Миф о силе «Феррари» в сезоне-2018. Разоблачение. Часть 1.

23.01.2019 17:11

Бытует стабильная убежденность среди значительной части болельщиков Ф1, что Себастьян Феттель с треском проиграл чемпионат мира 2018 года, имея в своём распоряжении лучшую технику на протяжении бОльшей части сезона… И не просто лучшую технику, а технику практически во всех составляющих компонентах намного более лучшую, чем у «Мерседес».  Но так ли это? Давайте пошагово разбираться…

 

Предисловие.

Авторский пошаговый анализ сезона или, по крайней мере, бОльшей части сезона (до наступления тех этапов, когда неоспоримое и весьма значительное техническое превосходство «Мерседес» стало бьющим в глаза очевидным фактом) разбит на несколько частей ввиду предполагаемой итоговой ёмкости.

Некоторые события более поздних этапов сезона, а также некоторые причинно-следственные связи, выявленные в моём авторском понимании в более поздние моменты, заставили по-другому взглянуть на некоторые события более ранних этапов, вплоть до их полного переосмысления.

Пошаговый анализ сезона не включает в себя квалификационных заездов, так как в квалификации в основном определяется лишь умение той или иной техники извлекать максимально быстрое время на одном круге из наиболее мягких для конкретных трасс типов шин. Анализ гоночных событий в этом плане и интересней и достоверней в части сравнения силы разной техники.

Также пошаговый анализ сезона не включает в себя работу команд по ходу пятничных и субботних практик, ибо без наличия перед глазами подробных и актуальных программ испытаний, корректный анализ всей этой работы невозможен.

В процессе анализа автор материала просматривал покруговки гонок, их пошаговые хроники на русскоязычных и иностранных сайтах, а также видео гонок и комментарии представителей команд и гонщиков на иностранных сайтах. Т.е. открытые и доступные ресурсы. Ввиду скучности и нечитабельности материала, перегруженного цифрами и подробными объяснениями, что в этих цифрах к чему, материал представлен в оптимально сокращённой форме с итоговыми авторскими выводами и только с самым необходимым минимумом наиболее важных подтверждающих выводы цифр. Кто усомнится и захочет проверить автора, покруговки, хроники и видео тому в руки!

Ну! Начинаем!

 

Часть 1. Австралия и Бахрейн (если бы в «Мерседес» работали тактики 80-го уровня).

Миф о силе Феррари часть 1-00

Гран-При Австралии 2018 года.

Событие, определившее победителя гонки.

В «Феррари» применили тактику оттянутого пит-стопа для Себастьяна Феттеля, благодаря чему немец вышел в лидеры гонки после более раннего пит-стопа основного конкурента в лице гонщика «Мерседес» Льюиса Хэмилтона . Воспользовавшись очень кстати подвернувшейся возможностью провести свой пит-стоп во время действия режима виртуального сейфити-кара, Себастьян сохранил лидерство в гонке (что ему совершенно не светило при штатном течение гонки) и довёл дело до итоговой победы.

Причина, по которой всё случилось так, как случилось.

После проведения собственного пит-стопа прежний лидер гонки Льюис Хэмилтон оказался в 14 секундах позади Себастьяна Феттеля. Свежий «софт» позволял британскому гонщику иметь более высокий темп, чем у немца с его стареющим «ультрасофтом». В это время командный мостик «Мерседес» получил от специальной вспомогательной компьютерной системы ложную, вследствие сбоя в программном обеспечении, информацию о достаточности 15-секундного отставания Льюиса от Себастьяна для гарантированного при любых гоночных обстоятельствах возврата лидерства после пит-стопа конкурента из «Феррари». В соответствии с внутрикомандной инструкцией расчётное значение было уменьшено в обеспечение трёхсекундного гарантийного запаса, и Льюису Хэмилтону сообщили о необходимости соблюдать дистанцию в 12 секунд от лидера гонки. Льюис выполнил указание. А Себастьян Феттель во время своего пит-стопа потерял по отношению к сопернику из «Мерседес» всего 9,7 секунды…

Анализ грубой тактической ошибки командного мостика «Мерседес».

Одним из вариантов «любых гоночных обстоятельств» является пит-стоп соперника во время действия режима виртуального сейфити-кара. Этот режим действует в Ф1 уже не первый год и изучен вдоль и поперёк. В том числе, имеются подтверждённые статистикой данные о том, что гонщики, совершающие в это время пит-стоп, в большинстве случаев теряют по отношению к оставшимся на трассе конкурентам от 15 до 10 секунд, а минимальные потери составляли в редких случаях до 9,5 секунд. Поэтому, расчёт вспомогательной системы должен был сразу вызвать недоверие с точки зрения «гарантийного обеспечения возврата лидерства». И даже «гарантийный трёхсекундный запас по инструкции» не перекрыл всех рисков. И где только был коллективный мозг командного мостика «Мерседес»?

