16.06.2021 17:23
Накануне в Pirelli опубликовали результаты расследования отказов шин Лэнса Стролла и Макса Ферстаппена в Баку, ставших причиной двух опасных аварий. Шинники выяснили, что «в каждом случае произошёл разрыв по окружности внутренней боковины, который может быть связан с условиями эксплуатации шины, несмотря на формальное соблюдение командами предписанных стартовых параметров – минимального давления и максимальной температуры термочехлов».
После изучения обстоятельств случившегося специалисты Pirelli пришли к выводу, что причиной аварий стали не производственные дефекты и даже не порезы посторонними предметами, а стремление команд снизить давление в шинах ради улучшения сцепления. Как стало известно, итоги разбирательства подтолкнули FIA совместно с поставщиком резины разработать новые протоколы по контролю за действиями команд.
Давление в шинах прежде измерялось один раз – непосредственно перед установкой колёс на машину, и в командах делали всё, чтобы на дистанции оно было меньше, чем рекомендовано Pirelli. После инцидентов в Баку FIA и Pirelli согласовали новую техническую директиву для мониторинга параметров по ходу гоночного уик-энда – и информировали об этом команды.
Теперь давление и температура шин будут измеряться неоднократно, а командам не разрешат делать большую паузу между снятием термочехлов и выездом машины из боксов, что прежде использовалось для снижения давления в шинах – его измеряли при надетых термочехлах, потом шины остывали, давление снижалось – и машина выезжала на трассу.
Новый протокол вступит в силу уже во Франции. В Pirelli составили контрольную таблицу, связывающую температуру шин с давлением - именно по ней и будет проводиться контроль.
Сначала температуру шин измерят в боксах по ходу сессий, а после их окончания FIA вновь проверит шины, чтобы установить, соответствует ли давление ожиданиям Pirelli. Шине дадут остыть, потом разогреют в термочехле до 80° C – и вновь проверят давление. Если результат не будет соответствовать данным Pirelli, о нарушении будет сообщено стюардам.
Также будут введены дополнительные проверки инфракрасными камерами – это позволит гарантировать, что команды не перегревают шины термочехлами, чтобы за счет этого пройти контроль давления, а в дальнейшем получить более низкую величину.
На тренировках и в начале квалификации такие проверки будут случайными, но станут обязательными для всех участников финала квалификации и финишировавших в гонке.
До 12 июля команды должны установить специальные клапаны для быстрого контроля давления, после чего стюарды будут получать информацию обо всех командах, у которых давление на 0,1psi (0.07ат) ниже рекомендованного Pirelli.
Кроме того, теперь командам запрещено менять состав и влажность газа, что тоже может использоваться для изменения давления, когда машины едут по трассе. Эти поправки могут сказаться на расстановке сил, ведь в Red Bull в решающий момент квалификации охлаждали шины, заранее снимая термочехлы.
Отметим, что в официальных документах – как от Pirelli, так и от федерации – нет ни одного слова прямых обвинений в адрес Red Bull или Aston Martin по поводу нелегальных действий. Но сам тон директивы не оставляет сомнений, что вопрос именно в этом.
Какие же существуют уловки в борьбе за понижение давления – включая и те, что сейчас уже объявлены вне закона?
Фокус с «грелками»
Как известно из школьного курса физики, при нагревании в замкнутом объеме давление воздуха растет. Потому есть прямой резон нагреть шину перед тем, как проводить проверки.
Много лет назад FIA запретила командам прогревать резину перед замером до нереальных значений – именно поэтому сейчас действует лимит для термочехлов в 80 градусов.
При этом команды все равно пытаются разогреть слики для прохождения контроля – а затем максимально быстро охладить их, чтобы получить преимущество за счет более низкого давления после выезда на трассу.
Наверняка многим знакома картина (особенно часто ее можно увидеть в квалификации), когда термочехлы сдергивают с машины буквально за секунду до того, как пилот выезжает на пит-лейн.
Однако есть хорошо известный прием с более ранним снятием «грелок» в гараже. Недавно Льюис Хэмилтон даже обратил внимание на то, как соперники из Red Bull действовали в Испании.
«Если вспомнить, в тот раз всех обязали держать чехлы надетыми в квалификации, – сказал он в интервью Sky F1. – Но Red Bull их сняли, тогда как все остальные – нет. Думаю, правила должны быть одинаковыми для всех».
С Гран-при Франции подобная практика официально объявлена незаконной.
В директиве сказано: «Удаление термочехлов в тот момент, когда шины еще не установлены на автомобиль, а равно их несвоевременное удаление после установки шин или задержка с выездом из гаража без явных причин после удаления чехлов будет считаться попыткой охладить шины.
Команды обязаны озвучить причину во всех случаях, когда имели место задержки более 30 секунд или регулярные задержки с выездом».
Свобода действий
Датчики давления в шинах (см фото справа) калибруются Pirelli и опечатываются FIA. Но даже это не останавливает команды от попыток изменить установленные параметры, пусть даже незначительно.
Прежде сформировалась практика, когда при контроле учитывалась возможность расхождения между разными комплектами шин – и при обнаружении небольшого отличия от минимума команде разрешали просто немного докачать шину.
Сейчас порядок становится более жёстким, потому никаких допусков при измерениях больше не будет.
«Команды обязаны закладывать дополнительный запас [давления], чтобы шины всегда оставались в установленных пределах», – гласит директива.
Команды и дальше будут подкачивать шины, но теперь о случаях значительных или систематических отклонений станут сообщать судьям.
«Перегрелки»
Казалось бы, когда режим работы термочехлов установлен, здесь сложно что-либо выгадать. Но в Формуле 1 не бывает мелочей. Если использовать «грелки» на протяжении долгого времени, это тоже в состоянии принести небольшую выгоду.
Новая директива FIA ограничивает подобные действия – с Гран-при Франции длительный прогрев оказывается под запретом. Шины можно будет нагревать только для той сессии, в которой их планируется использовать.
Такие вещи, как ночной прогрев до более высокой температуры, останутся в прошлом. Теперь чехлы должны быть выключены на протяжении всего времени, кроме оговоренного Pirelli.
Кроме того, при прогреве «контрольные дисплеи температуры ["грелок"] должны быть постоянно включены и хорошо видны».
Газовая история
Было бы странно, если бы в высокотехнологичной Ф1 не придумали способ воздействовать на давление в шинах. Ответом здесь стали специальные газы, имеющие собственные характеристики температурного расширения.
Команда накачивает ими шины – и получает более сильное падение давления при остывании. Это решение также под запретом уже некоторое время.
В регламенте сказано: «Любые изменения состава газа, которым накачивается шина, а равно и повышение его влажности ради снижения давления, не допускается.
Запрет распространяется как на повышение, так и на понижение влажности газа, а равно добавление твердого, жидкого или газообразного вещества».
Также FIA напомнила командам о необходимости строго соблюдать требования статьи 12.5.1 Технического регламента: «Запрещены любые доработки [шин], включая нанесение прорезей, канавок, нанесение растворителей и пластификаторов».
Нет сомнений, что боссы Ф1 решили всерьез разобраться с нарушителями. Однако стоит отметить, что начиная с 2022 вся эта многолетняя сага в любом случае окончится, поскольку вступит в действие совершенно иная система контроля, и на все машины будут установлены стандартные датчики FIA, позволяющие в режиме реального времени беспрерывно отслеживать температуру и давление в шинах.