«Шашлык» RB в Бахрейне, окутанный тайной бензонасосов

21.03.2022 18:46

 

Пьеру Гасли пришлось остановить машину после того, как возникли проблемы с кинетическим мотор-генератором MGUK – после остановки задняя часть AT03 оказалась в огне из-за возгорания вытекшей гидравлической жидкости. 

По словам команды, повреждения шасси оказались весьма серьезными – и за те несколько дней, что остаются до следующего этапа в Джидде, исправить их будет непросто. 

Едва ли не самое худшее – пожар повредил батарею системы KERS. По ходу сезона можно использовать всего две такие батареи, а потому француз почти точно получит штраф за перерасход компонентов в дальнейшем по ходу чемпионата. 

«Ничто не предвещало проблем, – признался пилот, отвечая на вопрос Motorsport.com. – И это самое странное. Я не до конца уверен, что именно произошло, но в первом повороте вся машина просто отключилась, и мне осталось лишь припарковать ее. После этого сзади можно было жарить шашлык.

После тестов мы были в полной уверенности, там у нас не случилось ни одной поломки. Это лишь показывает, насколько этот спорт умеет возвращать тебя с небес на землю. Здесь ту никогда не можешь быть ни в чем уверен. Надеюсь, что хоть мотор цел, но и тут нам еще предстоит разбираться».  

Он добавил: «Конечно, мне бы хотелось завершить эту гонку совсем не так, тем более, что она складывалась для меня очень неплохо. Я хорошо стартовал, мы сражались с Фернандо [Алонсо], а затем с Кевином [Магнуссеном, который в итоге занял пятое место]. Жаль, что не удалось заработать хорошее количество очков».  

Технический директор команды Джодди Эггинтон рассказал о подробностях отказа: «Все произошло мгновенно, вся электрическая мощность просто отключилась. Первая версия, что это произошло по вине батареи, но окончательно этого мы пока не знаем. Так что исследование продолжается. 

Прежде надо точно все установить, а потом уже думать о необходимости замены силовой установки. 

Минуту назад машина была исправна – и вдруг полностью отказывает. К моменту остановки она уже была в огне. Это значит, что где-то не было достаточного охлаждения. Тут надо детально все изучать, но степень повреждений очень высока». 

 
Конструктор добавил: «Как минимум, [до следующего Гран-при в Джидде] нужно полностью поменять подвеску, значительную часть проводки, какие-то кузовные панели. Сейчас машина залита пеной из огнетушителей, до самой батареи и блока внутреннего сгорания добраться не так просто. 

В худшем случае придется заменить мотор и шасси, но об этом говорить слишком рано».  

Оценивая причину возгорания, Эггинтон признал, что в задней части машины есть немало потенциальных источников тепла.

«Все, что соединено с двигателем и коробкой передач, серьезно нагревается, – объяснил он. – Опять же, все там сейчас в пене. Возможно, потребуется заменить еще что-то, а какие-то детали отправить на базу для внимательного изучения». 

 

Стоит отметить, что этим «шашлыком» история для японских мотористов не окончилась - старшая команда быков и вовсе оформила сход в полном составе, и тоже из-за проблем с силовой установкой. После такого массового схода машин Red Bull в Бахрейне консультант Хельмут Марко подвёл неутешительные итоги уик-энда, назвав их не много ни мало катастрофическими.

«У Макса проблема проявилась примерно за полтора круга до схода, - пояснил Хельмут. - У Серхио она возникла внезапно, когда мы уже были уверены, что всё обойдётся. Мотор потерял мощность, но в этом не было нашей вины... Похоже воникли неполадки с топливной системой».

Однако, как утверждают в паддоке, такой мягкой формулировкой в Милтон-Кинсе могли скрыть от публики факт собственного двойного просчета перед стартом. Похоже что двойной сход Red Bull Racing на последних кругах гонки в Бахрейне был связан с нехваткой топлива в баках обеих машин - в команде попросту неверно рассчитали расход топлива на гонку, залив недостаточное количество топлива в баки своих машин.

Если причина действительно в ошибке, то в RBR просчитались действительно очень серьёзно, учитывая, что топлива не им не хватило даже с учётом выезда сейфти-кара в заключительной части гонки - за эти несколько кругов все машины сэкономили достаточно большое количество топлива, чтобы не страдать на финише из-за перерасхода.

