24.12.2021 17:08
Те, кто уже много лет читают мои статьи здесь на Портале, знают, что хоть в плане достигаемых результатов в Ф1 очень важен самоотверженный труд профессионалов высочайшей квалификации, работающих над проектировкой, изготовлением, подготовкой к гонке и пилотированием гоночной техники, но определяющую роль в раздаче плюшек и пряников за проделанную работу играет статистика. Именно статистика на сопоставлении самых разнообразных, зачастую очень хорошо спрятанных от поверхностного взгляда историко-статистических параллелей решает кому из наиболее достойных (менее достойные к этому времени отсеиваются по общим спортивным принципам) отдать ту или иную награду, как по итогам отдельных гонок, так и чемпионата мира в целом.
И если с точки зрения историко-статистических параллелей посмотреть на то, как оба достойных претендента на титул весь год шли к своей цели, то становится очевидным, что этап в Абу-Даби, завершившийся фееричным поворотом на 180 градусов в деле определения чемпиона мира 2021 года, закончиться как-то иначе просто не мог.
На старте сезона 2021 года все историко-статистические параллели сконцентрировались вокруг одного лишь Льюиса Хэмилтона. С одной стороны, никогда в истории Ф1 семикратный чемпион мира не становился сразу же с разбега восьмикратным чемпионом. С другой стороны, ранее в Ф1 вообще никто не становился восьмикратным чемпионом. А Льюис в последние годы фактически поставил на поток качественное улучшение самых разнообразных статистических достижений, и восьмой титул для темнокожего британца вполне укладывался бы в статистику переписывания статистических рекордов.
Макс Ферстаппен практически с самого начала сезона утвердился в качестве единственного конкурента Льюиса Хэмилтона в борьбе за чемпионский титул. А после девятого этапа стал фаворитом чемпионской гонки с точки зрения количества и качества благоприятных историко-статистических параллелей. Я уже посвящал параллелям Макса отдельную статью, но кратко повторю информацию.
Поворотный момент сезона, хотя никто из простых смертных, за исключением тех, кто имеет уровень «Бог статистики», об этом ещё не догадывается. Макс Ферстаппен выигрывает Гран-При Австрии и одним этим фактом записывает на себя несколько благоприятных с точки зрения борьбы за титул историко-статистических параллелей.
Голландец выиграл в Австрии третью гонку подряд. Все двадцать предшественников Макса, сумевших когда-либо выиграть три подряд зачётных Гран-При Ф1, непременно становились впоследствии чемпионами мира Ф1. К тому же это была пятнадцатая победа в Гран-При для Ферстаппена. А все семь гонщиков Ф1, кому удалось выиграть в двадцать первом веке не менее пятнадцати Гран-При в обязательном порядке становились в этом самом двадцать первом веке чемпионами мира. Правда, обе параллели давали Максу чемпионский аванс общего плана, без конкретики насчёт текущего чемпионата. Но третья параллель была предельно конкретной. За всё время современной гибридной турбоэры в Ф1 Льюис Хэмилтон лишь два раза имел серию из пяти подряд Гран-При без побед хотя бы в одном из них. Первая такая серия случилась на старте сезона 2016 года, и тогда четыре из пяти гонок выиграл Нико Росберг, ставший в том году чемпионом мира. В нынешнем же сезоне четыре из пяти беспобедных для Хэмилтона гонок выиграл Ферстаппен, так что голландец получил недвусмысленный статистический намёк, что обещанного титула ждать осталось совсем недолго.
Но и это не всё. Макс набрал отличную наглость хода и накануне Гран-При Великобритании являлся наиболее вероятным претендентом на победу в гонке. И если бы таковая победа голландца действительно случилась в Сильверстоуне, то это была бы его четвёртая подряд победа на технике, оснащённой двигателем «Хонда». А ранее в истории Ф1 был только один гонщик, совершавший подобный статистический подвиг: Айртон Сенна. И добивался бразилец таких победных серий в свои чемпионские сезоны 1988 и 1991 годов. Присовокупи Макс к уже имеющимся у него историко-статистическим параллелям ещё и эту, вопрос с титулом можно было бы считать закрытым. Да, впереди ещё была большая часть сезона, но при таких статистических бонусах ещё ни один претендент мимо ближайшего титула не пролетал.
