Как стать автогонщиком.

20.12.2012 13:03

Кто в детстве не мечтал стать летчиком, космонавтом, врачом или строителем?! Но ведь были и такие, кто видел себя за рулем самого быстрого автомобиля в мире, мчащегося на огромной скорости по треку или по бескрайним степям и пустыням! Все это автоспорт. Многие пытаются приблизиться к своей мечте, модернизируя свой автомобиль, или, если позволяют финансы, просто покупают мощные спорткары. Проблема заключается в том, что всю мощь своего автомобиля и собственные амбиции мы выносим на дороги общественного пользования и подвергаем опасности окружающих и себя.Так как же все-таки безопасно реализовать свою мечту и добиться высоких результатов в этом сложном и опасном техническом виде спорта?
Картинг
Конечно, эффективнее начинать заниматься автоспортом с детства. Самое лучшее это картинг! Маленькие шумные машинки со стороны выглядят странной конструкцией, совсем не напоминающей автомобиль. Но этот мини-болид, как и большой автомобиль, имеет четыре колеса, руль, педали и двигатель. Картинг позволит ребенку научиться уважать технику и следить за ней, потому что без отличного технического состояния карта результатов не будет.
Ребенок растет, развивается физически и управление маленьким, но быстрым автомобильчиком позволит правильно развить и настроить вестибулярный аппарат, научится быстро и правильно прогнозировать дорожную ситуацию. И, конечно, занятие любым спортом дисциплинируют как на тренировках, так и жизни. Картинг - эта первая ступень к большим скоростям и победам. Самые великие и выдающиеся автогонщики - Айртон Сенна, Михаэль Шумахер - начинали именно с этой дисциплины!
Аренда спорткара
К сожалению, не у всех была возможность с детства начать заниматься автоспортом. Бывает, уже в зрелом возрасте первый раз сев за руль, человек заражается вирусом скорости. А иногда финансовые успехи позволяют осуществить свои детские мечты! Так как же реализовать свою мечту, когда появились возможности, а желание только усилилось? Есть несколько путей. Один - носиться сломя голову по дорогам общественного пользования, упиваясь маленькими победами со светофоров, рискуя при этом своей и чужими жизнями. Второй - прийти в гоночную команду и взять в аренду на один из этапов соревнования подготовленный автомобиль и попробовать себя за рулем настоящего боевого автомобиля в условиях соревнования.
Но и здесь в лучшем случае вы благополучно доберетесь до финиша, не повредив автомобиль, и ваш стартовый номер окажется в конце итоговой финишной ведомости, что не может не отразиться болезненно на вашем самолюбии. И тогда интерес к автоспорту моментально пропадет. Худший вариант - это разбить дорогущий автомобиль и, не дай Бог, пострадать самому! Но этот вариант вряд ли случится, так как для участия в гонке нужна лицензия РАФ (Российская автомобильная федерация), да и спортивный автомобиль ценой от 30 000 у. е. неподготовленному «пилоту» никто не доверит.
Пойти поучиться
Есть третий способ достичь заветной цели. Он не такой быстрый и дешевый, как два первых, но единственно верный. Давайте рассмотрим все по порядку!
Перво-наперво отучившись в автошколе и получив долгожданное водительское удостоверение, нам надо научиться управлять автомобилем, как бы странно это не звучало. К сожалению, на обычных автокурсах мало времени уделяют безопасному управлению транспортным средством на высоких скоростях - это связано с ограничением скорости учебного автомобиля при движение в городе. К тому же аренда специального полигона влечет за собой для автошколы дополнительные расходы на замену резины и износ учебного автомобиля. А на улицах по ПДД скорость ограничена. Значит, даже имея за плечами значительный водительский стаж, человек по прежнему не имеет навыков и умений, как совладать с мощным спортивным автомобилем на пределе его возможностей.