Однако в Red Bull Racing категорически опровергли эти слухи и заявили, что по их мнению проблема напрямую связана с неполадками топливной системы.

 

Возможно ли, что двойной сход был всё-таки из-за неполадок с бензонасосами?

Да, такой вариант действительно вероятен. Как предполагает издание The Race, причиной внезапной потери мощности на машинах Red Bull Racing могла стать так называемая кавитация топлива. Процесс топливной кавитации обычно возникает тогда, когда последние остатки топлива прокачиваются по почти пустому баку. В результате нагрузок, которые действуют на машину, топливо из-за тряски ударяется о стены бака, что приводит к повышению его температуры.

При достижении определённой температуры, топливо начинает испаряться, в топливном насосе возникает воздушная пробка, и насос начинает перекачивать воздух. Внезапные изменения нагрузки по мере повышения и понижения давления в системе вместе с избыточным теплом внутри насоса из-за испаряющегося топлива, приводят к повреждению насоса, из-за чего он больше не может перекачивать топливо из бака в двигатель.

Топливо E10, которое стало обязательным к использованию в этом сезоне, работает при более высокой температуре, чем использовавшееся в прошлые годы, поэтому порог кавитации изменился. Однако знали об этом только те команды, которые во время тестов провели имитацию гонки и последние круги проезжали с почти пустыми баками.

Это сделали большинство команд, но не Red Bull Racing. Тем не менее, в список деталей, которые после квалификации заменили в Red Bull Racing, входили топливные насосы, однако, как выяснилось в гонке, это не помогло предотвратить сход.

 

Стоит отметить, что в машинах Формулы 1 сразу система подачи топлива в двигатель устроена весьма непросто. Если считать не от бака, а от цилиндров, то первым идет насос высокого давления, который распределяет топливо из специального промежуточного резервуара. Подозрений в исправности этой системы не было с самого начала.

Сам промежуточный резервуар наполняется топливом из бака силами так называемого первичного насоса. Тот расположен непосредственно внутри топливного бака и является стандартизированным для всех команд. Ранее спортивный советник Red Bull Хельмут Марко предположил, что причиной остановки стали именно эти насосы, за которые инженеры команды не отвечают.

Слова Марко косвенно подтверждает тот факт, что после квалификации в Бахрейне FIA выпустила директиву с рекомендацией командам проверить стандартные топливные насосы и при необходимости заменить их, для чего даже были сделаны послабления в условиях закрытого парка.

Позже глава Red Bull Racing Кристиан Хорнер признался, что в его команде не восприняли эту директиву, как адресованную именно им – и что «Быки» ограничились лишь проверкой, которая ничего не показала.

Теперь же, по данным Motorsport.com, в FIA уверены, что проблемы Red Bull связаны не с первичными топливными насосами. Но тогда с чем? Все дело в том, что в болиде Формулы 1 для подачи горючего используются дополнительные устройства.

Два насоса по правилам обязательны. И первичный действительно располагается прямо в баке, закачивая топливо из самой нижней части этого самого бака. Однако правила не запрещают командам ставить дополнительный насос, который при почти пустом баке перегоняет топливо из остальных частей в самый низ.

Более того, таких дополнительных насосов внутри бака может быть более одного. И каждый из них команды вольны конструировать и производить самостоятельно, так как сами баки могут иметь весьма причудливую форму.

Топливные баки Ferrari F2004 и F2003GA

 

Отсюда возникло предположение, что в условиях гонки и перегрузок первопричиной проблем Red Bull мог стать отказ именно того насоса, что собирает плещущееся по баку топливо в нижнюю зону для последующего забора.

При этом в паддоке не утихают разговоры о перегреве как причине отказа насосов. Дело в том, что во времена применения «атмосферных» моторов V8 в Формуле 1 ввели запрет на охлаждение топлива и топливных баков, что повышало КПД двигателей.

Для нынешних турбомоторов это не актуально, но запрет остался. А с переходом на топливо E10 актуальность охлаждения погруженных в бак насосов лишь возросла. Впрочем, окончательный ответ мы узнаем только после расследования со стороны команды (если конечно они признаются).

 

В любом случае, за оставшиеся несколько дней до Джидды (если её конечно не отменят) сразу двум командам системы RB есть о чем поразмыслить, поскольку продолжение технических проблем может поставить в итоге крест на достижении их целей в этом году.

 

По материалам   

3 Отзыва