30.04.2015 12:05
Страницы истории. Гран-При Испании 1975 года.
27 апреля 1975 года на трассе «Монжуик-парк» в Барселоне состоялся четвёртый этап чемпионата мира в классе Ф1. «Монжуик-парк» традиционно, с конца шестидесятых годов, принимал у себя испанский этап Ф1 по нечётным годам и являлся одной из жемчужин Ф1 того времени. Трасса сочетала в себе сложнейший участок, состоявший из сплошных связок сложных поворотов и позволявший пилотам проявить своё подлинное мастерство пилотажа, а так же большой скоростной участок с плавными изгибами трассы, позволявший пилотам утопить педаль газа в пол и, минимально работая рулём, демонстрировать чистую скорость своих болидов.
Однако, к середине семидесятых годов романтика скорости стремительно уходила из Ф1, уступая место актуальной проблеме борьбы за безопасность.
Накануне пятницы пилоты, прибывшие к месту проведения Гран-При, под предводительством наиболее авторитетных гонщиков, Эмерсона Фиттипальди и Денни Хьюма, проинспектировали испанскую трассу и официально признали её вопиюще несоответствующей элементарным нормам безопасности.
«Монжуик-парк» практически на всей своей протяжённости был с обеих сторон окружён защитными стальными отбойниками, состоящими порой из двух, а порой из трёх стальных рельсов, расположенных друг над другом. Так вот, крепление стальных рельсов друг к другу на этой трассе не предусматривалось вовсе. Каждый рельс с двух сторон крепился только к специальным столбикам, соединяющим друг с другом соседние пролёты отбойников.
Несмотря на то, что именно при такой конструкции отбойников прошли все предыдущие гонки на этой трассе, теперь это было признано совершенно неудовлетворительным фактом.
Пилоты под предводительством Эмерсона Фиттипальди проводят инспекцию трассы «Монжуик-парк»
Прошло лишь немногим более полугода с тех пор, как на последнем этапе предыдущего сезона в Уоткинс-Глен из-за оплошности организаторов, при ремонте аналогичного стального отбойника забывшими скрепить между собой верхний и нижний рельс, погиб молодой австрийский пилот Хельмут Кёнигг. Его низкий клинообразный болид при вылете с трассы всей своей массой ударил по нижнему рельсу. Рельс разрушился, но не смог остановить болид. А верхний рельс, не принявший на себя никакой нагрузки в самый первый момент удара, сохранил целостность и сыграл роль гильотины, обезглавив пилота.
Но тогда это была оплошность людей, так как на американской трассе нормальным считалось такое состояние отбойника, при котором обеспечивалось жёсткое закрепление рельсов между собой.
А в Испании любой вылет болида с трассы и его удар об отбойник нёс в себе потенциальную опасность умерщвления пилота таким диким способом, как это случилось с несчастным Кёниггом. И сейчас, в отличие от прошлых времён, ассоциация пилотов Ф1 это отчётливо осознавала.
Пилоты, члены ассоциации, отказались принимать участие в тренировочных заездах в четверг и в пятничной квалификации, требуя от организаторов немедленных действий по полному устранению замечания к стальным отбойникам.
Были организованы авральные круглосуточные работы по скреплению стальных рельсов между собой. Команды, заинтересованные в том, чтобы их пилоты приняли участие в субботней квалификации и гонке, также направили часть своего технического персонала в помощь работникам трассы. Но, несмотря на все старания, полностью ликвидировать замечание по всей протяжённости трассы за такой короткий срок было просто нереально.
И тогда организаторы стали давить на команды, обещая выставить судебные иски каждому пилоту, не вышедшему на старт Гран-При, сорвав, таким образом, его проведение. Ибо езда по трассе нескольких «отщепенцев» во главе с Жаки Иксом, не состоящих в ассоциации пилотов, никоим образом не решала проблемы отмены Гран-При в случае отказа остальных пилотов участвовать в гонке.