Миф о силе Феррари часть 1-01

Тото: И откуда только взялись эти 15 секунд? Чем мы думали?

Недоиспользованные возможности техники «Мерседес» в указанной гонке.

Проведённый автором материала анализ покруговки гонки показал, что сконцентрировавшийся на выполнении командного указания Льюис Хэмилтон к моменту введения режима виртуального сейфити-кара потерял по отношению к собственному реально доступному темпу около трёх секунд. И вместо 11,3 секунд фактического отставания от Себастьяна Феттеля, мог бы находиться в интервале между 9-ю и 8-ю секундами отставания (сам Льюис, кстати, говорил об этом после гонки, а он свои возможности и возможности своей техники знает лучше кого бы то ни было). Ни о каком сохранении лидерства гонщиком «Феррари» в этом случае говорить не пришлось бы.

Победа Льюиса Хэмилтона и «Мерседес» стала бы делом техники. Если помните, Себастьян после пит-стопа сдерживал Льюиса как пробка в бутылке, так что более высокий темп гонщика «Мерседес» на этой стадии гонки не вызывает сомнений. И даже если в конце гонки британцу пришлось бы экономить расход топлива, либо следить за перегревом двигателя, большой проблемой это не стало бы. Особенно на такой труднообгонной трассе, где Фернандо Алонсо более 20-ти последних кругов гонки сдерживал на «МакЛарен» натиск Макса Ферстаппена на «Ред Булл». А ведь разница в уровне техники в последнем случае по любому была выше, чем между «Мерседес» и «Феррари».

Миф о силе Феррари Часть 1-02

Льюис: И откуда только взялись эти 12 секунд? На фига я их вообще слушал?

 

Гран-При Бахрейна 2018 года.

Событие, определившее победителя гонки.

Командный мостик «Феррари», оказавшись перед фактом, что изначально запланированная для их гонщиков тактика с двумя пит-стопами (с переходом на «софт» и последующим возвратом на «суперсофт»), неэффективна против тактики «Мерседес» с одним пит-стопом (с переходом на «медиум» до конца гонки), проявил тактическую гибкость и оставил Себастьяна Феттеля, совершившего пит-стоп самым первым из гонщиков двух указанных команд, на комплекте «софт» до конца гонки. В «Мерседес» в возможность такого сценария изначально не верили. А когда убедились по факту, было уже поздно.

Причина, по которой всё случилось так, как случилось.

Изменение тактики «Феррари» стало вынужденной мерой. Гонщики «Мерседес» продемонстрировали минимум одинаковый, а максимум более высокий темп на шинах более жёстких, чем у гонщиков «Феррари». Два пит-стопа в этом случае были тупиковым вариантом. Ну а в «Мерседес» на основании тех же самых исходных данных сделали вывод о возможности настолько лёгкой победы, что позволили Вальтери Боттасу, в силу обстоятельств представлявшему в этой гонке «Мерседес» первым номером, серьёзно недоиспользовать возможности техники. В отношении же Льюиса Хэмилтона, стартовавшего только с 9-го места стартового поля (неудачная квала плюс штраф за замену коробки передач) был совершён тактический просчёт другого рода, который не позволил более серьёзно нагружавшему свою технику британцу претендовать на что-то более высокое, чем третье место.

Миф о силе Феррари Часть 1-04

Тото: Мои веки не тяжёлые… Я не засыпаю… Я способен оперативно принимать верные тактические решения… Мы всех победим…

Анализ грубых тактических ошибок командного мостика «Мерседес».

Собственно, смысл тактической ошибки в части автомобиля Вальтери Боттаса полностью передан в известной поговорке: «Не стоит делить шкуру неубитого медведя». В «Мерседес» действовали по принципу: всё равно гонщики «Феррари» останутся позади после своих вторых пит-стопов, поэтому уже сейчас мы не будем напрягать нашего финского труженика руля, а напротив, заставим его расслабиться (поберечь ресурсы лимитированных элементов автомобиля). А более правильным решением было бы сначала заставить Вальтери поднапрячься, а по факту совершения обоими гонщиками «Феррари» своих вторых пит-стопов дать указание о расслабоне в безопасном с точки зрения исхода гонки объёме. Пояснения насчёт вероятного второго пит-стопа для Себастьяна Феттеля будут даны в разделе «Недоиспользованные возможности техники «Мерседес» в указанной гонке», а сейчас я хочу сразу перейти к тактической ошибке командного мостика «Мерседес» в части Льюиса Хэмилтона.

