Парный провал «Феррари» в гонке. Краткая история вопроса

04.09.2020 12:57

Сразу после бельгийской гонки нынешнего сезона все новостные агентства вспомнили о двух гонках относительно недавнего прошлого.

Одной из вспомнившихся гонок стал Гран-При Абу-Даби 2009 года, когда оба гонщика «Феррари» стартовали и финишировали во втором десятке участников. В той гонке Кими Райкконен с 11-го места на старте потерял одну позицию к финишу, а Джанкарло Физикелла, подменявший получившего тяжёлую травму Фелипе Массу, с 20-го места на старте поднялся лишь на 16-е место.

Второй пришедшей на память гонкой стал Гран-При Великобритании 2010 года, когда Фернандо Алонсо и Фелипе Масса на пару добыли для «Феррари» 14-е и 15-е места на финише. Правда, стартовые позиции были в тот раз у гонщиков «Феррари» не самые плохие: 3-я у Алонсо и 7-я у Массы. А глубокое погружение в итоговом протоколе стало следствием ряда форс-мажорных обстоятельств, в числе которых оказалось и взаимное столкновение гонщиков итальянской команды.

Так что правильнее проводить аналогии нынешней ситуации с Абу-Даби 2009 года. Тогда «Феррари» тоже оказалась просто-напросто неконкурентоспособна в отдельно взятой гонке.

Парный провал Феррари 01

На фото Джанкарло Физикелла едет по ходу Гран-При Абу-Даби 2009 года впереди гонщиков команды «Рено» Фернандо Алонсо и Ромена Грожана. Правда это борьба только за 16-е место… Это место Джанкарло сохранит до конца гонки, только Фернандо всё-таки пропустит вперёд.

И, должен вам доложить, что каких-либо ещё аналогий нынешнему провалу «Феррари» в её длинной истории участия в зачётных Гран-При Ф1 нет. Если за точку сравнения брать именно низкие позиции на старте и низкие позиции на финише. А если принять за допустимое условие низкие позиции гонщиков заводской команды «Феррари» на старте и парные сходы по ходу гонки, то появляется ещё целый один вариант, пригодный для сравнения. Я не зря уточнил про гонщиков именно заводской команды. Ибо мне не составило большого труда найти в первой половине 50-х годов прошлого века несколько случаев, когда двое, а то и трое произвольно выбранных частников, использующих технику марки «Феррари», стартовали из второго, а то и третьего десятка стартового поля и не добирались до финиша. Но упоминать эти случаи в контексте проблем заводской команды некорректно.

А теперь о том самом дополнительном случае, пригодном для сравнения. Дело было на Гран-При Европы 1985 года, состоявшемся на трассе в Брэндс-Хэтч. Это была третья от конца чемпионата мира гонка, и у лидирующего в зачёте гонщиков Алена Проста («МакЛарен-TAG Порше») уже появились некоторые гоночные расклады, позволявшие ему стать досрочным чемпионом мира уже после отчётной гонки. Единственным оппонентом француза в борьбе за титул был гонщик «Феррари» Микеле Альборето. Он отставал от Проста на 16 очков, при максимально возможном получении 9 очков за гонку. Техника «Феррари» была весьма конкурентоспособна в начале того сезона, что позволило и команде и её гонщику даже некоторое время возглавлять конструкторский и личный зачёты. Но в ходе гонки обновлений по ходу сезона «Феррари» в погоне за скоростью утратила надёжность техники, что и привело команду к положению догоняющих в обоих зачётах к моменту отчётной гонки. Одной из бед «Феррари» был квалификационный двигатель. В те времена в квалификациях использовались специальные форсированные движки с огромной мощностью и небольшим ресурсом, которого хватало в среднем на пару быстрых попыток. Так вот к концу сезона у «Феррари» ресурса движка не хватало при максимальной отдаче даже на одну полноценную попытку. Команде приходилось «придушивать» свой силовой агрегат ради повышения его надежности. Трасса в Брэндс-Хэтч оказалась тем самым «крепким орешком» (не в первый раз по ходу сезона), когда технический штаб команды не смог отыскать оптимальный компромисс между мощностью движка и его надёжностью. И гонщики команды на пару (как это уже бывало ранее в сезоне) отправились в глубину стартового поля: претендент на титул Микеле Альборето квалифицировался на 15-м месте, его партнёр по команде Стефан Йоханссон – на 13-м.

Правда, по ходу гонки гонщики «Феррари» достаточно легко пробились в зачётную зону (Йоханссон – 4-й, Альборето – 6-й). При этом Альборето даже некоторое время ехал впереди Проста, т.е. незначительно, но отыгрывался в чемпионате, продлевая виртуальную интригу в деле определения чемпиона мира как минимум ещё на одну гонку. Но вскоре двигатель на машине итальянца стал терять мощность, а потом и вовсе загорелся. А ближе к концу гонки отказал генератор и на машине Йоханссона, который до схода продолжал удерживать 4-е место. Так «Феррари» получила «баранку», упрочив фундамент грядущего окончательного поражения от «МакЛарен» в Кубке конструкторов, а Ален Прост, приехавший к финишу на 4-м месте, в том числе получивший две позиции в подарок от сошедших гонщиков «Феррари», стал недосягаем для Микеле Альборето и оформил свой первый чемпионский титул.

Вот такая вот дополнительная история досадного поражения команды «Феррари» как в отдельно взятой гонке, так и в чемпионате мира в целом.

Парные провалы Феррари 02

Микеле Альборето один из трёх гонщиков, которые в период с 1980 года до пришествия в «Феррари» Михаэля Шумахера реально боролся за титул в составе итальянской команды. Остальные двое – Дидье Пирони (1982 год) и Ален Прост (1990 год). Как и все остальные Микеле довольствовался вице-чемпионским титулом.


Автор заметки: ROMAN grosjean (июль 2020 года).


* Отредактировано автором 4.9.2020 в 12:58
1 Отзыв