16.02.2017 22:05
Ни одна команда Формулы 1 не претерпела столько перемен в это межсезонье, сколько McLaren – после череды провальных сезонов в Уокинге наконец решились на кардинальные перемены. У любой революции есть свои жертвы и свои «эмигранты» – мы решили вспомнить, кого и чего лишилась английская команда перед сезоном-2017.
Рон Деннис
В истории McLaren Деннис останется почти такой же культовой фигурой, как основатель команды Брюс Макларен. Рон возглавил английский коллектив в 1980 году после объединения McLaren с его компаний Project 4 и успел добиться многого – за 35 лет он сделал из кризисного коллектива топ-команду и один из символов Формулы 1.
Деннис сумел вернуть в команду знаменитого конструктора Джона Барнарда – конструктора, впервые решившего использовать полностью углепластиковый монокок, и создателя знаменитой MP4/2. Также англичанин умел договариваться с сильнейшими пилотами своего времени – в 1982 году он уговорил вернуться в Ф1 трехкратного чемпиона мира Ники Лауду, а позднее завлек в McLaren сначала Алена Проста, а затем Айртона Сенну.
Кроме того, именно Деннис превратил McLaren из обычной гоночной команды в автопроизводителя, организовав разработку и производство дорожных автомобилей. Но прошлые заслуги не помогли Рону остаться во главе компании – в конце 2016 года арабские совладельцы McLaren вынудили англичанина уйти в отставку.
Работу Денниса на посту главы McLaren Group в последние годы трудно назвать успешной – компания терпит неудачи практически на всех фронтах во многом из-за ошибочных решений и устаревших управленческих методов Рона.
Назначение Мартина Уитмарша на должность руководителя команды McLaren, оказавшееся неудачным, решение перейти на моторы Honda и не слишком гладкий разрыв с Mercedes, отсутствие побед с 2012-го, а подиумов – с 2014 года, уход ряда спонсоров – за все это ответственен Деннис.
Англичанину стали свойственны не самые однозначные решения, тормозящие развитие McLaren – например, Рон наложил вето на поставку моторов Honda второй команде, что могло бы помочь японцам лучше развить свои неудачные силовые установки.
Деннис показал себя блестящим управленцем для своего времени, но кажется, он перестал успевать за современными миром. В таких случаях надо уметь уходить вовремя, и судя по результатам английской команды, Рону уже давно было пора на покой.
McLaren нужен был человек со свежим взглядом, способный полностью перестроить архаичную структуру английского коллектива – именно таким сейчас выглядит новый босс команды Зак Браун. Потому жалеть об уходе Денниса не стоит – англичанин сделал многое для McLaren, но уже вряд ли был способен вытащить команду из кризиса.
Йост Капито
Немец – один из сильнейших автоспортивных менеджеров, начавший карьеру еще 80-е годы. Капито внес вклад в победы Ford в командном зачете WRC в 2006-2007 годах, а с 2012 года Йост руководил программой Volkswagen в чемпионате мира по ралли. Капито выстроил доминирующий коллектив, выигравший четыре титула за четыре года – и в январе 2016-го было объявлено о его переходе в McLaren.
Ожидалось, что в McLaren Капито приступит к строительству столь же эффективной внутренней организации, какую он сумел создать в Volkswagen. Однако по факту Йосту ничего не дали сделать. К работе он приступил лишь в сентябре – но в команде уже разгоралась война за власть, окончившаяся поражением Рона Денниса, который ранее привел Капито в коллектив. В итоге вскоре после ухода Денниса за ним последовал и Йост, не нашедший общего языка с новым руководителем McLaren Заком Брауном.
Специалистов уровня Капито в мире автоспорта не так много – без сомнений, его опыт пригодился бы McLaren. Но раз уж его взгляды настолько сильно отличаются от взглядов Брауна, то его уход выглядит более приемлемым вариантом для команды – как не вспомнить избитую поговорку про двух медведей в одной берлоге. Команде как никогда нужно внутреннее единство и нацеленность всех сотрудников на результат – только так можно выйти из затянувшегося кризиса.
Если Зак Браун провалится, многие непременно назовут ошибкой уход Капито и скажут, что этот человек мог вернуть McLaren лидирующие позиции, но в обратном случае про Йоста никто не вспомнит. Поэтому пока рано оценивать, насколько оправдана ставка McLaren на Брауна, а не Капито.
Кайрон Пилбим и Дейв Реддинг
Пилбим начал карьеру в Ф1 в конце 90-х в BAR, где семь лет трудился гоночным инженером Жака Вильнева и Такумы Сато. Широкому кругу поклонников Ф1 Кайрон известен как гоночный инженер Марка Уэббера в Red Bull, куда британский специалист перешел в 2006 году. После австрийской команды Пилбим год поработал главным гоночным инженером в Lotus, прежде чем присоединился к McLaren перед сезоном-2014.
