Мнение: почему выбор Боттаса – это ошибка Mercedes

17.01.2017 03:55

 

То, о чем говорили еще с середины декабря, наконец свершилось – внезапно покинувшего автоспорт Нико Росберга заменил пилот Williams Валттери Боттас. При всех своих достоинствах Росберг – не самый эффектный гонщик, мало способствовавший популярности Формулы 1. Он прекрасный спортсмен, но при этом редко демонстрировал что-то за гранью, будь то зрелищная борьба на трассе или ошеломляющие выступления за рулем не самой быстрой машины. И Валттери – это фактически второй Нико: достаточно быстрый и стабильный, но в то же время бледный пилот. 

Да, возможно, «серебряным стрелам» нужен именно такой гонщик. За годы соперничества Хэмилтона и Росберга в Mercedes наверняка успели забыть, что такое доброжелательная атмосфера между пилотами коллектива. Финн же вряд ли устроит жесткую конфронтацию с Льюисом, и команде это пойдет только на пользу. Кроме того, Боттас показал себя надежным гонщиком, способным исправно приносить очки в копилку коллектива. 

Но в целом решение Mercedes разочаровывает – пожалуй, «серебряные стрелы» выбрали наиболее консервативный вариант. Понятно, что выбор был ограничен из-за действующих контрактов большинства гонщиков с другими командами, но нельзя сказать, что его не было совсем. Боттас стал пилотом Mercedes, Фелипе Масса возвращается, чтобы заменить его в Williams – и для Формулы 1 это плохая история.

Бесполезность молодежной программы


Паскаль Верляйн
Фото: XPB Images
Приглашение Боттаса заставляет задаться вопросом – а зачем, собственно, Mercedes нужна молодежная программа? В системе «серебряных стрел» есть два талантливых пилота, которых хотели бы видеть у себя многие команды, однако как только в немецком коллективе образовалась вакансия, руководство Mercedes предпочло им гонщика со стороны. Если неопытный Эстебан Окон и впрямь выглядит рискованным вариантом, то Паскаль Верляйн зарекомендовал себя отличным сезоном в Manor, а годом ранее выиграл сложнейший чемпионат DTM. Что еще нужно сделать немцу, чтобы доказать свой талант?

На примере Верляйна недостатки молодежной программы Mercedes рядом с аналогичным проектом Red Bull выглядят очевидными. Не секрет, что в 2014 году «серебряные стрелы» боролись с «быками» за Макса Ферстаппена – вероятно, если бы голландец выбрал Mercedes, то в сезоне-2016 он в лучшем случае выступал бы за Manor, а то и вовсе еще не дебютировал бы в Формуле 1. Мы не увидели бы победу Макса в Барселоне и несколько побитых рекордов Ф1. 

Ферстаппен привлек внимание публики как к себе, так и к Формуле 1 в целом. Концерн Red Bull, смело предоставивший голландцу место сначала в Toro Rosso, а затем и в главной команде «быков», сделал этим шагом для популяризации Ф1 едва ли не больше, чем все остальные коллективы серии за пару последних лет.

Верляйн мог бы если не повторить его путь, то по крайней мере стать героем другой, но тоже красивой истории. Кроме того, когда топ-команда дает шанс неопытному пилоту – это неизбежно привлекает внимание всех, в том числе и спонсоров. Переход молодого немца в чемпионский коллектив стал бы сенсацией, но в Mercedes на такое не способны – рисковать в Бракли не принято.  

Хельмут Марко и Red Bull поверили в Ферстаппена, и голландец отплатил им сполна. В Mercedes же в своего протеже не верят и тормозят его карьеру. И если Верляйн после многочисленных тестов (немец накатал наибольший километраж на новых шинах Pirelli) и успехов в Manor не достоин шанса в Mercedes, то чего стоят вложенные в него деньги?

Mercedes – не единственная команда Ф1, не доверяющая молодым талантам, когда дело доходит до определения состава пилотов. Но этот путь скучен и порочен для Формулы 1. И решение немецкого коллектива выбрать Боттаса бросает тень на целесообразность существования молодежной программы Mercedes.  

Дорогу молодым


Пьер Гасли (справа) и Антонио Джовинацци
Фото: Алессио Моргезе
Сколько талантливых пилотов, заслуживших шанс попробовать себя в Формуле 1, сталкивались с трудностями на пути в главную гоночную серию мира в последние годы? Стоффель Вандорн несколько лет топтался на пороге Ф1, Пьеру Гасли придется ждать еще как минимум сезон, а Робину Фряйнсу и Антониу Феликсу да Коште, вероятно, Ф1 уже вовсе не светит. Каждое освободившиеся место после ухода «старожилов» из серии – это шанс для новичков. Но не в этот раз.

