Незаметный герой. Чем так крут Падди Лоу?

12.01.2017 11:20

Инженеры Формулы 1 зачастую остаются в тени гонщиков – хотя все знают, насколько велика роль машины в каждом успехе пилота. Может быть, Падди Лоу не столь знаменит, как, например, Эдриан Ньюи или Колин Чепмен, но все же он относится к числу немногочисленных специалистов, знакомых широкому кругу поклонников автоспорта. 

Лоу – один из самых опытных и востребованных инженеров в Формуле 1, от которого бы не отказалась ни одна команда. Его зарплата исчисляется семизначными числами и сравнима с окладами многих гонщиков. Чем же так крут британский специалист? 

Доработал и внедрил активную подвеску
Лоу с детства проявлял интерес к разборке двигателей и других частей автомобилей – неудивительно, что всего спустя три года после окончания колледжа он устроился на работу в команду Формулы 1 Williams. Причем англичанин сходу получил высокий пост, заняв должность главы отдела электроники. 

Главным достижением Падди в Williams стало создание активной подвески для машины FW14B – управляемой электроникой системы, обеспечивающей постоянное расстояние между днищем машины и дорожным полотном. Активная подвеска впервые появилась в Ф1 еще в 80-х годах, однако это техническое ноу-хау долгое время было довольно «сырым», и именно под руководством Лоу в Williams смогли довести его едва ли не до совершенства. 

Благодаря использованию активной подвески, а также других электронных фишек FW14B, у пилотов Williams Найджела Мэнселла и Рикардо Патрезе в 1992 году было подавляющее преимущество над соперниками – ту машину можно назвать вершиной технологической эволюции Ф1 своего времени. В квалификациях гонщики Williams привозили соперникам по несколько секунд, и в итоге Биг Найдж досрочно выиграл чемпионат, уничтожив всех конкурентов. И огромная заслуга в том доминировании (а также в титуле Проста, завоеванном в составе Williams в сезоне-1993) принадлежит техническому гению Лоу. 

Помог McLaren вернуться на вершину


Мика Хаккинен побеждает в Японии и выигрывает чемпионский титул сезона-1998
Фото: LAT Images
После сезона-1993 Лоу довольно неожиданно покинул ведущую команду Ф1 ради перехода в McLaren на должность директора по исследованию и развитию. Сразу добиться успеха в Уокинге не удалось – в первые годы работы Падди британская команда не могла угнаться за конкурентами из WIlliams и Benetton. Однако в McLaren дождались серьезных изменений в регламенте перед сезоном-1998 и смогли вернуться на вершину – и Лоу снова стал одним из главных творцов успеха. 

В частности, английский инженер работал над системой раздельного привода тормозов с подруливанием – хитрые тормоза MP4/13 дали команде настолько большое преимущество, что FIA объявила их вне закона уже после первой гонки сезона-1998 в Австралии, где Мика Хаккинен и Дэвид Култхард опередили всех на круг. Однако машина McLaren была чертовски хороша даже без той системы и все равно осталась быстрейшей, позволив Хаккинену стать чемпионом в 1998 году. А в сезоне-1999 финн повторил успех. 

Работал над одной из самых недооцененных машин Ф1


Кими Райкконен, MP4-20
Фото: McLaren
McLaren MP4-20 – без сомнения, одна из быстрейших машин в истории Формулы 1, в итоге не взявшая титул. Лоу включился в работу над ней после перехода на пост главного инженера по развитию систем, задолго до сезона-2005, когда этому автомобилю предстояло выйти на старт гонки. Новая машина кардинально отличалась от провальных MP4-18 и MP4-19 как с точки зрения конструкции подвески, так и в плане аэродинамики, что сразу сказалось на результатах и вернуло McLaren в число лидеров. 

Однако выиграть титул не удалось – творение инженеров команды из Уокинга оказалось не только быстрым, но еще и ненадежным. Пилоты McLaren Кими Райкконен и Хуан-Пабло Монтойя регулярно сталкивались с техническими проблемами или теряли места на стартовой решетке из-за внеплановых замен моторов Mercedes (в том сезоне действовало правило «один двигатель на два Гран При»). В итоге титулы и в личном, и в командном зачетах ушли к Фернандо Алонсо и Renault, у которых была куда более надежная машина. 

Однако скорость MP4-20 в том сезоне действительно впечатляла – в 2005 году за 19 этапов гонщики McLaren выиграли 10 гонок, взяли 18 подиумов, семь раз были на поуле и установили 12 быстрых кругов. Работа Лоу и других инженеров McLaren была достойна большего, но в Формуле 1 чистой скорости не всегда бывает достаточно для успеха. 