После трех лет в Уокинге Кайрон соблазнился предложением Renault и вернулся в Энстоун, где, как и в Lotus, станет главным гоночным инженером.
Реддинг – еще один опытный специалист, покинувший McLaren в это межсезонье. Первым местом работы Дейва в Ф1 стала Benetton, а в 1995-1997 годах он работал главным механиком в McLaren, после чего перебрался в Stewart. В 2000 году Реддинг вернулся в Уокинг, где сначала трудился инженером по системам, а затем помогал главному гоночному инженеру команды Филу Прю. С 2009 года Дейв сосредоточился на обязанностях тим-менеджера английского коллектива.
Реддинг стал еще одной потерей McLaren в это межсезонье – Дейв принял предложение Williams, также проводящей крупную реструктуризацию. Его обязанности в McLaren поделят между собой бывший главный механик команды Пол Джеймс и руководитель гоночных операций Андреа Стелла.
Экрем Сами
Сами – еще один «человек Денниса», покинувший Уокинг вслед за многолетним боссом. Экрем работал с Роном еще в Project 4 и пришел в McLaren одновременно с Деннисом в 1980 году. Британец – один из наиболее опытных маркетинговых специалистов в Формуле 1. В 80-х годах прошлого века Сами способствовал заключению сделки между McLaren и Marlboro, а также помог Lotus найти нового партнера в лице Camel после ухода JPS.
Сами привел в McLaren немало спонсоров, чьи деньги помогали команде достигать самых высоких результатов – его вклад в успехи английского коллектива трудно переоценить. Даже «маркетинговый гуру» современной Формулы 1 Зак Браун говорил, что многому научился у Экрема во время работы в своей компании Just Marketing International, с которой сотрудничал Сами.
Однако несмотря на все усилия Сами, после потери Vodafone английская команда так и не нашла титульного спонсора, а также лишилась еще нескольких партнеров. Похоже, Зак Браун теперь замкнет на себя всю коммерческую работу в McLaren и самостоятельно займется поисками спонсоров – возможно, у него это получится лучше, чем у Экрема.
Mobil 1
ExxonMobil, которой принадлежит бренд Mobil 1, сотрудничала с McLaren на протяжении 20 лет, поставляя команде топливо и моторные масла. За это время их альянс выиграл четыре титула и 78 Гран При, однако в конце прошлого года их отношения подошли к концу – в ExxonMobil теперь будут работать с Red Bull.
McLaren же начнет сотрудничество с BP/Castrol, объявившей о возвращении в Ф1 после трех пропущенных сезонов. В долгосрочной перспективе заключение контракта с новым поставщиком ГСМ – это здорово для McLaren, однако в ближайшем сезоне смена партнера может осложнить жизнь команде.
Моторы Формулы 1 рассчитаны на взаимодействие с определенным химическим составом топлива и масел – например, силовой агрегат Mercedes заточен под работу с продукцией Petronas, а двигатель Ferrari – с ГСМ Shell.
Нет, машина Ф1 поедет даже на дешевом бензине, залитом на провинциальной российской заправке, но максимальной отдачи от движка можно добиться только при полноценной кооперации мотористов и химиков топливных компаний. Во многом именно этим объясняется более эффективная работа двигателей заводских команд по сравнению с аналогичными моторами у клиентских коллективов.
Силовые установки Honda все это время разрабатывались под продукцию Mobil 1 – теперь же японским мотористам предстоит работать с ГСМ от Castrol. Без сомнений, топливные специалисты BP сумеют рано или поздно оптимизировать взаимодействие с Honda, но на первых порах будет непросто добиться максимальной эффективности от совместной работы продуктов обеих компаний.
Индекс MP4 и серый цвет
Расставание с индексом MP4 – скорее, символический шаг, подводящий черту под эпохой Рона Денниса. Изначально эти буквы означали Marlboro Project 4, в честь фирмы Денниса и главного спонсора английской команды. После окончания сотрудничества с Marlboro титульным партнером коллектива стала West, а буква «M» в аббревиатуре стала значить «McLaren».
Начиная с 1981 года этот индекс получали все машины McLaren, но после ухода Денниса в Уокинге, кажется, стремятся убрать с глаз все напоминания о бывшем патроне – новый автомобиль будет называться MCL32.
Ну и вдобавок McLaren расстанется с темно-серой цветовой гаммой в оформлении машин – пока что команда не раскрывает подробностей, но то, что в новой ливрее будет много оранжевого, уже ни для кого не секрет. Такими были машины команды в эпоху Брюса Макларена.
Оранжевый – яркий, «горячий» цвет и поклонникам команды из Уокинга остается лишь надеяться, что такое же яркое будущее ждет McLaren после всех пертурбаций. Ниже, чем в последние сезоны, легендарный коллектив упасть уже не может – McLaren пора оттолкнуться от дна и возвращаться в число топ-команд.