Мнение: в чем главная проблема в истории с обгоном Ферстаппена

25.10.2017 12:59

Безусловно, произошедшее на последнем круге в Остине и последовавший затем штраф в очередной раз обнажили давнюю проблему Формулы 1. С тем, что считать трассой, а что нет, уже давно следовало бы разобраться. Раз и навсегда, четко расставив точки над всеми буквами, которые в них нуждаются. В конце концов, столь бурная реакция была отчасти вызвана именно тем, что даже во время уик-энда в Остине – еще задолго до обгона Макса – этот вопрос вновь стал предметом для дискуссий.

По ходу тренировок многие пилоты экспериментировали с траекторией в предпоследнем повороте, широко выезжая на выходе за белую линию в попытках проехать этот участок трассы быстрее. В самой гонке, во время борьбы на трассе за позиции, за белую линию с внешней стороны также выезжали многие. Так сделал Феттель, обошедший Льюиса Хэмилтона на старте, так сохранил позицию в борьбе с Даниэлем Риккардо Валттери Боттас. Еще готовя атаку на Серхио Переса, срезал трассу и Карлос Сайнс – сам обгон произошел несколькими поворотами позже, но не получил ли испанец преимущества именно благодаря тому, что все-таки выехал за белую линию?

Эпизод с Ферстаппеном, если забыть про имена гонщиков и обстоятельства, был самым простым с точки зрения судейства. Макс покинул пределы трассы, причем с внутренней стороны поворота, по факту – сократив дистанцию. Проще говоря, срезав – и достаточно большой кусок трассы. Причем сделав это в тот самый момент, когда опережал Райкконена.

Это был красивый обгон, и действительно жаль, что после отличной гонки Макс не смог подняться на подиум. Но, как по мне, самое лучшее сравнение, которое тут можно привести – с фантастическим по красоте голом на последних минутах футбольного матча, но забитым из миллиметрового офсайда. Сравнение не мое, кстати. Обгон действительно был шикарен, но сделан он был не по правилам.

Почему после этого высказаться посчитал нужным практически каждый – другой вопрос. Но, возможно многие согласятся с тем, что отчасти это может быть связано с фигурой самого Макса.

У Ферстаппена-младшего уже сложилась в паддоке определенная репутация. Восхищаться его смелыми маневрами – это уже практически привычка. Он вызывает у людей эмоции – что само по себе признак большого пилота. Макс раздвигает границы, под него пишутся правила, вокруг него постоянно возникают споры. У него уже очень много поклонников – в том числе и в самом паддоке.

Пару лет назад в Венгрии Ромен Грожан совершил фантастический обгон в четвертом повороте «Хунгароринга», опередив Фелипе Массу по внешней траектории, но на пару сантиметров вывалившись за пределы трассы. Он был оштрафован. О чем потом в Ф1 тоже горевали и спорили. Но не в таких масштабах, конечно – даже близко.

С этим утверждением можно не соглашаться, но эпизод на последнем круге наверняка не был бы столь резонансным, не окажись одним из его участников Макс.

Так или иначе, исключительно с формальной точки зрения судьи, безусловно, правы. Их тоже часто обвиняют в фаворитизме или, напротив, излишней жесткости по отношению к тому или иному гонщику, но они в спорте исключительно для того, чтобы следить за соблюдением правил. На этот раз правила были нарушены – вот и все. У Макса может быть особенное положение в Формуле 1 с точки зрения промоутеров или публики, но оно не должно таковым быть с позиции судей. Перед законом все должны быть равны.


Другое дело, что пока складывается ощущение, будто в отношении Ферстаппена FIA все-таки ведет себя не слишком последовательно. И дело тут вовсе не в штрафе.

Выведенный из комнаты перед подиумом, Макс наговорил немало лишнего в интервью многочисленным телеканалам. Только сам Гарри Коннелли может знать, есть у него зуб на Ферстаппена-младшего или нет, но он Максом в течение получаса после финиша в Остине был назван и «идиотом» и «дауном» (в голландском варианте было произнесено слово «mongoloid», если кому интересно). Добавил масла в огонь отец Йос, обрушившийся с тирадой на FIA в интернете, а затем потребовавший отставки Чарли Уайтинга в эфире нидерландского телевидения. Но Йос-то – ладно, какой с него спрос? Он участником соревнований не является. В отличие от своего сына.

Макс сказал все это в адрес судьи FIA, исполнявшего свои обязанности. Сказал в рамках регламентированных интервью, в паддоке, в специально отведенной для этого зоне. В микрофоны.

Очень кстати, что Формула 1 теперь отправляется в Мексику. Там в прошлом году в адрес дирекции гонки ругался Себастьян Феттель. Если помните, он тогда просто-напросто послал Чарли Уайтинга по радио, еще даже не успев доехать до закрытого парка. Потом Себ поспешно извинился в интервью – едва получив для этого возможность, но совсем уж бесследно для него тот эпизод не прошел. Совсем скоро в прессе появилась информация о том, что FIA рассматривает возможность применения к Феттелю дисциплинарных санкций. Потому что это тоже нарушение регламента. В нем есть соответствующий пункт о том, что гонщики должны нести ответственность за «любые слова, поступки или заявления в письменной форме, следствием которых станет моральный вред или ущерб FIA, ее структурам, членам или должностным лицам».

Даже если бы штраф Ферстаппену в Остине был выписан неверно или безосновательно, FIA не должна была бы спускать «идиота» и «дауна» на тормозах. Гарри Коннелли, может быть, и не обидчивый человек. Да и называл его плохими словами Макс без упоминания имени. Но вопрос лишь в последовательности.

Феттелю год назад пришлось написать в адрес FIA и Жана Тодта письма с извинениями – даже после того, как они были принесены в эфирах телеканалов. Из последующего заявления федерации можно было сделать вывод, что именно это помогло Себу избежать вызова на Трибунал и наказания. «В свете этих искренних извинений президент FIA решил в виде исключения не применять дисциплинарных мер в отношении господина Феттеля и не выносить это происшествие на рассмотрение Международного трибунала FIA», – гласило сообщение. Феттелю по крайней мере публично устроили головомойку.

Макс Ферстаппен за «идиота» перед FIA и судьей лично пока не извинялся. И пока похоже, что он не просто извиняться даже не собирается – есть ощущение, что FIA и не думает его об этом просить.

Хотя, наверное, все же стоило. Не только потому, что ему пока всего 20 лет, и о пользе хороших манер ему рассказать еще не поздно. Максу очень повезло, что у руля FIA сейчас стоит не его тезка Мосли. Тот в свое время за выпад в адрес федерации выдернул Жака Вильнева в Париж практически прямо с Гран При Канады – канадцу пришлось дважды пересекать океан только ради 10-минутного показательного извинения за свои слова.

Но дело не просто в том, что Максу не помешал бы урок хороших манер. И даже не в том, что пока он морально может считать себя полностью правым – как в эпизоде с обгоном, так и в том, что позволил себе пройтись по FIA и ее представителю в интервью. Дело в том, что в такого рода вопросах федерация просто обязана быть последовательной.

А то и правда может показаться, что перед законом в Формуле 1 все равны, но Макс все же слегка равнее.

Источник

23 Отзыва