Разбор: справедливы ли действия FIA по отношению к Ферстаппену?

23.10.2017 11:43

 

Штраф Макса Ферстаппена уже после окончания гонки вызвал горячую полемику на всех спортивных и околоспортивных ресурсах. Болельщики молодого голландца смешивают с г... грязью Чарли Уайтинга, который, собственно единолично и принял данное решение, болельщики Скудерии не остаются в накладе и смешивают с тем же самого Макса, а заодно и всех его болел, считая, что тот, мягко выражаясь, "совсем оборзел".

Давайте оставим в сторону лирику, и поробуем разобраться, что же произошло на последнем круге гонки в Остине.

 

Итак, для начала, давайте обратимся к регламенту - что сей туманный документ вещает нам об обгонах за пределами трассы? Что, собственно, есть такое - эти самые пределы трассы и где их искать.

Итак, обратимся к п.27.3 Спортивного Регламента последней редакции (от 30.04.17). В нем сказано:

«27.3 Гонщики должны сделать все возможное, чтобы всегда оставаться в пределах трассы и не могут намеренно покидать трассу без объективных причин.

Действия гонщика, который покинул пределы трассы, будут разбираться стюардами гонки, если никакая часть машины не остается в контакте с трассой и, во избежание сомнений, любые белые линии, определяющие кромки трека, считаются частью трассы, а поребрики - нет.

Если машина покидает пределы трассы, гонщик может вновь вернуться на трек, однако, это может быть сделано только тогда, когда это безопасно и без получения каких-либо долговременных преимуществ. По усмотрению директора гонки, гонщику может быть предоставлена возможность вернуть все любое полученное им преимущество, путем возврата позиции».

Основываясь так же на п.38 Спортивного регламента (Инциденты во время гонки), можно сделать следующий вывод: действия пилота, который во время борьбы выехал за пределы трассы (неважно, атакующий или обороняющийся), будут рассмотрены стюардами и директором гонки с тем, чтобы выявить - получил ли пилот преимущество за счет выезда за пределы трассы.

Иначе говоря, хочу разочаровать тех, кто считает, что обгон за пределами трассы уже сам по себе является поводом к наказанию - нет. Согласно регламента - нет. Это является лишь поводом к рассмотрению момента стюардами.

Если гонщик обогнал за пределами трассы, он совершенно не обязательно считается автоматически виновным. Виновным он будет признан лишь после того, как будет доказано, что он получил преимущество. Чем оперируют стюарды во время принятия подобных решений, неизвестно, но однозначно лишь одно: данные инциденты всегда отдаются стюардам на откуп, позволяя, таким образом, выносить решения на свое усмотрение, что в итоге не всегда означает справедливость этих самых штрафов, либо же отсутствия штрафов.

 

Разобрались? Поплыли дальше.

 

Макс

Все началось именно с этого момента, а именно - обгон Ферстаппеном Райкконена на последнем круге гонки.

Давайте сначала посмотрим, выезжал ли Макс за пределы трассы.

 

 

Без сомнений - Макс оказался за пределами трассы всеми четырьмя колесами. Пусть буквально не пару мгновений, но - было. Теперь главное - Макса наказали за то, что он получил за счет этого преимущество. Теперь смотрим видео - обратите внимание на движение рулем Кими слева от Макса.

 

 

Так что мы видим? Макс обгонял в пределах трассы, но Кими вильнул вправо, что вынудило Макса точно так же сместиться правее. Если бы не движение рулем Райкконена, Макс обогнал бы его совершенно чисто. Почему я так в этом уверен? А все просто - это физика. Что проще в повороте при наборе скорости - расширить траекторию или сузить? Увеличить радиус поворота или уменьшить?

Вооот. Максу было проще оставаться в пределах трассы, а не доворачивать рулем внутрь поворота, уменьшая таким образом радиус поворота и усложняя себе ситуацию. Таким образом, выехав за пределы трассы, Макс в сущности не получил никакого преимущества.

Кстати, вон еще один очень любопытный ракурс с камеры на болиде Кими. Обратите внимание на расстояние между колесом Кими и белой линией.

 

 

Кто-то всерьез считает, что там могла поместиться существенная часть машины Макса?