Однако все мы помним, как зрелищно Льюис Хэмилтон разбил намечающуюся параллель Макса Ферстаппена. Голландец улетел в барьер и был отправлен в госпиталь, а британец, несмотря на отбытый в боксах штраф за указанный инцидент, поднялся на высшую ступень подиума. Имеющиеся у Макса параллели никуда не делись, зато Льюис был теперь разрушителем чужих параллелей и дополнительных бонусов на свой счёт от статистики, наверняка, получил.
На левом фото запечатлено начало последнего похода Айртона Сенны за четвёртой подряд победой в Гран-При на технике, оснащённой двигателем «Хонда» (Монако-1991). А на правом фото запечатлено завершение аналогичного похода для Макса Ферстаппена 20 лет спустя. И главным злодеем, сорвавшим создание мощнейшей историко-статистической параллели в пользу голландца, выступил Льюис Хэмилтон, украсивший своим присутствием левую часть правого кадра.
Но Ферстаппен не сдавался и не собирался обходиться только тем, что успел получить. Выиграв домашнюю гонку, голландец отобрал у Стирлинга Мосса рекорд по числу побед в зачётных Гран-При Ф1 для гонщиков, не становившихся чемпионами мира. Вся фишка состояла в том, что Макс стал уже пятым гонщиком, забравшим у сэра Стирлинга этот рекорд. И все четверо статистических предшественника Ферстаппена (Ален Прост, Найджел Мэнселл, Дэймон Хилл и Жак Вильнев) в итоге возвращали Моссу его рекорд, так как впоследствии становились чемпионами мира. Из-за наличия в списке Мэнселла данная статистика вроде бы не обещала голландцу титула в текущем сезоне (Найджел стал чемпионом лишь на следующий год после того как временно подменил Стирлинга Мосса на вершине рейтинга самых побеждающих в гонках не чемпионов мира). Но зато Макс являлся, подобно Дэймону и Жаку, продолжателем автогоночной династии в Ф1, а оба указанных сына своих знаменитых отцов становились чемпионами мира именно в тот год, когда ненадолго забирали у Стирлинга Мосса его достижение. Так что ещё одна легитимная историко-статистическая параллель укрепила позиции гонщика «Ред Булл» в борьбе за титул.
На фото Стирлинг Мосс («Лотус-Клаймакс», стартовый номер «7») на пути к своей последней победе в зачётном Гран-При Ф1 (Германия-1961), шестнадцатой по счёту. В итоге сэр Стирлинг (поотрет на врезке) стал владельцем удивительного статистического достижения из разряда возвращаемых прежнему владельцу. Макс Ферстаппен стал уже пятым чемпионом мира, кто до первого своего чемпионского титула успел побывать текущим рекордсменом по числу побед в зачётных гонках Ф1 без чемпионского титула, а потом вернул знаменитому британцу первое место в указанной номинации.
Партнёры по команде «Уильямс» в 1996 году Дэймон Хилл (в болиде) и Жак Вильнев. Эти парни высекли в граните простую статистическую истину: Если ты – сын гонщика Ф1 и сам гонщик Ф1, и если ты отобрал у Стирлинга Мосса рекорд по числу побед в зачётных гонках Ф1 без чемпионского титула, то быть тебе уже в этом же сезоне чемпионом мира. А только-только оформившийся рекорд придётся возвратить обратно сэру Стирлингу. В начале третьего десятилетия двадцать первого века Льюис Хэмилтон, изгрызший ранее немало самых разных рекордов Ф1, об этот «Гранит детей гонщиков Ф1» сломал свои семикратные зубы…
Что оставалось делать Льюису Хэмилтону? Он продолжал укреплять свою единственную благоприятную статистическую линию по переписыванию достижений с грифом «впервые в Ф1». Частью этого нехитрого плана стала сотая победа британца по итогам Гран-При России (впервые достигнуто трёхзначное число побед в гонках одним гонщиком). Но был у Льюиса и очень хороший запасной план. Для этого надо было не позволить Ферстаппену стать досрочным чемпионом и отложить решение вопроса с титулом до последней гонки сезона. Что прошлогодний чемпион достаточно уверенно сделал.