Чтобы этому научиться нужно пройти специальную подготовку, то есть повысить водительское мастерство. Сделать это можно в специальных школах повышения водительского мастерства или, как еще их называют, курсы контраварийной подготовки. Такие школы чаще всего создаются при гоночных командах или бывшими спортсменами, у которых имеется огромный опыт управления различными автомобилями в разных дорожных и погодных условиях на высоких скоростях.
Такие курсы стоят недешево, но на них вы получите не только навыки быстрого и безопасного управления автомобилем, научитесь быстро принимать правильное решение в экстренных ситуациях, которые могут возникнуть на дорогах общего пользования при любых обстоятельствах.
Чтобы стать универсальным и не оказаться зависимым от капризов погоды, обязательно нужно пройти полностью летний и зимний курсы. На летнем курсе вы научитесь перемещать массу автомобиля, чтобы стабильно без скольжения сохранять траекторию движения, объезжать внезапно возникшее препятствие на высоких скоростях, быстро и безопасно проходить повороты различной сложности. Зимняя же подготовка научит не бояться сносов и заносов на автомобилях с различными типами привода, а иногда использовать скольжение для предотвращения столкновения с препятствием.
Все занятия, как правило, проводятся на обычных автомобилях, которые очень сильно отличаются от спортивных мощностью, настройкой подвески, и говорить о спорте в этом случае пока рано. Но физика движения спортивного и гражданского автомобилей одинакова, разница лишь в скорости. Поэтому только в том случае, если инструктор увидит, что вы отлично чувствуете и управляете обычным автомобилем, пора переходить на другой уровень.
Кольцо или ралли?
Для начала вам предстоит определить дисциплину, в которой вы собираетесь покорять спортивные олимпы. Автоспорт очень разнообразен, как разнообразны автомобили и то покрытие, по которому им предстоит соревноваться между собой.
Кольцо. Под этим коротким словом скрываются бешеные скорости, борьба с соперниками, иногда даже и контактная. Раскаленный асфальт трека не щадит резину и надо рассчитать топливо до следующего питстопа. Яркие примеры таких соревнований - это «Формула-1», DTM, NASCAR. Кольцевые автогонки разделяются по типу автомобилей - это различные формулы, которые в свою очередь делятся по классам. «Кузова» - это спортивные болиды, построенные на основе серийных автомобилей. «Прототипы» - это спорткары, не имеющие серийных аналогов.
Также имеются различия в конфигурации трассы. Это трековые гонки или, как еще их называют, «овал» (из-за того, что на трассе два поворота в одну сторону). Яркий пример – NASCAR. И автодромы с множеством различных поворотов. Основной принцип проведения кольцевых гонок заключается в том, что все пилоты стартуют одновременно со своих ранее разыгранных на квалификации стартовых позиций. Все гонщики должны преодолеть одинаковое количество кругов, и сделать это максимально быстро. Интерес заключается в том, что каждый хочет быть первым, и вот тут начинается борьба как со временем, так и с соперниками. Пилот должен не только грамотно и эффективно атаковать, но и оборонятся, что часто сопровождается контактной борьбой. Правильная тактика по проведению питстопов (замена резины и дозаправка) позволит приблизить победу. Разница во времени прохождения круга между пилотами составляет всего десятые доли секунды, а в «Формуле-1» борьба давно идет за сотые и тысячные доли секунд. Кольцевые автогонки - очень зрелищный вид спорта. Постоянная борьба между соперниками и удобство наблюдения за соревнованиями для зрителей делает эту дисциплину очень популярной во всем мире.
Ралли - дисциплина, которая не зависит от покрытия, по которому пройдет гонка. Если кольцевые гонки привязаны к погодным условиям и зависят от времени года, то ралли можно назвать всесезонным видом автоспорта. Раллийные этапы проходят на любом покрытии: лед, снег, асфальт, гравий. И погодные условия не остановят соревнование по причине дождя, например, как это часто происходит в кольцевых дисциплинах. Раллист должен быть универсалом, чтобы уметь выигрывать на любых покрытиях при любых погодных условиях.
