Что будет с Формулой 1 после Экклстоуна?

26.01.2017 07:10

фото   Liberty Media             Шон Брэтчес, Чейз Кэри и Росс Браун

За эту удивительную для Ф1 неделю – акционеры новых владельцев серии из Liberty Media только семь дней назад одобрили покупку – американский медиа-гигант показал серьезность своих намерений, отодвинув Берни Экклстоуна в сторону и поставил свою собственную команду менеджеров.

Переворот случился после нескольких лет, когда казалось, что Ф1 находится в режиме ожидания. Руководители спорта хорошо понимали, что изменения необходимы – идти в ногу со временем становилось все сложнее, – но молчаливо признавали, что им нужно дождаться конца властвования Экклстоуна, чтобы планировать новое будущее.

Трудный процесс принятия решений с участием несправедливо ругаемой Стратегической группы, корыстных интересов команд и нежелания вступать в спор с Экклстоуном в конечном счете привели Ф1 в тупик.

Команды единогласно голосовали за ставшие мишенью критиков инициативы Берни – двойные очки и квалификацию с выбыванием – несмотря на то, что в частном порядке признавали, что обе концепции обречены на провал и вредны для Ф1. В эти моменты становилось понятно – что-то в системе безнадежно сломалось.

Но ни у кого не было достаточно поддержки, чтобы создать революционную ситуацию. Берни превратил Формулу 1 в бизнес стоимостью 8 миллиардов долларов и успешно воплощал в жизнь принцип «разделяй и властвуй».

В каждом повороте Экклстоуну удавалось быть впереди. Самый известный случай – он устроил раскол в FOTA и выход из нее Ferrari и Red Bull в тот самый момент, когда ассоциация команд стала обретать реальную силу.

В конце концов, вызов ему был брошен извне. Игра изменилась даже для некоторых самых верных союзников Экклстоуна, признавших, что наличие возможностей у Liberty – встряхнуть Ф1 и сделать ее больше, лучше и популярнее – означает, что это направление является предпочтительным.

В долгосрочной перспективе
Возможно ключевым стало то обстоятельство, что Liberty предложила одну вещь, которой никогда не уделял внимания Экклстоун: долгосрочный план развития Ф1.

Никто не мог так искусно решать проблемы и выходить из сложных ситуаций победителем, как Берни. Но в быстро меняющемся мире, даже если ты выигрываешь битвы каждый день, это не обязательно гарантирует триумфа в войне.

В конце прошлого сезона босс Red Bull Кристиан Хорнер, который, пожалуй, ближе всего к Экклстоуну из руководителей команд, говорил о необходимости изменения подхода и выработке правильной стратегии для Ф1.

«Я всегда стараюсь смотреть далеко вперед, не обращая внимания на эмоции, которые испытываю сейчас, – сказал он Motorsport.com. – Я думаю, что проблема команд – и все они, включая нас, в этом виноваты – в том, что они пытаются защитить конкурентную позицию, которую имеют сейчас.

Кто знает, что может случиться за пять лет? Можем ли мы избавиться от аэродинамических труб, ограничить использование CFD-технологий или ввести обычный "атмосферный" двигатель со стандартной гибридной или KERS-технологией?

Есть разные варианты. Нужно делать вещи, которые могут внести свой вклад в шоу, снизить затраты... и просто создать великолепный спектакль».

В лице Чейза Кэри, Шона Братчеса и Росса Брауна Ф1 получила трех умных людей, который знают, как нужно сделать спорт «вновь шикарным», как написал Нико Росберг в своем твиттере в понедельник вечером.

Но несмотря на сейсмический сдвиг в Ф1, а также тот факт, что жизнь после Экклстоуна будет другой, маловероятно, что мы увидим спешные радикальные изменения.

У нас есть подсказки, свидетельствующие о намерениях Liberty: больше гонок в Америке, сохранить центром Европу, сделать Гран При похожими на Супербоул, лучше использовать цифровые медиа, изменить структуру распределения призовых, создать базу болельщиков, получать больше доходов от платного телевидения и использовать виртуальную реальность.

Однако ни один пункт из этого списка нельзя реализовать мгновенно. В прошлом году Браун намекнул, что необходимо сделать, если уж он возьмется улучшать Формулу 1.

«Если вы спросите меня, что нужно Ф1, я отвечу – ей нужен план, трехлетний и пятилетний план, – сказал он в интервью The Daily Telegraph. – На мой взгляд, у нас нет идеальной структуры для создания такого плана и его последующей реализации».

Так что даже если не произойдет немедленных изменений, сейчас правильное время для встряски, необходимой для светлого будущего спорта.

Двусторонние соглашения между командами и Ф1 заканчиваются в 2020 году. Тогда же прекращают действие нынешние правила для двигателей.

Хорнер отметил, что серьезные изменения в регламенте в 2017 году, когда машины станут быстрее и сложнее в управлении, не являются тем, что действительно нужно Ф1. Перемены должны быть более фундаментальными.

«То, что мы делаем в данный момент, в некотором роде является лишь украшением витрины, – продолжил он. – Я по-прежнему в значительной степени поддерживаю возвращение силовых установок, которые создают шум и вызывают эмоции. Это часть ДНК Формулы 1.

Мы все присутствовали в Японии [в прошлом году], когда Honda завела свой мотор V10 на McLaren Айртона Сенны. И когда машина просто проезжала по пит-лейн, каждый, кто работал в боксах, выходил, просто чтобы посмотреть на нее. И я думаю, Формуле 1 не хватает этого. Это то, с чем ей следует разобраться в долгосрочной перспективе.

Я считаю, что технология в этих [гибридных V6] двигателях прекрасна, она невероятно продвинутая. Но обычный мужчина или женщина на трибуне, или зритель у экрана не имеют ни малейшего представления о том, что происходит. И я считаю, что нам следует вернуться назад и попробовать сделать Формулу 1 абсолютно развлекательной – и частью этого развлечения будет двигатель».

Таким образом, можно назвать дату, с которой реалистично заложить основы для полностью новой Формулы 1. 2021 год – вот когда спорт может совершенно изменить коммерческую структуру, машины и двигатели. И когда его можно будет смотреть на самых разных платформах.

В самом деле, фактор развлечения, пожалуй, имеет фундаментальное значение. Это будет большое решение Ф1 о том, чем она хочет быть – Шоу, полигоном для технологий или чистым спортом.

Для исполнительного директора McLaren Зака Брауна направление, в котором нужно двигаться Ф1, – это привлечение болельщиков. А остальные позаботятся о себе сами.

«Я ожидаю, что в следующем десятилетии Формула 1 пройдет путь, который позволит ей стать свободнее и дружелюбнее к болельщикам, – сказал он в понедельник вечером. – Можно ожидать, что появятся новые поклонники Формулы 1, которые будут получать позитивные ощущения через активный охват в цифровых медиа и социальных сетях, играх и так далее.

Участие болельщиков очень важно, и парни из Liberty Media понимают это».

http://ru.motorsport.com/f1/news/analiz-chto-budet-s-formuloj-1-posle-ekklstouna-868172/?s=1 


* Отредактировано автором 26.1.2017 в 07:23
6 Отзывов