10.04.2017 01:20
Журналисты его всегда обожали, даже несмотря на то, что иногда он мог быть довольно неприятным (если оказывался не в духе, что случалось исключительно редко!), а иногда - просто невыносимым, как, например, в Хересе в 1997 году, на своей последней в карьере гонке. Разговаривать с ним в тот уик-энд было невозможно, потому что в ответ на любой вопрос сыпались бесконечные фирменные бергеровские шуточки. Пресс-центр, а потом и мы, несколько журналистов, удостоившихся беседы с глазу на глаз, стонали от смеха - и горячо ненавидели милого Герхарда, не желавшего войти в наше положение и понять, что мы пытаемся делать свою работу! Как сказал однажды близкий друг Бергера Чарли Лэм, вместе с которым он выступал в европейском чемпионате супертуризма за команду Schnitzer: «Герхарду нужно, чтобы его жизнь всегда была полна смеха и веселья. Именно поэтому он такой выдающийся мастер «прикладных» шуток, именно поэтому при любых обстоятельствах он старается смеяться».
Однако один раз за тот сумасшедший испанский уик-энд 97-го Бергер был-таки серьезным...
– Герхард, в начале этого сезона вы как-то сказали, что еще не расстались с мечтой стать чемпионом мира. И добавила что до тех пор, пока она не исполнится, из гонок не уйдете. Значит ли ваше решение о завершении карьеры, что вы пришли к выводу о несбыточности вашей мечты? - с этим вопросом я как курица с яйцом носилась весь уик-энд и просто не могла его не задать.
Он посмотрел на меня, прищурившись, потом улыбнулся: «Неужели вы, милая леди, будете вспоминать меня только за мои результаты в гонках?» А потом вдруг стал серьезным:
– Я мечтал стать чемпионом мира - как и любой из тех, кто когда-либо выходил на старт Гран При. Я им не стал. Но почему вы считаете, что от этого я должен чувствовать себя несчастным? Я провел в Формуле-1 14 удивительных лет, и покидаю ее очень богатым человеком. Благодаря Формуле-1 у меня есть все - деньги, слава, победы. Друг.
– И вы уходите без малейших сожалений?
Задумался. Потом ответил тихо:
– Может быть, через полгода я буду искать возможности любой ценой сесть за руль, как наркоман в ломке ищет дозы. Может быть. Но сейчас я ухожу. Потому что чувствую, что - пора.
26 октября 1997 года Герхард Бергер ушел из гонок. И его там так не хватает! Эти слова - не просто дань приличиям. Это - констатация факта. Потому что окончание карьеры Бергера одновременно означало и конец целой эпохи в Больших Призах. Эпохи людей, не боявшихся быть откровенными, быть самими собой. «Современные пилоты гораздо меньше боятся проходить «Красную воду» с педалью газа, утопленной в пол, чем говорить то, что думают, смеяться, когда смешно, и плакать, когда этого хочется», - сказал как-то знаменитый английский обозреватель Найджел Робек. Бергер никогда этого не боялся.
Джеки Стюарт, обожающий высказываться по любому поводу и давать оценки людям и событиям, сказал о Бергере: «У него была потрясающе стабильная с профессиональной точки зрения карьера. Он утвердил себя в роли рубахи-парня, но, тем не менее, у него не было провалов, хотя и особенных взлетов тоже не было. Мне кажется, он считал себя кем-то вроде работяги-ремесленника, а отнюдь не суперзвездой».
– Болельщики, журналисты и даже близкие считали меня эдаким дилетантом, которому все дается легко по какому-то невероятному капризу небес, и это отодвигало в тень мой талант гонщика, - признается Бергер. - Сказать, что этот образ был совершенно ошибочным, было бы неверно. Но и справедливым его назвать нельзя. С 14 лет я вечерами после школы работал в гараже и чинил машины, потому что отец нам с сестрой карманных денег не давал. Но я делал это не только ради заработка - мне это в самом деле нравилось. С 19 лет я начал помогать на фирме отцу (Йохан Бергер, владелец фирмы по международным автоперевозкам, в 1979-м купил маленькую компанию Europtrans, во главе которой и поставил собственного сына. - Прим. авт.), так что серьезно и много работать начал задолго до того, как стал профессиональным гонщиком.
