Протестное движение

13.12.2021 23:37

  Финал сезона 2021 года выдался достаточно эмоциональным. Как не крути, но последние 4 чемпионата были выиграны Льюисом Хэмильтоном с явным преимуществом и лишь с намеками на борьбу. Страсти по прошедшей на острове Яс гонке не утихали даже после финиша. Пока Макс Ферстаппен отмечал триумф со своей командой, а Льюис Хэмильтон вполне с достоинством переживал поражение, за кулисами Гран-при кипели страсти о том, кто лучше понимает правила и было ли в конце гонке их нарушение. И эта ситуация - не что-то из ряда вон выходящее, протесты в Формуле-1 - вещь настолько обыденная, что иной раз бывает непонятно почему во вполне очевидных ситуациях они НЕ подаются

Однако, надо признать, что уже очень давно не было ситуации, когда представители одной из команд пытались повлиять на результаты последней гонки и всего чемпионата. Вернее сказать, давно не было такого, чтоб об этих протестах было заявлено во всеуслышание. Сейчас мы вернемся на 14 лет назад, в ноябрь 2007-го года и вспомним, как развивались события в предыдущей аналогичной ситуации.

 

21 октября 2007 года на Гран-при Бразилии Кими Райкконен завоевал свой первый и, как оказалось, единственный титул чемпиона Формулы-1. Перед последней гонкой у него были самые низкие шансы на этот выигрыш из всех претендентов, однако ошибки соперников и слаженная командная работа с напарником позволили именно этим шансам сыграть. Главному фавориту, новичку сезона Льюису Хэмильтону, для чемпионства необходимо было не проиграть на последней гонке не более 6 очков Райкконену и не более 4 очков напарнику по McLaren Фернандо Алонсо. И если со второй задачей даже справляться не пришлось, испанец сам провел довольно посредственную для себя гонку, то с первой возникли проблемы еще на старте. Пересказывать события гонки не имеет смысла, проще просто пересмотреть. Важнее другое. На финише Кими оказался первым, Фернандо - третьим, а Льюис - седьмым, в круге от победителя и в двух позициях от необходимых для чемпионства очков.

 

Протокол Гран-при Бразилии 2007 года.

После гонки, когда в стане Феррари все уже, скорее всего, были изрядно пьяны, внезапно появилась новость о том, что McLaren подал протест на действия BMW и Williams. Тот случай ярко показывает, что как минимум тогда следили все и за всеми. В данной ситуации под подозрение попали три пилота, Нико Росберг, Роберт Кубица и Ник Хайдфельд, а если быть точнее, то их команды были замечены в манипуляциях с температурой топлива. По правилам разница температуры воздуха в день гонки и температуры топлива не должна была превышать 10 градусов, в то время как у данных гонщиков при дозаправке температура топлива была ниже внешней на 12-13.

 

Эта незначительная разница, которая если и давала преимущество, то весьма условное, и привлекла внимание представителей McLaren. Интерес был вполне очевиден - при дисквалификации трех пилотов перед Хэмильтоном, именно британец стал бы чемпионом со 112 очками против 110 у Райкконена и 109 у Алонсо. Очень циничный и прагматичный ход. Майк Гаскойн, бывший тогда техническим директором Spyker, говорил, что последствия нарушения не так важны, как важен сам факт совершения. Очевидно, что юристы команды из Уокинга считали так же. Все всё понимали, но делали вид, что так и надо. Даже в пресс-релизе McLaren пытались казаться беспристрастными и акцентировали внимание на всеобщей справедливости. Причем, чтохарактерно, второй пилот Williams, Казуки Накаджима, не фигурировал нигде, как будто его и не было, хотя вполне логично, что если имели место быть и ошибка оборудования, и корыстный умысел, то вряд ли это обошло японца стороной.