Если бы в Mercedes выбрали Верляйна, то это бы означало не только появление нового лица среди топ-пилотов Ф1, но и могло бы вызвать цепную реакцию на трансферном рынке и привести в серию талантливых новичков – например, в Sauber обратили бы внимание на протеже Ferrari Антонио Джовинацци, впечатлившего многих в этом сезоне в GP2. 

Однако из-за решения Mercedes выбрать Боттаса этого не будет – тому же Верляйну придется провести, как минимум, один сезон в команде-аутсайдере Sauber. Дорога в Гроув Паскалю была закрыта – Williams нужен зрелый гонщик, поскольку из-за требований главного спонсора, компании Martini, английская команда не может себе позволить нанять сразу двух молодых пилотов (а одно место уже занято 18-летним Лэнсом Строллом). Вместо этого Williams приходится выдергивать с пенсии ветерана Ф1 Фелипе Массу.

Возвращение Массы


Фелипе Масса
Фото: Pirelli
Бразильца многие любят, но взглянем правде в глаза – что нынешний Фелипе может дать Формуле 1? Масса – прекрасный человек и настоящий спортсмен, но все же он перестал быть топ-гонщиком задолго до перехода в Williams. Последние годы его карьеры в Ferrari навевают мысли, что прежний Масса остался где-то в Венгрии-2009 – как будто та злосчастная пружина выбила из него часть его большого таланта. 

Алонсо раздавил Массу в Ferrari, после чего Фелипе не смог одолеть менее опытного Боттаса в Williams. На новостях о приходе Лэнса Стролла в Гроу бразилец понял, что вряд ли получит контракт на сезон-2017, и решил закончить карьеру. И он сделал это красиво: овации трибун и сотрудников команд на «Интерлагосе» стали одним из самых ярких и трогательных моментов сезона Формулы 1. Теперь те слезы, пролитые самим Фелипе и его поклонниками, будут обесценены. 

Есть ли у самого Массы мотивация? Бразилец знает, что он возвращается в Гроу всего на год, никто в команде не будет делать на него ставку, да и сам Фелипе наверняка устал от гонок. Но увы, Williams действительно загнана в угол – желание команды обеспечить преемственность в составе пилотов понятно. Прагматизм Mercedes в желании забрать Боттаса не оставил Williams выбора. 

Опасность для Боттаса


Хейкки Ковалайнен и Валттери Боттас
Фото: XPB Images
Переход в Mercedes может разрушить карьеру самого Боттаса. Сегодня команда из Бракли – это территория Льюиса Хэмилтона, прекрасно знакомого с персоналом и всеми тонкостями работы коллектива. И это не говоря о том, что англичанин – один из сильнейших гонщиков мира, победить которого невероятно сложно. Валттери же придется осваиваться на ходу – финна неизбежно ждет процесс адаптации к новой команде, и он вряд ли сможет сходу выжимать максимум из машины Mercedes.

Но дадут ли ему время на раскачку? Ожидается, что к сезону-2018 от контрактных обязательств освободятся сразу несколько топ-пилотов – в их числе, к примеру, Себастьян Феттель и Фернандо Алонсо. Если Боттас не продемонстрирует нечто из ряда вон выходящее, совсем не факт, что его оставят в Бракли. А уж если Хэмилтон по всем статьям будет лучше финна, то потеря места в Mercedes станет практически неизбежной.

Руководство Mercedes не скрывало, что хотело бы видеть Алонсо в команде – однако жесткий контракт с McLaren не позволил испанцу перейти в стан «серебряных стрел». Через год он будет доступен – Тото Вольф наверняка рассматривает его кандидатуру с прицелом на будущее. Ну а Себастьян Феттель, вероятно, выглядит еще более привлекательным вариантом для немецкой команды: с точки зрения маркетинга заполучить четырехкратного чемпиона мира из Германии – отличное развитие событие для Mercedes.  

Не так давно другой одаренный финский пилот так же перешел в топ-команду, получил в напарники Льюиса Хэмилтона и за два года пустил карьеру под откос – речь идет о Хейкки Ковалайнене, выбранном McLaren на замену Алонсо перед сезоном-2008. Финн оказался не готов к выступлениям на топ-уровне, серьезно уступал Льюису и после двух неудачных сезонов в Уокинге смог подписать контракт лишь с командой-аутсайдером. Если Хэмилтон отправит в нокаут и Валттери, то Боттас рискует пойти тем же путем – причем в отличие от Ковалайнена, ему могут и не дать двух сезонов.

http://ru.motorsport.com/f1/news/mnenie-pochemu-vybor-bottasa-eto-oshibka-mercedes-862011/ 


* Отредактировано автором 17.1.2017 в 03:57
16 Отзывов