– На самом деле, - продолжает он, - мне даже нравилось слыть дилетантом, и я никогда ничего не предпринимал, чтобы избавиться от этого образа. В конце концов, в Формуле- 1 всегда приклеивают ярлыки, и бороться с этим бессмысленно. Однако многие забывают, что у меня никогда не было менеджера, который бы руководил моей карьерой. Отношения с прессой, контракты, переговоры со спонсорами - всем этим я занимался сам. А моими оппонентами были такие крутые парни, как Энцо Феррари, Рон Деннис, Флавио Бриаторе, но, несмотря на это, мне всегда удавалось заключать выгодные сделки. Однако для этого я делал столько черной работы, сколько другим и не снилось.
Имидж развеселого парня, который так старательно поддерживал и поддерживает любимец публики и прессы Герхард Бергер, - великолепная броня для того мира, в котором он так легко (как кажется со стороны) жил. Но лишь он сам да еще несколько близких ему людей знают, чего на деле стоит ему эта внешняя легкость и бесконфликтность, эта всегдашняя готовность отпустить пару-другую иногда весьма рискованных шуточек по любому поводу. Или без оного.
И окружающие продолжают ломать голову: так кто же такой на самом деле Герхард Бергер?
Бергер? Лучший из пилотов. После Сенны, Проста и Мэнселла. Гонщик, который без труда выиграл бы гораздо больше десяти Гран При и не один чемпионат мира. Если бы захотел. Если бы ради этого не нужно было отказываться от собственного естества, от привычки и желания при любых обстоятельствах прежде всего оставаться человеком.
Бергер? Хороший парень, с которым можно вдоволь подурачиться, который любит красивых женщин, красивые яхты и красивую жизнь. Но который ради этой самой красивой жизни ни разу не предал им самим когда-то определенных моральных ценностей. Одна из которых - дружба.Есть тема, на которую с Бергером пытаться говорить бессмысленно. Эта тема - его отношения с Айртоном Сенной. Великий бразилец был фантастически трудным для дружбы человеком. И только Герхард с его предельной коммуникабельностью и всегдашней готовностью к компромиссам с теми, кто ему небезразличен, мог подобрать ключик к сердцу своего сурового и целеустремленного партнера по McLaren. Он не был Сенне соперником - поэтому стал другом. Однако после мая 1994-го эта тема - табу. Даже для самых доверенных журналистов. На самом деле, по-настоящему говорил он об Айртоне и о себе лишь однажды, в телеинтервью для британского канала ВВС, которое брал известный английский журналист Кристофер Хилтон, автор книги о Бергере. Того душевного стриптиза оказалось для Герхарда достаточно. Поэтому если сейчас вы подойдете к нему с просьбой поговорить о Сенне, он вежливо откажет. И, возможно, переадресует вас к видеозаписи той самой передачи, добавив: «Все, что я хотел сказать, я сказал тогда».
На тему своих отношений с Жаном Алези он тоже не слишком любит распространяться, предпочитая отшучиваться, защищая тем самым от не очень тактичных журналистов ту часть своей жизни, которой очень дорожит. Если вы пристанете с расспросами насмерть, он начнет травить кучу баек о себе и mio amichetto («мой дружочек» в переводе с итальянского - так он иногда называет Жана), самая известная из которых - о разбитой ими новенькой Lancia спортивного директора Ferrari Жана Тодта. Который, впрочем, этот случай вспоминать страшно не любит. При этом Бергер так заговорит вам зубы, что к концу вы и не вспомните, о чем, собственно, хотели поговорить.
Правда, летом 97-го, после невероятной победы в Хоккенхайме, ему было не до шуток. Если помните, на старт Гран При Германии он вышел после двухмесячного перерыва, во время которого перенес несколько операций на лобных пазухах и похоронил трагически погибшего в авиакатастрофе горячо любимого отца.
– Эти два месяца были невероятно тяжелыми, но и, я бы сказал, чрезвычайно продуктивными, - говорил он мне и еще нескольким журналистам после гонки. - Они позволили мне произвести нечто вроде переоценки жизненных ценностей, ревизию моих отношений с окружающими меня людьми. Я потерял очень многих. Но те, кто остался, стоят того, чтобы идти на любые жертвы ради сохранения отношений с ними.