 

15 ноября того же года в Лондоне прошло заседание суда по данному делу. Градус взаимной неприязни был настолько высок, что адвокат Ferrari, который выступал на стороне обвиняемых, назвал оппонентов "бесстыдными лицемерами", а до этого адвокат самих McLaren призвал судей быть беспристрастными и не обращали внимания на ситуацию в чемпионате. Адвокаты BMW и Williams строили свою защиту на том, что McLaren не был напрямую заинтересован именно в соблюдении правил. Протест ожидаемо отклонили. Ситуация была настолько неоднозначной, что даже сам Берни Экклстоун заявил, что в случае дисквалификации трех пилотов и определения чемпиона ТАКИМ путем он бы просто подал в отставк

 

Из всей этой ситуации можно подумать, что Рон Деннис и все его подопечные поступили в той ситуации, как редкие лицемерные засранцы и, по сути, доля правды в этом есть. Если не брать в учет еще один момент, который вполне может объяснить мотивацию руководителей команды. Это исход Шпионского скандал

 

В августе того же года McLaren был оштрафован на 100 миллионов долларов США и дисквалифицирован из Кубка Конструкторов (что также несло убытки и имиджевые потери) за промышленный шпионаж против Ferrari. Ситуация и по сей день нетривиальная, потому что таких прецедентов не было ни до, ни после. Случались дисквалификации пилотов из общего зачета за неспортивное поведение, дисквалификации команд за критические нарушения регламента. Но чтоб исключить команду за сбор информации об узлах соперников БЕЗ попытки ее глобального применения на своих машинах... Это забавно, ведь я долгое время думал, что данные были получены для того, чтоб использовать их на своих машинах. А на деле оказалось, что сотрудник Ferrari, ныне покойный Найджел Степни, просто поделился со своим другом, Майком Кофленом, бывшим тогда сотрудником McLaren, информацией о некоторых деталях нового болида Ferrari, которые были в серой зоне регламента. После первой гонки в Австралии эти узлы по наводке Рона Денниса были забанены. Дальнейшее развитие событий было сильно не в пользу ни Степни, ни McLaren в целом. Было очевидно, что Жан Тодт и Лука ди Монтедземоло затаили обиду. Ухудшало ситуацию для британцев и то, что Макс Мосли, президент FIA тех лет, так же был не в самых хороших отношениях с Деннисом. Во всей этой ситуации McLaren фактически остался один против всех, даже собственный пилот уже к середине сезона начал копать против них. Исход был предсказуем. И после этого уже на базе в Уокинге пришла пора таить обиду. У них отобрали практически гарантированный титул в Кубке Конструкторов за то, что делали все и всегда. Уже после сезона сами британцы подали в суд на Renault с аналогичным обвинением, но там их вежливо послали, считая, что никакой выгоды в Renault из этого не извлекла .Двойные стандарты во всей красе. Еще летом самих McLaren наказывают за точно такое же нарушение, которого в той системе неофициальных взаимоотношений считай что и не было, а теперь по их же просьбе аналогичный запрос отвергают. Рон Деннис явно знал заранее, что Renault не накажут, поэтому пытался бросить все силы, чтоб гонщик Ferrari не стал чемпионом, чтоб хоть как-то восстановить справедливость в собственном понимании. Эта ситуация с точки зрения мотивации разительным образом отличается от нынешней, Тото Вольф боролся исключительно за свое эго, свою репутацию самого успешного управленца и, возможно, за какое-то обязательство перед Mercedes или лично Льюисом, о котором мы не знаем. Рон Деннис же боролся, как ему казалось, за более высокие материи, что в принципе похоже на него, учитывая его ревностное отношение к справедливости во всем и среди всех. После этого такое излишне формальное и даже отчасти мудацкое отношение к прочтению и исполнению правил уже не кажется как минимум мудацким. В FIA сами виноваты, что довели до этого, и BMW, и Williams могли пасть случайными жертвами формальностей исключительно по их вине.

 

На этом, пожалуй, все. Спасибо за внимание, поздравляю всех с завершившимся сезоном и с предстоящими праздниками. Берегите себя и любите наш прекрасный спорт.

 

https://zen.yandex.ru/media/id/5c9aec3eda4c4d00b4a1771a/protestnoe-dvijenie-61b70e46bdb0d25ec4adc678

8 Отзывов