Дорос до должности технического директора в топ-команде
Начиная с сезона-2007, McLaren удалось закрепиться в числе лидеров Формулы 1, и в итоге Лоу все же дождался нового титула. В сезоне-2008 Льюис Хэмилтон стал чемпионом, пилотируя MP4-23, разработанную под руководством нескольких специалистов, в числе которых был и Падди. А перед сезоном-2011 Лоу получил повышение, возглавив технический департамент McLaren. Бороться с Red Bull в те годы было трудно, однако машины команды из Уокинга продолжали побеждать в гонках в 2011-2012 годах.

Лишь MP4-28, в проектировании которой в McLaren пошли на риск, перейдя на тяги вместо толкателей в конструкции подвески и изменив аэродинамический обвес, получилась откровенно неудачной. Впрочем, еще перед стартом сезона-2013 Лоу покинул Уокинг и уже не участвовал в завершении работы над машиной того года. 

Сыграл ключевую роль в победах Mercedes


Падди Лоу вместе с руководителями Mercedes Тото Вольфом и Ники Лаудой
Фото: Mercedes GP Petronas Formula One Team
Новый руководитель «серебряных стрел» Тото Вольф переманил Лоу в Бракли, где собиралась инженерная «дрим-тим». В Mercedes Падди занял пост технического директора, приступив к работе летом 2013 года. По сути, англичанин стал одним из главных факторов превращения немецкого коллектива в доминирующую силу Ф1. Машины, сконструированные под его руководством, просто не оставляли соперникам шансов – Льюис Хэмилтон и Нико Росберг одерживали победу за победой, за три последних сезона отдав соперникам лишь восемь Гран При. 

Лоу блестяще организовал работу технического штаба – Падди эффективно координировал действия десятков инженеров и наладил взаимодействие между двумя базами Mercedes в Бракли и Бриксуорте. Машины немецкой команды в последние три сезона были безоговорочно быстрейшими и практически безупречными с точки зрения надежности – и именно Лоу сыграл одну из важнейших ролей в установлении гегемонии Mercedes в последние три года. 

Стал успешным и за пределами Ф1
Лоу добился признания не только в Формуле 1 – в 2015 году его избрали членом престижнейшей Королевской инженерной академии наук Великобритании, приглашающей наиболее выдающихся технических специалистов Соединенного Королевства. 

Кроме того, у Лоу все хорошо и в личной жизни – три года назад он женился на россиянке Анне Даншиной, экс-президенте Русского общества Оксфордского университета, которая моложе Падди на 20 лет. Благодаря жене он не раз посещал Россию, проникся любовью к русской кухне, а в 2014 году даже умудрился проехаться по Транссибирской магистрали на поезде, за три дня преодолев путь из Иркутска до Москвы – Падди ехал в купе первого класса, и по его словам, то путешествие ему очень понравилось.

 

Принял новый вызов

За годы карьеры в Формуле 1 машины, над которыми работал Лоу, выиграли 157 Гран При и целую россыпь титулов. Без сомнения, в Mercedes ему было бы куда проще добиться еще большего – однако Падди выбрал новый вызов, уйдя из чемпионской команды ради Williams (о контракте еще не объявлено, но в Ф1 это примерно такой же секрет, как и переход Валттери Боттаса в Mercedes). Спустя 24 года англичанин возвращается в коллектив, с которого началась его действительно классная карьера в Формуле 1. 

Пока неясно, какую именно должность Лоу займет в Гроу – но по слухам, ему предложат пост руководителя команды. С одной стороны, кажется, что Падди совершил ошибку, решив уйти из благополучного заводского коллектива в Williams, уже очень давно не участвовавшую в борьбе за титул. Но, возможно, Падди хочет еще раз доказать свою и без того высоко оцениваемую квалификацию? Богатый опыт и знания, полученные за годы работы в McLaren и Mercedes могут сделать его именно тем человеком, который вернет славную команду на победный путь. 

Williams стоит на пороге больших перемен – с появлением в Гроу Лэнса Стролла и денег его отца команда будет оперировать если не ресурсами уровня топ-коллективов, то, как минимум, сможет позволить себе гораздо больше, чем раньше. А перемены в техническом регламенте облегчат команде задачу возвращения в число лидеров – и талант Лоу должен Williams в этом помочь.

http://ru.motorsport.com/f1/news/nezametnyj-geroj-chem-tak-krut-paddi-lou-864585/ 


* Отредактировано автором 12.1.2017 в 11:32
5 Отзывов