06.05.2015 17:00
Венгерский излом.
Гран-При Венгрии 2007 года прошёл в период с 3 по 5 августа. Истоки весьма скандальной истории, произошедшей в ходе этого гоночного уикенда, тянутся ещё с межсезонья, когда в команде «МакЛарен» сформировался очень сильный состав пилотов, один из которых за два последних года привык к победам и всеобщему признанию, а другой был частью команды с детства и считал её своей и только своей.
Постепенно напряжённость в отношениях между пилотами росла. Бесспорно, Алонсо привык быть гонщиком, на которого работает команда. Но даже будучи примой в «Рено», он всегда находился в ежовых рукавицах Флавио Бриаторе. И на примере своего бывшего партнёра Ярно Трулли знал, что стоит только пукнуть немного не так, как представлял себе босс и менеджер в одном флаконе, и последний скорее начнёт искать нового Алонсо, нежели культивировать имеющегося.
Поэтому Фернандо было очень непривычно то, что позволял себе по отношению к команде и к руководителю команды Рону Деннису новый напарник, по совместительсту - дебютатнт «Формулы-1». В разгорающемся конфликте играли примерно равную роль и спортивная составляющая, ибо оба пилота были сильны как профессионалы своего дела, и околоспортивная.
Один из последних кирпичиков в фундамент грядущего скандала был заложен за две недели до Гран-При Венгрии на немецком Нюрбургринге, принявшем в тот год Гран-При Европы.
Внешние обстоятельства, в лице оплошности команды, не сумевшей правильно закрепить колесо на болиде Хэмилтона перед его второй попыткой в решающем сегменте квалификации, а так же погода, отправившая по ходу гонки Льюиса в подвал пелетона, привели к тяжёлому поражению молодого британца во внутрикомандном противостоянии с двукратным чемпионом мира Фернандо Алонсо. Всё то преимущество в Личном Зачёте над Алонсо, которое Хэмилтон по чуть-чуть накапливал на протяжении всей первой половины сезона, слетело почти в ноль за один раз.
Хэмилтон говорил после того уикенда, что одна гонка на Нюрбургринге дала ему больше в плане опыта, чем все предыдущие гран-при вместе взятые. Но, похоже, этот новый опыт подсказал Льюису, что в плане психологического давления на партнёра по команде пора переходить к новой фазе.
Началось всё с провокации Хэмилтона в самом начале решающего сегмента венгерской квалификации. Команда, после чуть не случившегося скандала на Гран-При Монако, культивировавшая демонстративное равенство своих пилотов (к неудовольствию обоих), на некоторых трассах позволяла техническим штабам своих гонщиков немного варьировать тактику в решающем сегменте квалификации. И тогда один из пилотов мог получить в свой бак немного больше топлива, чем партнёр, с возможностью пройти в третьем сегменте квалификации один лишний круг, выжечь на этом круге «лишние» пару килограмм топлива, прикатав при этом резину, и получить за счёт этого небольшое преимущество на быстром круге. Причём это преимущество, обычно, получалось извлечь (если вообще получалось) только по ходу первой попытки в решающем сегменте. Дальше оба пилота уже находились в равных условиях. В соответствии с внутрикомандной корпоративной установкой, более тяжёлый болид должен был направляться к выезду на трассу строго после более лёгкого. В Венгрии же Хэмилтон демонстративно нарушил это правило и, обладая более тяжёлым болидом, выехал из боксов «МакЛарен» раньше Алонсо.
Расчёт Льюиса на импульсивность Фернандо полностью оправдался. Несмотря на то, что команда приказывала Хэмилтону пропустить Алонсо вперёд на круге выезда из боксов, постепенно повышая уровень должностных лиц, отдающих такой приказ, вплоть до самого Рона Денниса, Льюис довёл свою провокацию до самого конца первой попытки, доведя Фернандо до точки, близкой к кипению.
Затем, надо отдать Льюису должное, последовал спортивный удар по Фернандо. Ибо преимущество над испанцем в четыре десятых секунды перед последней попыткой было заработано англичанином на трассе.
