Смерть борьбе за титул, смерть командной тактике…

07.11.2017 23:19

Кими Райкконену в Мексике не было дано командное указание пропустить Себастьяна Феттеля, находившегося на смежной более низкой позиции в гонке, так как применение КТ уже не могло воскресить шансы немца на чемпионский титул. И такой расклад по ходу гонки – достаточно редкое явление в истории Ф1. В данной заметке приведены два случая из истории Ф1 более-менее похожих на ситуацию, сложившуюся в 2017 году в Мексике.


1973 год.

Накануне Гран-При Италии - третьей от конца зачётной гонки чемпионата, сложилась ситуация, при которой лидер личного зачёта Джеки Стюарт, выступавший за команду «Тиррелл», мог оформить досрочный титул без оглядки на результаты последнего оставшегося оппонента - Эмерсона Фиттипальди из стана «Лотус». Достаточно было шотландцу финишировать не ниже четвёртого места, и результат бразильца становился не важен.

Вскоре после старта гонки у Стюарта возникли проблемы с шинами, и Джеки был вынужден провести ранний внеплановый пит-стоп, который отбросил его в хвост пелетона. Во главе гонки утвердились два «Лотус». Лидировал швед Рони Петерсон, следом шёл Эмерсон Фиттипальди. Подобная картина, когда Эмерсон по ходу гонки находился в кильватере партнёра по команде, была нередка по ходу того чемпионата. И только очень успешный старт Фиттипальди в чемпионате (шесть подиумов, из них три победных, в шести первых гонках чемпионата) на фоне Петерсона, набравшего первые очки только в шестой гонке сезона, давали основание команде раз за разом применять КТ и заставлять сильного и быстрого шведа уступать свою позицию действующему чемпиону мира. И на этот раз Фиттипальди ожидал уже привычного командного указания об обмене позициями. Но командный мостик «Лотус» занял выжидательную позицию. Колин Чэпмэн и компания следили за тем, как Стюарт прорывается из глубины вверх по протоколу. За несколько кругов до финиша Джеки выбрался на вожделенное четвёртое место, судьба титула оказалась решена, и в «Лотус» отказались применить КТ в отношении Петерсона, который и выиграл гонку в Монце.

Этот эпизод, к слову, вызвал серьёзный конфликт между руководством «Лотус» и бразильским теперь уже экс-чемпионом. Фиттипальди в одностороннем порядке прервал переговоры об условиях его выступления в «Лотус» на следующий год и к следующему этапу уже имел на руках контракт на 1974 год с «Мальборо тим Тексако». И надо сказать, что Эмерсон не прогадал. На клиентской технике «МакЛарен» он в составе своей новой команды вернул себе утраченный титул, а вот Петерсон получил в своё распоряжение в следующем году неконкурентоспособную технику «Лотус». С этого и начался застой в карьере талантливейшего супершведа.

Подиум Гран-При Италии 1973 года

1999 год.

Многие из нынешних пользователей Портала помнят или знают, по какой причине Михаэль Шумахер в конце сезона работал на Эдди Ирвайна. Накануне последней гонки сезона в Японии лидеру Личного Зачёта Эдди Ирвайну было важно не проиграть Мике Хаккинену из «МакЛарен» более трёх очков. Но так уж получилось, что Мика на самом старте вырвался в лидеры (до сих пор имеют место споры, а не специально ли Михаэль проиграл тогда старт Мике, очень, наверное, не хотелось немцу, чтоб именно Эдди стал первым после долгого перерыва чемпионом в составе «Феррари»), а затем и выиграл японскую гонку. При таком раскладе проиграть меньше четырёх очков по отношению к Мике было невозможно (за победу в то время давали 10 очков, а за второе место – 6). Михаэль шёл в той гонке вторым, Эдди – третьим. И поскольку обмен местами ничего уже не давал ни одному из гонщиков «Скудерии», то никакого обмена (в отличие от предпоследней гонки сезона, где Шумахер отдал Ирвайну победу) не последовало.

На этом эпизоде закончилась часть карьеры Эдди Ирвайна, связанная с «Феррари», а Михаэль со следующего года открыл новую эпоху своей карьеры и истории «Феррари».

Подиум Гран-При Японии 1999 года

 

И вот сейчас произошёл третий такой случай. Обращает на себя внимание постепенная деградация неразменных результатов. В случае с Петерсоном и Фиттипальди речь шла о победе в гонке, в случае с Шумахером и Ирвайном – о втором месте в гонке, а сейчас Райкконен сохранил за собой только третье место в гонке…

И ещё один интересный нюанс. В обоих рассмотренных исторических эпизодах один из героев неразменного результата конкретной гонки стал чемпионом мира на следующий год. Сопутствующие обстоятельства каждый раз были очень разные, включая и нынешний эпизод, но тем не менее…


Автор заметки: ROMAN grosjean (ноябрь 2017 года).

7 Отзывов