17.02.2023 16:03
УСТРОЙСТВО, КОТОРОЕ MERCEDES ПОБОЯЛАСЬ ИСПОЛЬЗОВАТЬ В ГОНКАХ
Октябрь 2022 года, пятничные свободные заезды Гран При США на трассе Америк. Команда Mercedes тестирует большой пакет аэродинамических новинок, среди которых переднее крыло любопытной конструкции. Новинка вызвала пристальное внимание не только технических аналитиков Формулы 1, но и других участников.
Объектом внимания стали пять «сепараторов», расположенные на плоскостях крыла под интересным углом – очевидно, для регулировки направления воздушного потока. Только вот Статья 3.9.8 технического регламента 2022 года разрешала подобные устройства "прежде всего" для соединения аэродинамических элементов, но никак не для улучшения эффективности воздушного потока.
«Разделители можно устанавливать на переднее крыло прежде всего по механическим, конструктивным или измерительным причинам», – говорилось в регламенте.
Технический директор «Серебряных стрел» Майк Эллиотт заявил, что крыло абсолютно легально, поскольку разделители во вторую очередь влияют на аэродинамику машины. Но после того как конкуренты обратились к FIA с жалобой, в Брэкли отказались от использования новинки в гонке. Федерация затем обязала команду модернизировать крыло, сославшись на то, что держатели создают слишком большой аэродинамический эффект и, по сути, являются, закрылками или вихрегенераторами.
Казалось бы, окончательно все точки над i были расставлены в начале декабря, когда Всемирный совет по автоспорту подкорректировал поправку в регламенте на 2023 год, признав крыло W13 нелегальным. Но как ни странно, получилось наоборот.
ПРОПУСТИЛИ ФРАЗУ «ПРЕЖДЕ ВСЕГО»
Итак, на презентации 14 февраля, а затем и на обкатке Ferrari удивила наличием разделителей в стиле Mercedes на переднем крыле. Как так, если регламент запрещает подобные девайсы? А точно ли запрещает?
Дело в том, что при поправке регламента FIA удалила из Статьи 3.9.8 слово primarly («преимущественно» «прежде всего»), и получилось: «Разделители можно устанавливать на переднее крыло по механическим, конструктивным или измерительным причинам».
Как говорится, почувствуйте разницу. Другими словами, отныне подобные элементы не обязаны нести чисто механическую и структурную функцию. Главное, чтобы эти «сепараторы» соответствовали требуемым размерам и обеспечивали соединительную функцию, как того требует пункт «б» Статьи 3.9.8. А как сильно они влияют на аэродинамику – больше не важно. Так вот исключение одной фразы перевернуло весь пункт регламента с ног на голову.
Интересно, поняли ли новую формулировку другие команды, а особенно Mercedes, авторы этой идеи? Узнаем через неделю на предсезонных тестах в Бахрейне. Пока «вихрегенераторы» мы увидели только на Ferrari SF-23.