Командам удалось договориться с гонщиками. В обмен на обещание организаторов продолжать работы по повышению безопасности стальных отбойников до самого начала гонки, пилоты согласились, начиная с субботней квалификации, участвовать в Гран-При.
Правда, Эмерсон Фиттипальди («МакЛарен») и примкнувший к нему Артуро Мерцарио («Уильямс») проехали в субботу по три демонстративно медленных круга и больше на трассу не выезжали. Но в остальном квалификация прошла вполне презентабельно и интересно для зрителей. А упорствующие пилоты сыграли роль своеобразных джентльменов, вытеснивших с последнего на предпоследний ряд стартового поля единственную женщину-пилота, участвующую в этом Гран-При. Самому же медленному из остальных гонщиков Лелла Ломбарди, пилотировавшая болид заводской команды «Марч», проиграла полторы секунды на круге. Но на самом деле это был не такой уж и плохой результат, учитывая, что пилотировала она не самую актуальную на текущий момент версию болида.
В день гонки, после нового освидетельствования трассы и состояния стальных отбойников, Эмерсон Фиттипальди уведомил организаторов, что отказывается выходить на старт гонки. Поначалу казалось, что Эмерсон окажется в одиночестве в своих убеждениях. Но уже после начала гонки он получил поддержку в лице своего брата Вилсона («Копершукар») и того же Артуро Мерцарио. Эти пилоты медленно проехали первый круг гонки и заехали в боксы, отказавшись от дальнейшего участия в Гран-При.
Ставшие подлинным «Яблоком раздора», стальные отбойники по ходу гонки не менее пяти раз были подвергнуты «натурным испытаниям» на прочность и соответствие заданным тактико-техническим характеристикам.
Первым, в самом начале гонки, такую проверку провёл будущий триумфатор сезона Ники Лауда, выступавший за «Феррари». Сразу после старта гонки, во втором повороте, он колесо в колесо боролся за лидерство с собственным партнёром по команде Клеем Регаццони. В этот момент его несильно подтолкнул сзади пилот команды «Парнелли» Марио Андретти. Однако, этого толчка оказалось достаточно, чтобы Лауда сначала ударил в бок Регаццони, а потом отлетел в отбойник. Удар был очень сильным. Болид оказался сильно повреждён. Из треснувшего бака топливо выплеснулось на двигатель, начался пожар. Но пилот, не пострадавший в этом инциденте, задействовал систему пожаротушения, справившуюся с возгоранием, а затем успешно покинул болид. В том месте, где вылетел Лауда, стальные рельсы отбойника оказались закреплены между собой, поэтому отбойник выполнил свою задачу - погасил энергию удара и предотвратил возвращение разбитого болида обратно на трассу под колёса всего пелетона.
Гран-При Испании 1975 года. Начало гонки. Пилоты «Феррари» Ники Лауда (стартовый номер «12») и Клей Регаццони (стартовый номер «11») возглавляют пелетон. Но это не надолго.
Несколько кругов спустя, на луже масла, оставшейся после взрыва двигателя на «Тиррелл» Джоди Шектера, вылетел в отбойник пилот команды «Пенске» Марк Донохью. И в этом случае место оказалось удачным, там, где организаторы успели скрепить стальные рельсы между собой. Донохью в аварии не пострадал, а его разбитый болид так же остался вне трассы. А ещё три круга спустя, на той же самой луже масла поскользнулся лидер гонки Джеймс Хант из команды «Хэскет», ударившись в отбойник напротив того места, где произошла авария Донохью. Авария Ханта выглядела более жутко, но и там всё закончилось благополучно, благодаря скреплению рельсов между собой.
После схода Ханта, лидерство перешло к тому самому Андретти, который спровоцировал инцидент во втором повороте гонки. Он десятком кругов позже стал четвёртым пилотом, проверившим прочность и безопасность отбойников. На его «Парнелли» сломалась задняя подвеска, что привело к достаточно зрелищному вылету с трассы. Но и там организаторы успели навести порядок с рельсами, поэтому исход аварии оказался аналогичным всем предыдущим случаям.