Имя Жана Алези в перечисленном Герхардом тогда коротеньком, по правде сказать, списке стояло на первом месте. В отношении француза он коротко и веско сказал: «Друг». Такими словами Герхард Бергер попусту не кидается.
Именно после Хоккенхайма Бергер сказал себе: «Пора заканчивать».
«Я знал, что всегда был и все еще остаюсь хорошим пилотом, но снова спрашивал себя: а способен ли ты, парень, по-прежнему мобилизовывать свои силы, есть ли у тебя еще необходимый резерв душевных сил на то, чтобы каждые две недели возобновлять мотивацию и усаживаться в тесную мышеловку кокпита? И вынужден был раз за разом признавать очевидное: нет сил, нет больше резерва. Мои мозги были слишком заняты другими проблемами. Потом я стал замечать, что уже не веду машину так же, как делал это еще год назад. Хоккенхайм доказал, что выигрывать я еще могу, но, например, на дождевой гонке в Спа, когда не было видно ни зги, я поймал себя на том, что приподнял ногу с педали газа. А этого я не делал раньше ни-ког-да! Я понял, что мне необходим перерыв. Но отпуск - не та роскошь, которая позволительна в Формуле-1. Здесь альтернатива одна: либо ты гоняешься, - либо нет. Я вспомнил о жене и детях. И понял - пришло время остановиться».
Терять такую привлекательную фигуру, как Бергер, Формула-1 не хотела. Заменить его некем - это сознавал даже такой прагматик, как глава FOA Берни Экклстоун. В Хересе он всерьез обсуждал с прессой варианты будущей карьеры Бергера, желая видеть его в паддоках по-прежнему. Например, в роли журналиста (в каковой роли на Гран При нынче находится, к примеру, Юкио Катаяма). Помнится, мистер Экклстоун даже пошутил, что если не отыщется издания, чьи боссы захотят взять на работу Герхарда, он готов создать журнал специально для него!
Однако Бергер с детских лет был весьма независимым. И свой выбор снова сделал сам. Выбор, который потряс всех.
Бергер - спортивный директор BMW?! Глава проекта по возвращении баварцев в Формулу-1?!! Да не может этого быть! Он же спит до полудня!
Да не спит он до полудня. Это все - сказки. Часть привычного имиджа плейбоя-дилетанта. Когда он что-то делает, отдается этому полностью. И в BMW прекрасно знали, кого берут на работу. Он - не свадебный генерал, а ключевая фигура проекта. Его вдохновитель и связующее звено между Формулой-1 и руководством концерна. Если вдруг что-то не станет получаться, он не бросит тонущий корабль со словами: «Я же вас предупреждал». Если корабль пойдет ко дну, он будет тонуть вместе с ним. Как это уже было в его биографии - с Ferrari. К тому же сейчас он вынужден сотрудничать в BMW отнюдь не с теми людьми, которые с энтузиазмом брали его на работу. Берндт Пишетсридер и Вольфганг Райтцель, энтузиасты возвращения BMW в Ф-1, потеряли место в концерне после того, как были в числе прочих обвинены в финансовых потерях, связанных с приобретением фирмы Rover. Он попал в сложную ситуацию, но не опустил рук, пытаясь сделать своих новых патронов своими единомышленниками.
И он счастлив. Счастлив, что BMW решила сама строить свой двигатель, а не передоверять это дело сторонним людям, как сделали в Mercedes. Счастлив, что не зря мотался между Мюнхеном и Монако (где наконец-то поселился в настоящем доме, продав свою яхту!), работал по 18 часов в день и собирал с нуля команду из 260 человек. Счастлив, что его усилия не пропали даром и что первый сезон для BMW-Williams, вопреки уверениям скептиков, оказался очень удачным: третье место в командном зачете.
Что, впрочем, не мешает ему оставаться прагматиком. Бергер не склонен недооценивать предстоящие трудности.
«Никто не сможет, придя в Ф-1, сразу же начать побеждать. Чтобы взойти на вершину, нужны, как минимум, три года тяжелейшей работы. В первый год нужно доказать, что вкалываете на полную катушку. Во второй - начинать становиться конкурентоспособными, что, с моей точки зрения, означает победу хотя бы в одной гонке. На третий - выбираться поближе к вершине, выйти на уровень лучших команд, чтобы быть способным ввязаться в борьбу за титул чемпиона мира. Мы к этому готовы».
