Сможет ли Стролл пристыдить своих критиков?

04.01.2017 20:56

Подобные вопросы – неизбежное следствие той карьеры, которую своему сыну выстроил состоятельный бизнесмен Лоренс Стролл. Его подход – не жалеть денег ни на какие расходы – готовы принять далеко не все.

Не секрет, что многие гонщики являются выходцами из состоятельных семей, и начало их карьеры финансировали именно родители. Так что сама концепция, мягко говоря, не нова – в конце концов, давайте вспомним, что исторически автоспорт вообще был уделом аристократов. Да и в наши дни стоимость выступлений в «младших» сериях настолько велика, что многие яркие звездочки гаснут уже на уровне картинга, если им не удается привлечь внимание кого-то вроде Red Bull или McLaren.

Тем немногим, кому повезло, и чья семья в состоянии оплачивать выступления в гонках вплоть до Ф1, можно только позавидовать. В качестве примера тут служит Макс Чилтон, но и он смог попасть только в Marussia, хотя в GP2 выглядел весьма неплохо. Стролл же переходит в Большие Призы прямиком из Формулы 3, причем ему предстоит выступать за куда более серьезный коллектив, а сам он заметно моложе Чилтона.

Деньги – еще не всё
Сложно сказать, сколько всего Лоренс потратил на Лэнса – хотя бы потому, что Williams отчего-то не спешит с публикацией своего бюджета на новый сезон. Если исходить из того, что о Стролле-старшем сказано в Forbes, его состояние состояние составляет 2,5 миллиарда долларов. Это позволяет сделать вывод, что финансирование выступлений Стролла-младшего было для его отца, мягко говоря, задачей не самой сложной.

У Лэнса всегда было всё самое лучшее. Сильнейшая машина, сильнейшая бригада механиков, наилучшая подготовка и максимально возможный объем тестов. После объявления о начале сотрудничества с Williams группа инженеров команды начала выезжать на этапы Ф3, что как минимум не снижало шансов Лэнса на очередную победу.

При этом нельзя отрицать, что канадец добивался результатов на трассе. Он выиграл итальянскую Ф4 в 2014 году, следующей зимой завоевал титул в новозеландской Toyota Racing Series, а после непростого дебютного сезона в Формуле 3 был просто неудержим в 2016-м. Все это позволило ему собрать достаточно квалификационных баллов и получить Суперлицензию FIA даже без выступлений в GP3 или GP2.

Переходы в Формулу 1 прямо из Ф3 случаются нечасто, но именно так в разные годы в Большие Призы добирались Ален Прост, Нельсон Пике, Айртон Сенна и Дженсон Баттон, а совсем недавно этот путь проделал Макс Ферстаппен. Весьма впечатляющий список.

Конечно, были и другие. Случайный поиск выдает, например, Ярно Трулли, Такуму Сато, Кристиана Клина и Адриана Сутиля. В целом стоит признать, что в последнее время мало кому удается оказаться в Ф1, не пройдя перед этим через более мощные, чем Формула 3, «младшие» серии – или, например, DTM или гонки спорткаров. Последний путь проделали Михаэль Шумахер, Пол ди Реста, а совсем недавно и Паскаль Верляйн.

Будучи чемпионом европейской Ф3 и обладателем Суперлицензии, Стролл, без сомнений, отвечает требованиям, предъявляемым к пилотам Формулы 1. Но что принесет ему дебютный год? Сможет он блеснуть или бесславно провалится?

«Что касается Лэнса, я думаю, нам не стоит спешить с заключениями, – уверена заместитель руководителя команды Клэр Уильямс. – Полагаю, если учитывать возраст, список его достижений выглядит очень солидно. Он выиграл все чемпионаты, в которых участвовал, особенно стоит упомянуть Формулу 3 в прошедшем сезоне. Как всем известно, Williams – это команда, которая никогда не будет сотрудничать с гонщиком, если не уверена в его способностях.

У нас серьезный коллектив с серьезными амбициями, и я не собираюсь сажать пилота за руль нашей машины, не будучи полностью уверенной, что он принесет результат. И я уверена, что Лэнс принесет его. Да, его ждет дебютный год, и да, он будет допускать ошибки. Но все, что мы увидели во время его тестовой программы, говорит – он очень быстро учится».

В Williams не слишком любят обсуждать финансовую сторону контракта с Лэнсом.

«Коммерческий фактор принимается во внимание всеми руководителями команд при подписании контракта с любым из гонщиков, – настаивает Уильямс. – У Алонсо тоже есть поддержка, пусть и не прямая, но он привлекает спонсоров. Santander здесь не случайно. Я не понимаю, почему в этом спорте, который настолько тесно связан с бизнесом, ситуации, когда пилот приносит с собой деньги, имеют настолько негативный окрас.