А затем свою лепту внесла команда. Я готов поверить, что это было сделано непреднамеренно. Для последней попытки каждому из пилотов «МакЛарен» должны были быть представлены свежие комплекты мягких шин. Но в комплекте, предназначенном для Алонсо, неожиданно обнаружилось ненормативное давление в шинах. Времени, чтобы привести свежие шины в норму, уже не оставалось, шли последние минуты квалификации. В Ф1 всё решается быстро. Из «юзаных» комплектов был выбран и установлен на машину Фернандо тот, что находился в наилучшем состоянии. Алонсо немедленно спросил команду, почему у него стоит использованный комплект шин. Команда честно ответила. Накрученный поведением Льюиса в первой попытке и текущим серьёзным отставанием от времени вероломного напарника, Алонсо не поверил. В этот момент вынесли шины для Хэмилтона – свежий комплект. Точка кипения наступила. Время выезда Фернандо на последнюю попытку было расчитано так, чтобы и трасса перед ним была свободна от трафика и время на переобувание и выпуск на трассу Льюиса у команды осталось. Однако, после того как перед Алонсо был поднят «леденец», приглашая начать движение, испанец ещё десять секунд оставался в боксах, не давая возможности команде начать работы с болидом Хэмилтона. Результат хорошо всем известен. Алонсо на самом флажке ушёл на свой последний быстрый круг и установил лучшее время, а Хэмилтон уйти на быстрый круг не успел и в крайнем раздражении вернулся в боксы.
Гран-При Венгрии 2007 года. Последние минуты квалификации. Фернандо Алонсо блокирует Льюиса Хэмилтона. В результате британец не успеет пойти на быстрый круг.
А потом было памятное разбирательство с инцидентом в боксах «МакЛарен», являвшим собой яркий образец антиспортивного поведения одного претендента на титул по отношению к другому претенденту на титул. Команда выступила в защиту Алонсо. Однако, хорошо понимая, что нарушенная очерёдность выезда в первой попытке и лишение напарника решающей попытки, это две очень большие разницы, команда была вынуждена на ходу придумывать шитую белыми нитками версию про рассинхронизацию действий человека с «леденцом» и обратного отсчёта для Алонсо. Версия была признана неудовлетворительной. Алонсо покарали перестановкой на пять мест назад на стартовой решетке. Поул при этом отошёл как раз к Хэмилтону. Досталось и команде. За организацию липовой защиты проштрафившегося пилота, команду лишили права получить очки в конструкторский зачёт по итогам венгерского уикенда.
Гран-При Венгрии 2007 года. Пресс-конференция после окончания квалификации. Пилоты «МакЛарен» в центре внимания.
Ну а дальше Алонсо оставалось только сложить между собой имеющиеся в его распоряжении факты.
Во-первых, отсутствие видимого дисциплинарного взыскания в адрес Хэмилтона по результатам его нарушения командной дисциплины в начале решающего сегмента квалификации. Правда за таковое мог бы сойти мат в адрес Хэмилтона со стороны шефа команды, но Льюис бойко обложил шефа в ответ, и все остались при своих.
Во-вторых, тёмная, по мнению Фернандо, история с несвежей резиной на решающую попытку. Правда, на этом комплекте Алонсо смог перебить предыдущее время Хэмилтона, но то, что это время оказалось бы существенно хуже по отношению к вероятному времени Хэмилтона на новом комплекте, если бы его последняя попытка состоялась, сомнений у испанца не вызывало.
Ну и наконец, неудачное заступничество команды только усугубило удар по репутации Алонсо, хотя это действительно была целиком и полностью вина Фернандо. Силком его в боксах никто на эти лишние секунды не удерживал.
Собственный же вывод должен был быть для испанца неутешительным. В то время как весь околоформульный мир обсуждал, есть ли в «МакЛарен» командная тактика в пользу Алонсо, в команде, на самом деле цвела пышным цветом командная тактика в пользу Хэмилтона.
Считается, что с этого момента точка кипения оказалась превышена, и Фернандо пошёл вразнос.
