Увертюра Джордана вокруг Mercedes-Ineos

19.09.2020 19:30

 

Увертюра (фр. ouverture от лат. apertura «открытие; начало») — инструментальное вступление к театральному спектаклю, чаще музыкальному (опере, балету, оперетте), но иногда и к драматическому...

 

Имя сэра Джима Рэтклиффа не слишком известно гоночным болельщикам. Между тем, именно он может стать новым владельцем сильнейшей команды Ф1 - по слухам, химический концерн Ineos за 700 миллионов фунтов собирается выкупить действующего чемпиона!

 
Кто же такой Джим Рэтклифф?

Выходец из самой обычной семьи провинциального Ланкашира, 67-летний предприниматель получил образование инженера-химика в университете Бирмингема и по сей день ведет дела в этой отрасли. Позже он прокачал навыки менеджмента в Лондонской бизнес-школе.

В 1998-м Рэтклифф основал компанию Ineos, которая стала быстро расширяться, поглощая конкурентов. Одной из важных сделок стал выкуп бывших активов BP (до 2001 года именуемой British Petrolium).

В 2017 году в структуре Ineos произошли качественные перемены: инвестировав 1 миллиард фунтов, компания создала собственное автомобильное подразделение для выпуска полноприводной модели Grenadier на узлах Land Rover Defender. Кроме того, Рэтклиффу принадлежит бренд одежды для мотоциклистов Belstaff.

И вот однажды сей бизнесмен приехал на один из Гран-при Ф1 в качестве гостя одного из спонсоров. Во время уик-энда у него состоялся небольшой разговор с Тото Вольффом – и этого хватило, чтобы оба быстро убедились в схожести взглядов. После этого до сделки было уже рукой подать. 

В декабре 2019-го было объявлено о создании нового подразделения Mercedes-Benz Advanced Science. Вообще говоря, это было сделано для того, чтобы вывести существенную часть сотрудников и ресурсов из-под новых бюджетных ограничений Ф1... Однако одновременно эта структура должна была помогать яхтенной и велосипедной программам Ineos.

А спустя ещё пару месяцев Ineos и Mercedes анонсировали то самое пятилетнее спонсорское соглашение, презентацию которого мы лицезрели перед началом предсезонных тестов Ф1 весной этого года.

Однако, прошло полгода, как вдруг возникли слухи, что Ineos якобы собирается... не много ни мало саму Mercedes-AMG Petronas Formula One Team! Да-да, то есть команду тех самых чемпионов, которые во главе с Хэмилтоном вот уже седьмой год насилуют весь пелетон.

И откуда же взялись эти самые слухи? Ну конечно же их распустила первая бабка на деревне Эдди Джордан, который уже много лет славится своей информированностью.

«Право собственности на команду перейдет к сэру Джиму Рэтклиффу [руководителю компании] и Ineos, - заявил тогда Эдди. - Команда будет называться Ineos, но её база останется в Брэкли, а Mercedes сохранит долю в 30%. Тото Вольфф отойдёт от руководства, поскольку добиться большего уже невозможно.

Тото заслужил репутацию одного из лучших руководителей команд в истории спорта. То, чего он достиг с Mercedes, ставит его в один ряд с Роном Деннисом в McLaren и Жаном Тодтом в Ferrari, но всё хорошее однажды заканчивается».

 

 

Разумеется, в Мercedes не могли промолчать в ответ на подобное громкое заявление, и Вольфф выступил лично, назвав все эти слухи выдумками: «Понимаете, люди хватаются за какие-то разрозненные сведения и на их основе сочиняют истории. У нас прекрасные отношения с компанией Ineos, мы вместе работаем над рядом высокотехнологичных проектов, среди которых яхтенная команда, принимающая участие в регате «Кубок Америки», и велокоманда. Это сотрудничество носит взаимовыгодный характер, у нас и у наших команд одинаковые цели – именно поэтому мы партнёры. А всё остальное – не более чем спекуляции.

У концерна Daimler нет намерений продавать команду, а Ineos не собирается приобретать контрольный пакет акций команды и менять её название. У меня тоже нет причин отказываться от моей доли в команде, так что это всё выдумки.

С будущим команды есть полная ясность, она останется Mercedes-AMG Petronas, и тут никаких изменений не предвидится».

 

Однако основатель и бывший руководитель команды Jordan продолжил настаивать на том, что его сведения вполне себе достоверны. 72-летний Джордан принял участие в программе Formule 1 Cafe, которая выходит на голландском телеканале Ziggo Sport, и по ходу разговора один из ведущих – Роберт Дорнбос, бывший гонщик Формулы 1 – задал ему вопрос: есть ли вероятность, что Тото Вольфф не будет продлевать контракт с Mercedes и в следующем году перейдёт в команду Aston Martin, принадлежащую Лоуренсу Строллу?