И речь не только об Ф1. Автомобильный спорт – настолько дорогое удовольствие, что вы никогда не сможете добраться до вершины, не располагая соответствующим бюджетом. Я не понимаю, почему люди критикуют пилотов, у которых есть спонсоры. Ведь если бы их не было, этот спорт просто не выжил бы».

Самому Строллу также не привыкать отвечать на вопросы о деньгах.

«Всё может сработать только при соблюдении двух условий, – говорит он. – Одно из них – это наличие спонсора или семьи, которая в состоянии поддерживать вас на протяжении всей карьеры с восьми лет и вплоть до дебюта в Ф1. Без такой поддержки я бы никогда не смог перебраться из Канады в Европу, например.

Но есть и еще один фактор: независимо от того, сколько у вас денег, если ты не умеешь обращаться с рулем и педалями, если ты не побеждаешь – ничего не получится. Купить победы нельзя. Деньги могут открыть тебе возможность побеждать, обеспечить место на решетке в Ф4 или Ф3. Но только если у вас достаточно очков для Суперлицензии после побед в этих классах – ну или в GP2, где мне выступать не понадобилось – можно добраться до Формулы 1».

Безусловно, Стролл прав, когда говорит, что недостаток финансирования у многих талантливых пилотов – это не его вина: «Деньги не могут принести тебе победы, но они позволят выйти на старт. Этого нельзя отрицать. Наш спорт очень дорог, и есть немало талантливых пилотов, у которых не было возможности проявить себя из-за нехватки средств.

Это сложная тема. Но таковы гонки. Я очень много работал, чтобы добиться своей цели, и если бы я не выиграл эти чемпионаты, меня бы здесь не было. У меня может быть сколько угодно денег, но если бы я заканчивал гонки последним, то не добрался бы до Ф1».

По методу доктора Марко
Многие обозреватели считают, что Стролл зря не воспользовался возможностью перейти в GP2 – тем более, что для него уже был готов кокпит в чемпионской Prema.

«Я думаю, на то есть несколько причин, – объясняет Лэнс. - Мы всегда рассматривали каждый сезон в отдельности, еще начиная с картинга. И никогда не заглядывали слишком далеко вперед, фокусируясь лишь на той задаче, которая стояла перед нами на текущий момент. В этом году в Ф3 мы успешно ее решили – даже с запасом, причем немалым.

Именно этот запас, а также тесты с Williams на машине 2014 года, где команда смогла оценить меня, позволили мне оказаться здесь. Есть много причин, почему я в Ф1 уже сейчас, и почему мы решили не идти в GP2».

Многие утверждают, что единственная причина, по которой Стролл в действительности не пошел в GP2 – это боязнь потерпеть поражение. Вопросов с попаданием в Ф1 всё равно бы не возникло – ведь проблем с деньгами у него нет в принципе, но Williams было бы намного сложнее объяснить его перевод в Формулу 1 после среднего сезона в GP2. Еще один аргумент в пользу раннего перевода в Большие Призы можно позаимствовать у доктора Марко: лучший способ подготовиться к Ф1 – это выступать в ней.

«Когда у вас появляется возможность перебраться в Формулу 1, лучшей подготовкой может быть только она сама, – говорит Стролл. – GP2 на шаг ближе, но я не думаю, что она на самом деле может полноценно подготовить тебя к Ф1.

Ничто не может подготовить к вас лучше, чем 21 Гран При за рулем машины Ф1. И именно поэтому я здесь. Я выиграл Формулу 3, я доминировал в чемпионате, и если бы не это, в Williams не были бы уверены, что я готов».

Он настраивает, что уже многому успел научиться за прошедшие два года: «Думаю, Формула 3 – очень хорошая категория для обучения. Там очень серьезный уровень, и сама машина учит тебя пилотировать. Там много прижимной силы. Да, мощность не такая высокая, но достаточно сцепления. Тебе нужно учиться его использовать – и именно это мы видим и в Ф1: тут много прижимной силы, мощности, и надо задействовать всё это. Формула 3 стала отличной школой для меня, и за прошедшие два года я многое узнал».

Стопами Жака и Льюиса
Его обучение в Ф1 началось с интенсивной тестовой программой, которую запустила для своего будущего пилота Williams. В прежние годы подобное не вызвало бы никаких вопросов. Точно так же готовились к Формуле 1 Жак Вильнев и Льюис Хэмилтон. Оба месяцами не вылезали с тестов перед дебютным Гран При. Но теперь FIA запретила проводить испытания на действующей технике, и подобные «подготовительные курсы», резко подорожав, вышли из моды. Но Williams подготовила для Стролла машину 2014 года, что не запрещено регламентом.

