасса в Барселоне – более традиционная по сравнению с теми, где мы уже гонялись в этом году. Её конфигурация более плавная, включает среднескоростные и быстрые повороты, а не только прямые и медленные шпильки, есть даже перепад высот, ведь трасса вписана в окрестные холмы. Здесь достаточно средняя нагрузка на силовые установки, но важна их эффективность во всех областях.
Трёхнедельный интервал между гонками позволил нам проанализировать информацию, собранную с начала сезона. Мы тщательно разобрались со всеми проблемами и представим на этом этапе обновлённую версию силовой установки, которая должна позволить нам прибавить в надёжности и управляемости. Мы с нетерпением ждём Гран При Испании, чтобы оценить её в деле».
Впрочем, сказать что-то определённое о расстановке сил после четырёх Гран При по-прежнему сложно. В Австралии и Китае машины Mercedes выглядели намного быстрее оппонентов, а вот в Малайзии и Бахрейне пилоты Ferrari им почти не уступали – особенно в гоночных условиях. При этом в Малайзии героем стал Себастьян Феттель, а в Бахрейне – Кими Райкконен. В Williams сохраняют статус третьей по скорости машины чемпионата, но их отставание от Ferrari то вырастает до секунды на круге, то сокращается почти до нуля.
Так же сложно определить место в иерархии команд Red Bull Racing, Sauber, Lotus, Toro Rosso и Force India. И только в самом хвосте пелотона ситуация относительно стабильна – машины McLaren пока явно медленнее конкурентов, а Manor выступает в какой-то другой лиге, которая ближе к GP2, чем к Формуле 1. Однако именно тут изменения могут оказаться наиболее значительными.
Изменения на трассе по сравнению с прошлым годом.
После аварии Фернандо Алонсо на зимних тестах организаторы установили дополнительную камеру на выходе из третьего поворота. Чтобы упростить доступ эвакуационной технике, увеличен разрыв в ограждении с внешней стороны четвертого поворота.
На выходе из девятого поворота продлили зону поребриков – теперь она начинается гораздо раньше. Кроме того, установлен дополнительный поребрик на выходе из 15-го поворота.
С внешней стороны 16-го поворота добавили два дополнительных ряда из покрышек.
Пристальное внимание
На первую европейскую гонку сезона многие команды, по традиции, привозят модернизированные болиды. «Феррари», «Рено» и «Хонда», например, улучшили характеристики силовых установок, а «Ред Булл» и «Макларен» подготовили несколько аэродинамических новинок. Ожидать серьезных изменений в расстановке сил пока не стоит, но в случае, если у кого-то обновки действительно приживутся, прогресс на последующих этапах будет практически неизбежным.
«Макларен» и Алонсо
К коллективу из Уокинга у общественности много вопросов: когда «Хонда» начнет тратить жетоны на доработку двигателя, как скоро команда подберется к лидерам и с какой целью перед Гран-при Испании раскраска болида претерпела изменения? Оптимисты полагают, что смена цветового дизайна связана с грядущими (положительными) изменениями ходовых качеств машины, а пессимисты – что таким образом «Макларен» хоть как-то пытается привлечь внимание к себе в пока провальном чемпионате. Баттон же подошел к этому вопросу с юмором, заявив, что если перекраска сделает машину быстрее - он только за. С другой стороны, добавил уже серьезнее британец, машины все равно перекрашивают каждые несколько гонок, поэтому это несущественный момент.
Потенциально горячей может стать и тема зимней аварии Фернандо Алонсо, которая произошла именно в Барселоне. Испанец один раз уже ответил наперекор всем заявлениям пресс-службы «Макларена», и перед домашней гонкой в центре всеобщего внимания может еще разок «завернуть» что-нибудь исключительное.
Сутиль против «Заубера»
Мониша Кальтенборн только отвязалась от Гидо ван дер Гарде, а ее команде грозит уже новый иск – от Адриана Сутиля, который в прошлом году тоже был выброшен швейцарской конюшней на помойку. Комедии с переодеваниями в сине-желтый комбинезон на этот раз не будет, но у прессы к немцу есть несколько вопросов о ходе переговоров и возможном судебном процессе, поэтому в ближайшие дни тема с контрактами «Заубера» вновь может стать интересной.