Герхард Бергер
(Австрия)
Место рождения: Вёргл, недалеко от Инсбрука, Австрия
Место жительства: Монте-Карло, Монако.
Рост: 183 см
Вес: 75 кг
Семейное положение: Женат. Жена Анна, три дочери.
Любимая музыкальная группа: Beatles
Любимое блюдо: Блюда итальянской кухни
Любимый напиток: Минеральная вода
Любимые виды спорта, помимо автогонок: Лыжи, хоккей, мотогонки и водные виды спорта
Карьера:
1979 г. Дебютировал в гонках на Ford-Escort
1980-1981 гг. Участник кузовного чемпионата Италии, выступал на Alfa Romeo
1982 г. Третий призер немецкой Ф-3
1983 г. Участник европейского и немецкого чемпионатов Ф-3
1984 г. Третий призер европейского чемпионата Ф-3 (2 победы); Чемпионат мира Ф-1, 4 гонки в составе команды ATS-BMW, 0(1) очков
1985 г. Чемпионат мира Ф-1, 16 гонок в составе команды Arrows-BMW, 3 очка, 17-е место
1986 г. Чемпионат мира Ф-1, 16 гонок в составе команды Benetton-BMW, 1 победа (ГП Мексики), 2 быстрейших круга (ГП Германии, ГП Австрии), 17 очков, 7-е место
1987 г. Чемпионат мира Ф-1, 16 гонок в составе команды Ferrari, 2 победы (ГП Японии, ГП Австралии), 3 поул-позишн (ГП Португалии, ГП Японии, ГП Австралии), 3 быстрейших круга (ГП Португалии, ГП Испании, ГП Австралии), 36 очков, 5-е место
1988 г. Чемпионат мира Ф-1, 16 гонок в составе команды Ferrari, 1 победа (ГП Италии), 1 поул-позишн (ГП Великобритании), 3 быстрейших круга (ГП Бразилии, ГП Бельгии, ГП Португалии), 41 очко, 3-е место
1989 г. Чемпионат мира Ф-1, 15 гонок в составе команды Ferrari, 1 победа (ГП Португалии), 1 быстрейший круг (ГП Португалии), 21 очко, 7-е место
1990 г. Чемпионат мира Ф-1, 16 гонок в составе команды McLaren-Honda, 2 поул-позишн (ГП США, ГП Мексики), 3 быстрейших круга (ГП США, ГП Бразилии, ГП Канады), 43 очка, 3-е место
1991 г. Чемпионат мира Ф-1, 16 гонок в составе команды McLaren-Honda, 1 победа (ГП Японии), 2 поул-позишн (ГП Испании, ГП Японии), 2 быстрейших круга (ГП Сан-Марино, ГП Австралии), 43 очка, 4-е место
1992 г. Чемпионат мира Ф-1, 16 гонок в составе команды McLaren-Honda, 2 победы (ГП Канады, ГП Австралии), 2 быстрейших круга (ГП Мексики, ГП Канады), 49 очков, 5-е место
1993 г. Чемпионат мира Ф-1, 16 гонок в составе команды Ferrari, 12 очков, 8-е место
1994 г. Чемпионат мира Ф-1, 16 гонок в составе команды Ferrari, 1 победа (ГП Германии), 2 поул-позишн (ГП Германии, ГП Португалии), 41 очко, 3-е место
1995 г. Чемпионат мира Ф-1, 17 гонок в составе команды Ferrari, 1 поул-позишн (ГП Бельгии), 2 быстрейших круга (ГП Сан-Марино, ГП Италии), 31 очко, 6-е место
1996 г. Чемпионат мира Ф-1, 16 гонок в составе команды Benetton-Renault, 1 быстрейший круг (ГП Бельгии), 21 очко, 6-е место
1997 г. Чемпионат мира Ф-1, 14 гонок в составе команды Benetton-Renault, 1 победа (ГП Германии), 1 поул-позишн (ГП Германии), 2 быстрейших круга (ГП Аргентины, ГП Германии), 27 очков, 5-е место
1998-2000 гг. Директор BMW Motorsport
Всего за карьеру:
Гран При в Ф-1: 210
Гонок в Ф-1: 210
Очков: 385 (386)
Побед: 10
Поул-позишн: 12
Быстрейших кругов: 21