FIA запретила использование хитрых предстартовых систем

04.02.2017 21:13

Началом этой истории послужила переписка Ferrari с FIA. Скудерия обсуждала неоднозначный вопрос, о чем были уведомлены все команды. 

На протяжении последних 18 месяцев федерация вела последовательную работу по ужесточению правил процедуры старта. Теперь гонщики должны самостоятельно решать сложную задачу, не полагаясь, как прежде, на всестороннюю помощь гоночных инженеров. Понятно, что в такой ситуации команды начали искали способы улучшить условия для своих пилотов. 

Значимость хороших стартов после введения жестких ограничений стала очевидной после того как в сезоне-2016 Льюис Хэмилтон несколько раз не смог извлечь преимущества из завоеванных поулов, теряя позиции на первых метрах. В то же время его напарник Нико Росберг обычно начинал гонку гораздо лучше. 

Скверные старты в Австралии, Бахрейне, Италии и Японии дорого обошлись Хэмилтону, в итоге проигравшему титул Росбергу по итогам сезона. 

С другой стороны, Себастьяну Феттелю удалось захватить лидерство на австралийском и канадском этапах именно благодаря впечатляющим рывкам со второго ряда на стартовой решетке. 

Учитывая очевидные преимущества, которые можно извлечь из сильных стартов, команды упорно работали над тонкой настройкой своих систем, чтобы попытаться сделать процедуру старта как можно более простой и стабильной для пилотов. 

Motorsport.com стало известно, что руководитель гонок Ф1 Чарли Уайтинг недавно отклонил предложение Ferrari разрешить «предзагруженные» стартовые системы. 

Пока неясно, работали ли Ferrari над этим концептом ради собственной выгоды в сезоне-2017 или хотела лишь вынести эту идею на публичное обсуждение. В любом случае, если конкуренты Скудерии использовали или разрабатывали нечто подобное, их усилия оказались напрасными. 

Между прочим, по ходу прошлого сезона в Маранелло уже запрашивали FIA о законности «предустановленных» настроек подвески, чтобы отнять у конкурентов весомый козырь.

Что такое «предзагруженный» старт?
По правилам Ф1, командам запрещено оказывать гонщикам какую-либо помощь в поиске точки срабатывания сцепления на старте. В техническом регламенте чемпионата четко сказано, что любые элементы, помогающие регулировать сцепление, или уведомляющие пилотов о моменте, когда следует удерживать подрулевой «лепесток» сцепления, находятся вне закона.  

Целью «предзагруженной» стартовой процедуры является обход этих ограничений. Результат достигается благодаря тому, что гонщик находит оптимальный баланс со сцеплением и дросселем, после чего просто удерживает машину на месте тормозами. 

Как бы могла работать эта процедура

Пилот полностью выжимает сцепление незадолго до начала процедуры старта
Затем он выбирает первую передачу
После этого гонщик выжимает газ до того момента, как обороты двигателя достигнут заранее определенного уровня, позволяющего совершить оптимальный рывок с места
Затем пилот выжимает педаль тормоза, чтобы начать фазу «предзагрузки»
За несколько мгновений до того, как зажгутся красные огни стартового светофора, гонщик начинает потихоньку отпускать сцепление, чтобы найти позицию, в которой крутящий момент будет оптимальным, и затем удерживает «лепесток» в этом положении. 
Как только красные огни гаснут, пилоту всего лишь нужно отпустить педаль тормоза, чтобы тронуться с места максимально эффективно
Уточнения
Помимо возможности регулярных хороших стартов, процедура также помогла бы минимизировать пробуксовку, поскольку в заключительной фазе перед тем, как пилот отпускает тормоза, обороты мотора уже снизились бы до приемлемого уровня. 

Ferrari хотела разъяснения, соответствует ли подобный «предзагруженный» старт двум положениям в действующем регламенте Ф1. 

Статья 9.2.2. гласит: «Запрещены элементы, позволяющие пилоту определить точку срабатывания сцепления или помогающие ему удержать сцепление в одной позиции». 

Также статья 9.2.7. утверждает: «Запрещены любые устройства или системы, уведомляющие пилота об уровне проскальзывания или "зацепа" в сцеплении». 

Опасность заглохнуть
В то же время важно отметить, что запрет «предзагрузки» обусловлен не из-за нарушения правил, а из-за потенциальной опасности подобных систем.

Уайтинг считает, что если пилот допустит слишком сильное падение оборотов в предстартовой фазе, или если будут достигнуты граничные режимы дросселя, то существует риск срабатывания программы, которая предотвращает остановку мотора. И тогда машина останется неподвижно на решетке.

Кроме того, давая зеленый свет идее с «предзагрузкой», можно запустить большую войну технологий – команды начнут тратить ресурсы или в поиске предельных режимов работы дросселя, или в агрессивной доработке сцепления.

С точки зрения Уайтинга, использование процедуры более невозможно, но из истории отлично известно, что глава технического департамента Ф1 может предлагать лишь собственное мнение по тем или иным вопросам.

В каждой гонке Ф1 окончательное решение остается за судьями Гран При – именно они выносят вердикт о легальности тех или иных деталей или процедур. Формально команды вправе продолжать развитие озвученных идей, но понимая, что в свете взглядов Уайтинга всегда существует риск дисквалификации.

 

Источник

7 Отзывов