После аварии Андретти лидерство перешло к пилоту команды «Хилл» Рольфу Штоммелену, которого по пятам преследовал Карлос Пасе на более быстром «Брэбэм». Пасе даже на короткое время перехватил лидерство, но совершил ошибку в пилотаже и вернул первое место Рольфу.
Гран-При Испании 1975 года. Рольф Штоммелен («Хилл») лидирует перед Карлосом Пасе («Брэбэм»).
Когда соперничающие между собой лидеры гонки ушли на двадцать шестой круг, в быстром вираже «Эстади» на «Хилл» Штоммелена сломалось заднее антикрыло. Потерявший прижимную силу болид «загулял» по всей ширине трассы и, в конце концов, выехал за её пределы. Дело могло бы закончиться очередной благополучной «парковкой» у отбойника, но болид Штоммелена подскочил на кочке, перелетел через отбойник и, прорвав защитную сетку, призванную удерживать от попадания на трибуны небольшие фрагменты болидов, но не болид целиком, обрушился на трибуну со зрителями.
Гран-При Испании 1975 года. Потерявший заднее антикрыло «Хилл» Штоммелена подскакивает на кочке, оказавшейся сразу за пределами трассы.
Следующий вплотную за Штоммеленом Пасе проколол свои передние шины на обломках заднего антикрыла «Хилл» и вылетел с трассы немного дальше, серьёзно ударившись об отбойник. Дело закончилось небольшим сотрясением мозга у пилота и гораздо более тяжёлым шоковым состоянием, так как Пасе успел увидеть, как болид соперника улетел на трибуну.
Последствия аварии Штоммелена оказались тяжёлыми. Четыре зрителя погибли на месте. Ещё десять зрителей и самого Штоммелена в тяжёлом состоянии увезли в больницу. На следующий день один из зрителей скончался в госпитале, доведя общий счёт жертв этой катастрофы до пяти человек.
Гран-При Испании 1975 года. «Хилл» Штоммелена на зрительской трибуне.
Но гонка была остановлена не сразу. И на этом отрезке Гран-При пелетон проявил себя далеко не с лучшей стороны. На том участке трассы, где произошла трагедия, сразу же вывесили жёлтые флаги. По мере того, как до организаторов доходил подлинный масштаб трагедии, желтые флаги вывесили по всей трассе, как меру предшествующую полному прекращению гонки. Но, не смотря на это, по всей глубине пелетона продолжалась борьба пилотов между собой за позиции. Жёлтые флаги гонщиками попросту игнорировались. И это после такой ожесточённой борьбы за безопасность, демонстрируемой ими до гонки.
Самым тяжёлым проступком оказался обгон Жан-Пьером Жарье («Шедоу») Карлоса Ройтемана («Брэбэм») в борьбе за третье место, совершённый на том участке трассы, где произошла трагедия, и где уже работали спасатели, некоторым из которых по долгу службы пришлось находиться недалеко от трассы перед линией отбойников. Так же в зоне действия жёлтых флагов, но уже на другом участке трассы, Жаки Икс («Лотус») отобрал лидерство у Йохена Масса («МакЛарен»). Не снижали скорости и другие пилоты, хоть их борьба и не отразилась сменой позиций в протоколе гонки.
В конце концов, было принято решение остановить гонку после двадцать восьмого круга. Но по ошибке клетчатый флаг был вывешен не перед Иксом, на тот момент возглавлявшим пелетон, а перед Ройтеманом, занимавшим четвёртую позицию в гонке. Таким образом, тройка лидеров получила право пройти ещё один круг (целиком под жёлтыми флагами), на котором Масс сумел опередить Икса и выиграл гонку.
Сразу после финиша было объявлено, что результаты гонки - предварительные. Судьям предстояло разбираться с многочисленными нарушениями со стороны пилотов правил езды под жёлтыми флагами. И хотя трагедия с многочисленными жертвами затмила собой спортивную составляющую, судьи делали свою часть работы добросовестно.