Подытожим. Да, Макс обогнал за пределами трассы. Но его туда, по сути, выдавил Кими. Мы сейчас не будем рассуждать, нарушил ли Кими правила (хотя согласно Регламента, он обязан был оставить место Максу, поскольку переднее колесо голландца находилось впереди заднего колеса финна - см. фо то ниже)

 

 

Скорее всего у финна не было злого умысла, просто он совершенно не ожидал, что Макс рискнет обгонять в таком месте, однако, учитывая все вышесказанное, вполне можно было списать эту ситуацию на гоночный инцидент, как чаще всего стюарды и делают, следуя своим же предписаниям поменьше штрафовать гонщиков и давать им гоняться.

 

Однако, давайте посмотрим, а были ли еще подобные моменты в гонке на СОТА?

Были. И один из них мы рассмотрим ниже, в качестве примера очередной непоследовательности решений стюардов.

 

Себ

Изначально многие болельщики указывали, что Себастьян обогнал Боттаса, выехав за пределы трассы. Давайте посмотрим.

 

 

Как мы видим, Боттаса Себ обогнал совершенно чисто, и тут к нему претензий совершенно никаких быть не может. Претензии здесь к Боттасу, но это уже к делу не относится)

Однако, был еще один момент с Себом, о котором многие совершенно несправедливо забыли, а именно - обгон обладателя поула Хэмилтона на старте гонки.

Тронулись с места лидеры чемпионата примерно одинаково, но затем у Хэмилтона при переключении на вторую передачу случилась пробуксовка, что позволило Феттелю перед первым поворотом оказаться рядом с ним. Далее - первый поворот левый, поэтому пилот, занимающий внутреннюю сторону поворота, имеет преимущество и диктует правила тому, кто идет по внешней стороне.

В нашем случае, Себу не пришлось ни выдавливать, ни оттирать Льюиса. Почему? Потому что он начал тормозить позже Хэмилтона, получив за счет этого более быстрый вход в первый поворот. Да, благодаря этому ему удалось оказаться впереди, но поскольку в поворот немец зашел на большей скорости, то и радиус его поворота пришлось делать большим, что привело....

 

 

... что привело к выезду за пределы трассы. С вертолета прекрасно видно, что Феттель покинул пределы трассы всеми четырьмя колесами.

Давайте разберемся - стоило за это наказывать Феттеля?

Если рассуждать с точки зрения логики Регламента, то имеет значение лишь одно - получил ли он от выезда преимущество.

Предположим, что Феттель попытался бы остаться в пределах трассы. Смог бы он это сделать на такой скорости? Разумеется, нет. Затормозив сильнее, он бы заблокировал передние колеса и вылетел за пределы трассы, потеряв не только лидерство, но и еще несколько позиций. Если бы он начал тормозить раньше, чтобы вписаться в поворот, не покидая пределов трассы, он бы не смог оказаться на столь выигрышной позиции на входе.

Таким образом, получается, что - да, Феттель получил от этого преимущество.

 

Давайте подытожим рассмотренное. Мы имеем две похожие ситуации. В одной пилота наказали, причем быстро. В другой - нет. Да, как мы помним, рассмотрение нарушения Макса началось с подачи Ferrari, которые быстро успели обратить внимание судей на выезд Макса за пределы трассы. В Mercedes этого на старте гонки не стали делать. Так кто же виноват? Мостик мерсов?

Но позвольте. А разве судьи не должны самостоятельно следить за происходящим на трассе?

Вот в этом и кроется суть. Гонка в Остине стала очередным примерном того, насколько неэффективна нынешняя система судейства. За одно и то же нарушение судьи то наказывают, то не наказывают. Некоторые нарушения они не замечают, некоторые судят излишне жестко, а некоторые, наоборот - вообще прощают. Вспомните тот же инцидент в Баку. Феттель очевидно грубо нарушил правила, и судьи просто обязаны были применить жесткие санкции. Но - они простили. Какая разница, извинялся там Себ или не извинялся? Это правила, это регламент - и его обязаны соблюдать все.

Таким образом, как я вижу нынешнюю ситуацию. В ситуауции с обгоном Феттеля на старте гонки, судьи должны были обязать Феттеля вернуть позицию, либо наказать прибавкой 5секунд к пит-стопу.

В ситуации с обгоном Макса, стоило назвать произошедшее гоночным инцидентом, поскольку выезду Макса за пределы трассы предшествовало движение рулем Райкконена. По этому поводу регламент точно так же не допускает двучтения.

Но самый главный вывод. Самый главный. Систему судейства нужно менять. Нынешняя устарела и просто не соответствует необходимым спортивным нормам. Но пойдет ли на это FIA?

Вот это самый большой вопрос.

 


* Отредактировано автором 23.10.2017 в 21:50
58 Отзывов