Но ралли - это не только искусное управление автомобилем. Это работа в экипаже, ведь в отличие от кольца, где пилот управляет болидом на основании того, что видит, раллист едет на слух. Да, именно на слух! Экипаж раллийного автомобиля состоит из двух человек: первый пилот - это водитель, второй пилот - это штурман. Получается, что успех выступления зависит от слаженности экипажа.
Ралли – это как джаз.
Протяженность раллийного этапа - не менее 300 километров, причем трасса не повторяется, и запомнить ее всю невозможно. Поэтому штурман диктует пилоту, что будет за следующим поворотом по дорожной книге или заранее прописанной стенограмме. Во время гонки предусматриваются остановки на техническое обслуживание, но экипаж может заехать в сервис только в отведенное для этого время, и между сервисами автомобиль ремонтируется силами экипажа.
Получается, что нужно не только быстро ездить, но и рассчитывать свои силы и состояние автомобиля на протяжении всей гонки, а она может длиться несколько дней или даже недель - как в ралли-рейдах. Штурман должен следить не только за дорогой, но и за временем, между скоростными участками экипаж должен добраться от одной точки контроля времени до другой в строго отведенное время. Ни минутой позже, ни минутой раньше. Опережение или опоздание штрафуется дополнительными секундами, а то и минутами. Можно выиграть все скоростные участки, но нахватать штрафов и проиграть всю гонку.
Еще одна особенность состоит в том, что гонка проходит по дорогам общего пользования, скоростные спецучастки на время соревнований перекрываются. Но между ними экипаж передвигается по правилам дорожного движения, и любое нарушение строго наказывается.
Ралли делится на несколько дисциплин: классическое ралли и ралли-рейды. Классическое ралли - это гонка, проходящая за несколько дней, и экипажу дается возможность проехать по маршруту и записать стенограмму. Поэтому скорости на гонке очень высоки (если экипаж слажен). Ралли-рейды - это многодневные гонки, где в день экипажу приходится преодолевать по тысяче километров, и большую часть - по безлюдным местностям, где ошибка в навигации или поломка могут поставить крест на всей гонке.
Такие многодневные марафоны - самые сложные соревнования, где проверяются выносливость и слаженность экипажа, уровень подготовки техники. Самая знаменитая гонка - это «Дакар».
Очень интересная и зрелищная дисциплина - это кросс (или ралли-кросс). Замкнутая трасса с множеством поворотов и трамплинов, с меняющемся покрытием и перепадами высот, где гонщику приходится бороться с не только со временем, но и с соперниками. Кросс - это контактный вид спорта, и не все добираются до финиша. Трасса расположена таким образом, что просматривается большая часть поворотов и зрители могут следить за ходом гонки, не покидая трибун. Автомобили, на которых можно выступать в кроссе, настолько разнообразны, что с количеством классов может сравниться лишь с ралли рейдами. Начиная от маленькой «Оки» для юниоров и заканчивая огромными грузовиками ЗИЛ или ГАЗ. Это делает кросс одной из самых зрелищных дисциплин в автоспорте.
Каждая дисциплина интересна и увлекательна по-своему. Если сравнивать автоспорти с музыкой, то кольцевые автогонки похожи на классическую: все расписано по нотам, каждый поворот, идеальная точка входа и торможения неизменна, быстрая траектория - одна. В ралли тоже есть свои ноты - это стенограмма или дорожная книга, но покрытие меняется. Пошел дождь, снег или, наоборот, резкое потепление превратило трассу в снежную «кашу», мягкий грунт разбили до такой степени, что машина ползет днищем по глубокой колее. Но гонка продолжается, и экипажу приходится импровизировать, подстраиваться под трассу и погодные условия, а импровизация - это джаз. Конечно, выбор остается за вами. Но если вы не знаете, на чем остановиться, помните, что всегда есть возможность попробовать себя и в другой дисциплине. Главное начать!

Михаил КРИВОСПИЦКИЙ KP-AVTO http://kp-avto.ru/article/5656/
5 Отзывов