Практически все гонщики получили крупные денежные штрафы, которые за них выплатили команды. А Жарье получил вдобавок и один штрафной круг в протокол гонки, что возвратило Ройтеману третье место. Победителя и второго призёра решили так строго не наказывать, так как выяснилось, что смены позиций лидеров происходили не в следствии проведения атакующих действий, а в результате ошибок лидировавших пилотов, из-за чего преследователи получали первое место, так сказать, в подарок. Но это вовсе не отменяло того факта, что скорость гонщики не сбрасывали и продолжали вести технику на пределе. Так что размеры штрафов победителю и второму призёру вполне соответствовали их итоговым местам в протоколе гонки.
А затем пошёл второй виток разбирательств причин трагедии. Выяснилось, что при осмотре гоночных болидов, перед их отправкой на стартовое поле, технической комиссией автодрома, была обнаружена трещина на элероне заднего антикрыла на болиде Рольфа Штоммелена. Руководству команды «Хилл» было сообщено об этом вместе с требованием заменить дефектный элемент болида. После трагедии от команды потребовали предъявить треснутое антикрыло, как доказательство того, что требование о его замене было выполнено. Но предъявить оказалось нечего. Однако, команды Ф1 мгновенно сплотились и направили организаторам встречную претензию, заключающуюся в том, что организаторы вполне могли не допустить болид с дефектом заднего антикрыла до гонки, и вина как минимум должна быть распределена поровну, ввиду отсутствия со стороны организаторов контроля за выполнением собственных же требований. Дополнительно упор был сделан на то, что одним из основных факторов, приведших к трагедии, являлась кочка, на которой подскочил «Хилл» Штоммелена уже после потери заднего антикрыла, а это уже напрямую сфера ответственности служб автодрома.
История получилась очень некрасивая, и поиск виноватых, с перекладыванием ответственности за трагедию с одних плечей на другие, испортил очень много хороших прежде личных отношений между администрацией автодрома и официальными лицами Ф1. А как резюмирующий факт можно сообщить следующее: с 1975 года этапы чемпионата мира в классе Ф1 на автодроме «Монжуик-парк» больше никогда не проводились.
Ну и напоследок надо всё-таки упомянуть ещё об одном статистическом достижении, установленном в этой гонке.
Лелла Ломбарди на момент остановки гонки оказалась на шестом месте протокола и, таким образом, попала в очковую зону. Так как дистанция, пройденная пилотами на момент остановки гонки, составляла меньше двух третей от запланированной, всем пилотам, вошедшим в зачётную шестёрку начислили только половину причитающихся очков. Но даже с 0,5 очка Лелла Ломбарди вошла в историю Ф1. По сей день она единственная женщина, не просто участвовавшая в гонках Ф1, но и попавшая по результатам гонки в зачётную зону.
Лелла Ломбарди. Пилот заводской команды «Марч» в 1975 году.
Стартовала Ломбарди лишь с двадцать четвёртого места. И на протяжении гонки не составляла конкуренции ни одному из мужчин, а если и боролась с чем-то, так только с собственным временем прохождения круга. Но обилие технических отказов на других болидах, а так же большое число гоночных инцидентов между болидами, управляемыми мужчинами, подняли женщину на столь высокое место в итоговом протоколе гонки. Лелла оказалась, пожалуй, единственным пилотом, снизившим скорость под жёлтыми флагами. От впередиидущих соперников-мужчин она отставала на два круга, а те пилоты-мужчины, кто находились позади неё, оказались там из-за длительных ремонтов в боксах и не представляли никакой угрозы её текущей позиции.
Гран-При Испании 1975 года. Лелла Ломбарди на трассе.
Если бы не ужасная трагедия, и не менее ужасное поведение пилотов-мужчин между моментом свершения трагедии и прекращением гонки, этот Гран-При можно было бы считать одним из образцов джентльменского поведения на трассе, когда десятки мужчин галантно пропускали даму на всё более и более высокие места в протоколе гонки.
Автор заметки: ROMAN grosjean (апрель 2015 года).