08.08.2022 10:39
Фернандо Алонсо провел 347 Гран-при в «Ф-1» – больше кого-либо. Но накат был бы просто обычными цифрами (как возраст в паспорте), если бы двукратный чемпион не извлекал из него ценные данные для улучшения пилотажа – и в этом №14 безмерно хорош: практически в каждом уик-энде замечается какой-то новый трюк.
Например, в квалификации на Гран-при Франции покадровое сравнение лучших кругов пилотов «Альпин» показало, чем же Алонсо компенсирует недостатки машины в некоторых поворотах. Испанец специально дополнительно прогревает шины в первой половине круга, чтобы температуры передавались внутрь равномернее и сцепление сохранялось стабильным весь круг. Ведь в квалификациях типичная проблема – недогрев шин на первом секторе, затем мощная нагрузка на втором, а к концу третьего поверхность покрышек уже практически вскипает – в итоге из-за несоответствия внутренним и внешним температурам резина может непредсказуемо деградировать, вызывая неожиданные перебои в сцеплении. А уже они обеспечивают внезапную избыточную поворачиваемость или срывы задней части, которую и нужно ловить.
Бороться с проблемами следует равномерным и эффективным прогревом резины, но с одним прогревочным кругом это сделать сложно. Ехать два (прогревочный-прогревочный-быстрый) можно только на коротких трассах без сильных потенциальных помех со стороны соперников (Канада – подойдет, а вот Монако – уже нет, слишком велик риск).
Поэтому приходится искать компромиссы и мелкие трюки для поддержания высоких температур в конце установочного круга и на первом секторе – чтобы внутренности покрышки тоже успевали прогреться. Именно здесь и включилась изобретательность Алонсо.
Он просто чуть раньше нажимал на педаль тормоза, но не отпускал педаль газа – потому зона замедления расширялась, но почти не терялось время из-за более раннего торможения. Зато увеличивался и период активации колодок и дисков – на них дольше генерировалось усилие и температуры, они передавались в шину и дольше прогревали ее внутренность. Фактически вышел боевой аналог «пробуксовок», которые гонщики иногда делают на прогревочном круге перед стартом заездов.
Окон же ехал по классической квалификационной философии «тормози позже, атакуй раньше». Ее нельзя считать неверной, она всегда работает при прочих равных, если ты лучше определяешь точки нажатий на педали и моменты поворота руля, либо быстрее реагируешь на поведение машины.
Алонсо пошел другим путем – не стал соревноваться «в лоб», а придумал, как прежде всего улучшить поведение. Лишь уже потом включил поиски точек – они необязательно даже оказались глубже в поворотах, но буста сцепления схватило для преимущества в 0,3 секунды.
В гонке такая стратегия вряд ли сработает: на длинной дистанции есть менее рисковые и экстремальные методы прогрева и поддержания нужной температуры. К тому же, больше времени с открытым газом ведет к повышенному расходу топлива, а постоянные увеличенные нагрузки быстрее повреждают тормоза и резину – во время одного круга это некритично (особенно после отмены правила старта на квалификационном составе), но в гонке может быть крайне важно.
Испанец – не лучший в соревнованиях по чистому поиску лучших точек торможения и газа и точно (уже) не лучший по скорости реакции, потому и ищет новые подходы.
«Возможно, я не самый быстрый гонщик в условиях квалификации или под дождем, но если говорить о сумме умений во всех областях, то я бы поставил себе 9,5 баллов из 10. И я стараюсь этим пользоваться», – говорил о себе испанец еще в 2018-м.