 
«Такая вероятность есть, – ответил неугомонный Эдди. – Но единственное, в чём я уверен, так это в том, что Ineos купит команду Mercedes. Тото – феноменально успешный менеджер. Но пришло время, когда он должен уйти. Он уже выиграл всё, что только можно. А также создал целый миф вокруг Льюиса Хэмилтона и этой команды.

Нужно помнить, что в жизни бывают хорошие времена и времена очень плохие. И для Тото сейчас настал самый подходящий момент. Будь я его советником, я бы сказал: «Тото, уходи из этой команды, пожалуйста. Забери деньги, которые тебе предлагают. Потом сделать это будет уже сложнее».

 

Но давайте разберёмся - действительно ли Рэтклифф хочет выкупить Mercedes F1?

В спорте Джим покупает тех, кто успешен и твердо стоит на ногах – собственно говоря, так же он поступает и с любыми другими активами в бизнесе. Покупка всегда осуществляется через сделку поглощения с последующим переходом на собственный стиль менеджмента. 

Сейчас у Рэтклиффа, нет сомнений, существует интерес к Ф1 – точнее, к выкупу доли в ее сильнейшей команде. Собственно, именно по этой причине он и ведет дела именно с ней. 

Учитывая автомобильный бизнес Ineos, партнерство с брендом Mercedes в целом выглядит максимально логичным – хотя первые образцы Grenadier и оснащались моторами BMW.

Но Ineos уже показала интерес к штутгартской компании, для начала выкупив у нее французский завод Smart в Амбаше для производства своих внедорожников.

Какую же долю в Mercedes F1 реально заполучить Ineos, если Рэтклифф всё же захочет это сделать?
Сейчас 60% акций команды принадлежат концерну Daimler AG, еще 30% – лично Тото Вольфу, владельцем оставшихся 10% до недавнего времени был Ники Лауда. Такая структура сформировалась вскоре после введения Вольфа в совет директоров и более не менялась.

Пакет Лауды после его смерти оказался в подвешенном состоянии, и с их выкупа Ineos проще всего начать, если конечно Рэтклифф решит-таки перейти к действию.

 


На самом деле, главный вопрос здесь не в том, будет ли что-то приобретать Ineos, а думает ли Mercedes сохранить своё присутствие в Ф1. Марка доминирует в чемпионате с 2014 года – нет сомнений, что и в нынешнем сезоне ей достанутся оба титула. 

Автопроизводители, как мы знаем, имеют привычку регулярно подвергать ревизии собственные гоночные программы. И даже самые громкие успехи на трассах никому ничего не гарантируют на будущее. 

В то же время, подпись под Договором Согласия накладывает на команду обязательство выступать в чемпионате – хотя совсем не обязательно с одним и тем же собственником. 

Сейчас для Daimler AG выступления в ф1 не являются большой финансовой ношей: призовые и спонсорские деньги заметно снизили бюджетную нагрузку. И это еще без учета поступлений от моторостроительного отделения HPP.

Введение с 2021 года бюджетного лимита даже на фоне снижения доходов  (из-за перераспределения призовых) приведет к сокращению трат и потенциально может даже сделать команду прибыльной. 

Потому выглядит маловероятным, что после стольких лет серьезных инвестиций в Формулу 1 Mercedes (в частности, в лице главы концерна Ола Калениуса - на фото справа) захочет именно сейчас вдруг продатьсвою  команду. 

Так что в обозримой перспективе 10% акций Лауды – это по сути всё, на что смогут претендовать Ineos и ее босс.

 

А как же Джордан? - спросите вы. - Он же частенько оказывался прав!

Да, было дело, предсказания Джордана иногда попадали в цель. Но точно так же несколько из его "я абсолютно уверен" промахивались мимо цели... К примеру, Хэмилтон до сих пор не перешёл в Ferrari. Равно как и Боттас, которому Эдди уже который год предсказывает скорейшее увольнение из Mercedes, до сих пор сохраняет своё место, и сохранит его в том числе и на следующий год. А вот Верляйна, которого Эдди называл "Великим будущим Mercedes", в команде как раз как не было, так и не будет.

Так же Эдди не верил в переход Феттеля в Racing Point, а как мы сейчас все имели возможность убедиться - именно там Феттель и окажется в следующем году. С Феттелем у Джордана вообще дела не клеялись. Он убеждал всех, что Mercedes ведёт переговоры с Феттелем, но этого не было. После он уверял, что "Феррари нужна Феттелю, а Феттель нужен Феррари" - но Феррари берёт и увольняет Зебастиана.

Да и про скорейший уход Mercedes из Ф1 Эдди начал убеждать всех ещё в 2017 - но на дворе 2020, а "Серебристые" до сих пор здесь и до сих пор исправно надирают всем задницы.

В общем... Однозначно не стоит беззаговорочно верить всему, что говорит Джордан. Но прислушиваться всё же надо - как знать, а вдруг на этот раз Эдди вопреки всему всё-таки окажется прав?

 

По материалам   


* Отредактировано автором 19.9.2020 в 20:21
13 Отзывов