Пастор Мальдонадо
Позади четыре гонки, а лучшим результатом венесуэльца является 15 место на Гран-при Бахрейна. 0 очков против 12 у напарника – и вот уже в «Лотусе» начинают проявлять первые признаки недовольства пилотом, спонсор которого пополнил бюджет команды на 27 млн долларов.
«В этом году мы предоставили ему достойную технику, чтобы проявить себя, и в оставшейся части сезона он должен будет это сделать», – говорят представители команды.
«Оставшаяся часть сезона» – понятие очень размытое, но вряд ли кто-то будет ждать и терпеть приключения Пастора до последнего этапа первенства. Времени для исправления ситуации у главного аварийщика пелотона не так и много – уже летом конюшни начнут заключать новые соглашения или начнут переговоры с другими гонщиками, поэтому результаты от Мальдонадо требуются прямо сейчас.
Шины и стратегия
Затяжные повороты трассы в Барселоне серьезно изнашивают покрышки, поэтому «Пирелли» привезла в Испанию самые жесткие составы – «медиум» и «хард». Подобное сочетание уже использовалось в этом году в Малайзии, но в европейской гонке температура вряд ли будет столь же высокой. Два пит-стопа – вот самый вероятный прогноз по стратегии на воскресенье. Вероятно мы вновь увидим разнообразные стратегии команд в гонке - кто-то оставит более жесткий состав на конечный отрезок, атакуя на более мягком в средней части гонки, а кто-то рискнет поставить именно жесткий в середине, чтобы в конце использовать преимущество в скорости более мягкого состава на опустевших баках.
Двигатели и штрафы.
Сегодня пресс-служба FIA опубликовала список элементов силовой установки, установленных на машинах перед началом уик-энда в Барселоне, но уже завтра на некоторых машинах появятся новые элементы, в частности – четвёртый двигатель внутреннего сгорания у Даниэля Риккардо.
Лучше всего ситуация у клиентов Mercedes, хуже всего – у клиентов Renault.
гонщик | Команда | Двигатель | ICE | TC | MGU-H | MGU-K | ES | CE |
44. Л.Хэмилтон | Mercedes | Mercedes | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 |
06. Н.Росберг | Mercedes | Mercedes | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
03. Д.Риккардо | Red Bull Racing | Renault | 3 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 |
26. Д.Квят | Red Bull Racing | Renault | 3 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 |
19. Ф.Масса | Williams | Mercedes | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
77. В.Боттас | Williams | Mercedes | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
05. С.Феттель | Ferrari | Ferrari | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
07. К.Райкконен | Ferrari | Ferrari | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
14. Ф.Алонсо | McLaren | Honda | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 |
22. Д.Баттон | McLaren | Honda | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 |
27. Н.Хюлкенберг | Force India | Mercedes | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 |
11. С.Перес | Force India | Mercedes | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
33. М.Ферстаппен | Toro Rosso | Renault | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 |
55. К.Сайнс | Toro Rosso | Renault | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 |
08. Р.Грожан | Lotus | Mercedes | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
13. П.Мальдонадо | Lotus | Mercedes | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
28. У.Стивенс | Manor | Ferrari | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 |
98. Р.Мери | Manor | Ferrari | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 |
09. М.Эриксон | Sauber | Ferrari | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
12. Ф.Наср | Sauber | Ferrari | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Флэшбэк
В сезоне-1994 Михаэль Шумахер чуть было не повторил рекорд Найджела Мэнселла по количеству выигранных подряд Гран-при со старта сезона, но в пятой гонке его настигла техническая беда, которая для многих других стала бы причиной схода: по ходу заезда заклинило пятую передачу. Однако Михаэль умудрился не только провести пит-стоп и не заглохнуть, но и добраться до подиума – гонщик «Бенеттона» перестроил всю свою гонку под пилотаж на одной передаче и удачно финишировал, пропустив вперед только Дэймона Хилла.
Погода
Шансов увидеть дождевую гонку почти никаких, но в пятницу ожидается сильный порывистый ветер, который способен попортить нервы многим парням, ищущим правильный баланс машины.
По предварительному прогнозу самым тёплым днём станет пятница – днём воздух под безоблачным небом прогреется до 27С при умеренно сильном юго-западном ветре.
Потом ветер станет южным и немного стихнет, появятся облака – в субботу и воскресенье около 24С. Осадков по ходу уик-энда пока не ожидается, лишь в субботу 10% вероятность дождя.
По материалам f1news.ru, motorsport.com, sports.ru и ряду иных источников.