К сожалению, очень детальные описания тех событий, приведенные на самых разных ресурсах, выставляют Фернандо в самом чёрном свете, но при этом изобилуют деталями, некоторые из которых присутствуют в одних статьях, но отсутствуют в других, что снижает степень их достоверности. Где-то говорится о том, что Фернандо в ультимативной форме потребовал себе статус первого пилота в награду за свои заслуги в развитии болида и повышении его скорости. Где-то идут ещё дальше и упоминают о попытках Алонсо подбить Денниса на организацию сходов Хэмилтона в гонках, по одной версии путём недолива топлива, по другой, путём организации технических проблем. Самая популярная версия, что Алонсо, помимо всего прочего, шантажировал Рона Денниса своей перепиской с Педро де ла Росой, которая могла (в конечном счёте так и случилось) подлить масла в огонь шпионского скандала, который в тот момент находился в более-менее пассивной фазе. Так же широко распространена версия, что обида, оскорбление или что либо ещё, нанесённые руководству «МакЛарен» потерявшим над собой контроль испанцем были так велики, что уже в Венгрии Алонсо было указано на дверь сразу после окончания сезона.
Что-то там, в Венгрии, конечно произошло. У испанцев кровь горячая, и Алонсо, в этом плане, верный сын своего народа. Так что какие-либо претензии к команде в целом и к Деннису в частности у испанца были и могли быть сгоряча высказаны вслух.
Но… На нескольких иностранных ресурсах (и даже в пресловутой Википедии) приводится такой факт, что о переписке Алонсо и де ла Росы представители ФИА узнали из посторонних источников. И Алонсо передал в ФИА всю имеющуюся в его распоряжении переписку не в качестве мести Рону Деннису за некие невыполненные требования, а потому, что получил официальное предупреждение от представителей ФИА о степени ответственности и возможных санкциях в свой адрес, в случае сокрытия важной информации.
Переговоры о досрочном расторжении контракта Алонсо с «МакЛарен» и условиях этого расторжения завершились только после окончания сезона, и итоги чемпионата в Личном Зачёте в немалой степени повлияли на результат этих переговоров, так что ничего в Венгрии в этом плане не решилось.
А в остальном… Знаете, есть расхожая фраза, что время лечит. Но если хоть половина из того, что приведено в статьях явного Алонсофобного характера, правда, то Рон Деннис, скорее всего, извините за выражение, справлять бы большую нужду на одном поле с Алонсо не стал. А он всё-таки пригласил его обратно в команду. Что с моей точки зрения, априори, опровергает очень многое из того, что написано об Алонсо образца 2007 года.
Не надо забывать и о том, что на протяжении оставшейся части сезона команда, несмотря на вынесенное в сентябре решение об её исключение из конструкторского зачёта, не утратила своей силы и даже, по словам Денниса, сильнее сплотилась (и это ещё при наличии Алонсо в команде). Пилотам по прежнему предоставлялись равные возможности в борьбе за титул, и в ситуации, когда борьба за Кубок Конструкторов уже не имела никакого смысла, не наблюдалось ни одного случая саботажа в отношении одного из гонщиков (например Алонсо, раз уж дни его в «МакЛарен» уже гарантированно были сочтены, как предполагают некоторые версии, а сам Алонсо так уж скверно вёл себя по отношению к отдельным, но могущественным членам команды).
Фото с Гран-При Японии 2007. Непохоже, что Венгрия окончательно прервала личные контакты двух пилотов «МакЛарен», не так ли?
Ну а Венгрия аукнулась Льюису в Бразилии, когда Алонсо хладнокровно наказал полезшего в неподготовленную атаку британца потерей нескольких позиций в результате контактной борьбы двух «МакЛарен». Да и вообще хорошо, что Фернандо и Льюис продолжили в конкурентном сражении поочерёдно отбирать друг у друга важные очки в завершающей части сезона. Ведь иначе мы бы знали Кими Райкконена только как двукратного вице-чемпиона и двукратного бронзового призёра ЧМ.
Если бы не излишне конкурентная борьба пилотов «МакЛарен» на протяжение всего 2007 года, на этом кадре чемпионское шампанское на подиуме в Бразилии пил бы не Кими Райкконен.
Автор статьи: ROMAN grosjean (май 2015 года)