Теперь у Хэмилтона накануне решающей гонки сезона тоже был дополнительный и весьма крепкий историко-статистический аргумент. Льюис в шестой раз стал участником борьбы за титул в последней гонке сезона. И во всех своих нечётных предыдущих попытках британец в этой борьбе оказывался побеждённым, а вот по итогам чётных попыток становился чемпионом мира. Очередная попытка имела как раз чётный номер. Кратко приведу перечень этих событий: 2007 год – поражение в борьбе за титул, 2008 год – чемпион мира, 2010 год (Льюис оставался претендентом на титул перед последней гонкой сезона в высшей степени формально, но всё-таки) – поражение в борьбе за титул, 2014 год – чемпион мира, 2016 год – поражение в борьбе за титул, 2021 год – напрашивается благоприятная для Льюиса запись.
Сначала Льюис Хэмилтон принудительно не дал Максу Ферстаппену оформить историко-статистическую параллель с бразильцем Айртоном Сенной, а потом попытался также принудительно навязать историко-статистическую параллель с другим бразильцем (на фото справа), ставшим первым из тех, кто проиграл темнокожему британцу в борьбе за титул чемпиона мира… Но Макс видел этого второго бразильца и даже гонялся с ним вместе… Поэтому послал Льюиса… тоже принудительно. Возможно, не без помощи некой дамы по имени Статистика…
Так что перед последней гонкой сезона у обоих претендентов с историко-статистическими параллелями всё было в полном порядке. При этом все Аргументы Льюиса были завязаны на нём самом и касались турнирных свершений его собственной карьеры. А вот параллели Макса были связаны с достижениями других гонщиков. Что оказалось предпочтительнее для статистики вы без труда узнаете из итогового положения обоих гонщиков в личном зачёте завершившегося сезона.
Но и старания Хэмилтона в завершающей части сезона не прошли совсем уж даром (хотя самому Льюису от этого не легче, а пожалуй даже обиднее).
Как это водится, если оба претендента обладают сильными историко-статистическими параллелями, сулящими успех каждому из них почти в равной мере, реализовывается вариант гонки, когда один из претендентов всю гонку обоснованно, солидно и вполне заслуженно идёт к титулу, а в самом конце гонки происходит некий форс-мажор, передающий титул второму претенденту, который и был изначально выбран статистикой для триумфа.
Да и сам форс-мажор стар и избит как весь автоспорт: гоночный инцидент в совершенно неудобный момент для лидера и совершенно кстати для преследователя, выезд сэйфити-кара, провоцирующего тактическое озарение у одной стороны и тактическую ошибку у другой, ну и вот… Всё переворачивается с ног на голову.
От этого эпизода с вылетом Николаса Латифи берёт отсчёт целая серия событий, итоговый результат которых отображён на двух нижеследующих кадрах.
Если бы я с середины сезона не выпал напрочь из колеи написания статей для Портала, то ещё до начала гонки в Абу-Даби предсказал бы и чемпионский титул для Макса Ферстаппена и примерный сценарий финальной гонки сезона (максимально похожий на случившийся по факту).
Да, я бы сделал это! Клянусь своей треуголкой, которой у меня никогда не было!!! Я же со статистикой на короткой ноге )))
Автор материала: ROMAN grosjean (декабрь 2021 года).