Если рассматривать действующего чемпиона мира автономно, то смысл в его гораздо более позднем, чем у партнёра по команде и у гонщиков «Феррари» пит-стопе, может и был. Льюис работал с резиной типа «софт», на которой он стартовал, очень ровно и совершенно ничего не терял по отношению к своему собственному темпу. Но если рассматривать Хэмилтона комплексно с остальными гонщиками двух топ-команд… До проведения всех более ранних пит-стопов Льюис на более жёстких шинах по темпу был как минимум не хуже остальных, а то и превосходил. А вот после пит-стопов конкурентов, независимо от типа шин, на который они перешли, Льюис стал им проигрывать. И как! От полутора секунд сначала до 2,5 секунд спустя несколько кругов! В общем, авторский анализ покруговки гонки показал, что если бы пит-стоп Хэмилтона состоялся на 21-м круге (т.е. на следующем круге после пит-стопа Боттаса), а не на 26-м по факту, то британец выиграл бы по отношению к самому себе целых 11 секунд. И вряд ли эта серьёзная прибавка к концу гонки сошла на нет только из-за того, что «медиум» Льюиса был бы на пять кругов старше.

Недоиспользованные возможности техники «Мерседес» в указанной гонке.

Про Льюиса Хэмилтона уже сказано выше и это практически исчерпывающая информация. Для правильного понимания этой информации, сначала нужно прочитать про неиспользованные возможности Вальтери Боттаса.

А неиспользованные возможности финна были колоссальны. Вальтери в этой гонке имел две ярко выраженные и легко читаемые в покруговке гонки зоны снижения темпа. С 23-го по 30-й круги финн сбросил свой темп относительно доступного для самого себя в среднем почти на 0,9 секунды с круга, а с 31-го по 43-й круг добавил к указанному уровню регресса ещё в среднем по 0,4 секунды с круга. Если всё это пересчитать на секунды и темп относительно Себастьяна Феттеля, получатся просто гигантские по меркам Ф1 цифры и предположительно чистый обгон Боттасом Феттеля где-то в районе 30-го или 31-го круга. И даже если предположить, что Себастьян в ответ взвинтил бы свой темп (ибо запас, как понимаете, был), то это означает, что второго пит-стопа немецкий гонщик, вследствие увеличившегося износа шин, никак не избежал бы и, так или иначе, оказался бы позади Боттаса.

Но даже если не считать мерседесовского финна на том этапе чемпионата формулическим Геркулесом, а просто пересчитать покруговку для Вальтери со средним темпом на 0,1 секунды хуже, чем у Льюиса после его перехода на «медиум» (ведь то – Льюис, а это – какой-то Вальтери), то и здесь получим прессинг на заднее антикрыло Себастьяна, начиная примерно с 36-го или 37-го круга. Опять-таки достаточно, чтоб заставить Феттеля либо сдать позицию, либо убить шины, что опять-таки означает сдачу позиции.

Ну и в заключение опять о Льюисе. Если помните, то в районе тех кругов, когда «Мерседес» ожидал второго пит-стопа Себастьяна, британец был где-то в 17 секундах позади и после предполагаемого пит-стопа немца оказался бы примерно в четырёх секундах впереди. Но у отстающего соперника были бы шины на две ступени мягче и совершенно свежие. Кто его знает, чем бы там всё закончилось. Вон, на следующем этапе в Китае гонщики «Ред Булл» рвали «Мерседес» и «Феррари» как Тузики рвут грелки (правда, там предварительно все отрывы уничтожил сейфити-кар). Так вот, в альтернативной вселенной без тактических ошибок командного мостика «Мерседес» запас Льюиса относительно Себастьяна увеличился бы ещё на 11 секунд. А это уже был бы гарантированный дубль «Мерседес». В порядке Боттас – Хэмилтон.

А то ведь кто-то говорит, что, мол, «Фуры» стартовали в полном составе с первого ряда… И выиграли гонку... Слава им - сильным!!! А дубль «Мерседес» был бы реален, не занимайся этот «Мерседес» откровенным разгильдяйством. Суммарно 21 круг с темпом Боттаса творилось чёрт знает что по велению командиров. А это 37 процентов дистанции, между прочим. Шесть кругов «убивали» Хэмилтона темпами, которые и не снились «медленно убиваемому» Боттасу.  И завершилось всё трудным удержанием победы Себастьяном Феттелем с преимуществом в несколько десятых секунды над одним «Мерседес» и в несколько секунд над другим… Умоляю Вас. «Мерседес» должен был сожрать «Феррари» со всеми косточками. Но медведь спал, когда мимо коза скакала.

Миф о силе Феррари Часть 1-05

Вальтери: Что за нафиг? Как?!

Льюис: А что вообще в центре подиума делает этот, в красном комбинезоне?

P.S. Если кто-то реально захочет проверить автора и самолично посмотреть покруговки, то учитывайте, что при расчёте среднего темпа гонщиков на круге я выбраковывал те круги, времена которых очевидно были испорчены преодолением трафика круговых. Это легко просчитывается, когда «просадки» времени круга случаются сначала у одного из близко следующих друг за другом гонщиков, а потом повторяются у другого кругом или двумя спустя, в зависимости от отрыва. Особенно, если в числовом отношении «просадки» почти одинаковые.

(продолжение, может быть, следует…)


Автор заметки: ROMAN grosjean (январь 2019 года).

 


* Отредактировано автором 24.1.2019 в 09:34
41 Отзыв