«Когда они с инженерами изучают телеметрию, а потом он вновь садится за руль и предоставляет им обратную связь, ему всегда удается точно следовать указаниям, – рассказывает Клэр. – Он учится. Он не повторяет ту же ошибку дважды, он постоянно улучшает время. Я думаю, это всё, о чем мы можем его просить, в настоящий момент».

Возможность проехать свои первые километры за рулем Формулы 1 вдали от глаз публики предоставляется не каждому.

«Я проехал пока не так и много, – рассказывает Лэнс. – У меня было несколько дней за рулем, и главное впечатление – это огромная мощность. Ее намного больше, чем в Ф3. Но к этому привыкаешь. Это иной уровень, другая машина. Определенно, прижимная сила тоже выше. Ее предостаточно. Но всё же – это просто очередная машина. Я привыкаю к ней всё больше и больше с каждым разом, когда оказываюсь за рулем.

В конце концов, это техника с четырьмя колесами, а я ездил на таких штуках всю свою жизнь. В картинге, Ф4, Ф3. Теперь это Ф1. В каждой новой категории есть свои вызовы. Каждый новый шаг представляется вам самым большим, какой доводилось делать в жизни».

FW36 – не самая новая машина, но так или иначе это неплохая стартовая площадка. «Пилотировать машину 2014 года – это лучше чем вообще не пилотировать ничего. Да, это не новая машина, и она, разумеется, очень непохожа на ту, которая будет у команды в следующем сезоне, когда в силу вступит новый регламент. Но всё же лучше пересесть в машину Ф1 2017 года из машины Ф1 2014 года, чем из Формулы 3.

Любая мелочь может помочь. Получить возможность работать с командой, ознакомиться с технической стороной дела, подготовиться физически и морально – подобная работа тоже ведется. Важно не только то, что происходит на трассе, но и за ее пределами. Этой зимой нам надо многое сделать», – уверен канадец.

Соразмеряя ожидания
Он достаточно умен, чтобы понять: в Формуле 1 его ждет множество вызовов.

«Я думаю, с точки зрения скорости на одном круге вам нужно выжимать всё из машины, – продолжает Лэнс. – Как в Формуле 3 на протяжении всей гонки – там надо атаковать на 100%. Машина Ф3 учит тебя как раз этому – всегда выжимать максимум, и именно поэтому она так хороша для обучения.

Это еще и отличный чемпионат с высоким уровнем конкуренции. Там постоянно надо демонстрировать свои лучшие качества, чтобы выигрывать гонки и добывать поулы. Ф1 сложнее во многих отношениях. Я думаю, самое сложное – это работа с шинами и экономия топлива. К этому я не привык, и этому мне придется научиться в течение сезона. Нет какой-то одной области, в которой мне надо было бы прибавить. Всё будет зависеть от мелочей. Так что работаю над всем сразу.

Ничто не подготовит меня к участию в гонках лучше, чем сами гонки. Я могу готовиться сколько угодно, но пока ты не окажешься в определенной гоночной ситуации, ты никогда не будешь знать, как на нее реагировать. Тесты в Барселоне станут очередной возможностью узнать Ф1 чуть лучше перед первой гонкой».

Стролл приходит в Формулу 1 на фоне смены технического регламента – одной из самых серьезных за последние годы. С одной стороны, опыт может помочь приспособиться быстрее. С другой – адаптироваться к новым машинам придется всем, неважно, новичок ты в Формуле 1 или нет.

«Я не думаю, что это делает мою задачу легче или сложнее. Я думаю, машина просто будет другой, – уверен гонщик. – В следующем сезоне будет другая формула. Опыт всегда помогает, но в определенном смысле всё это тоже играет мне на руку, потому что все будут начинать с нуля. Если бы машины остались прежними, мне было бы чуть сложнее догонять. Но всё это лишь разговоры. Я просто собираюсь подготовиться настолько хорошо, насколько это возможно. Нет смысла слишком долго говорить об ожиданиях».

Самым большим вызовом может стать «физика». Скорость в поворотах возрастет, а вместе с ней возрастут и нагрузки. Стролл понимает, что ему надо очень хорошо тренироваться.

«Я бы не сказал, что должен всё начинать с начала, потому что в Формуле 3 тоже нужен высокий уровень физической подготовки, – уверен он. – Да и в целом мы начинаем следить за этим достаточно рано. Но в следующем году будет сложно. Наверняка никто не знает, но если всё пройдет как задумано, и резина будет обеспечивать намного больше сцепления, а машины станут на пять секунд быстрее, то да – будет сложно. Но я готовлюсь, как только могу. Так что это тоже вызов. Тяжело будет не только с технической точки зрения, но и с физической, однако я с нетерпением жду первых кругов».

Всё в его руках. Неограниченные финансовые возможности отца помогли ему добраться до Ф1 кратчайшим путем, но никакие деньги мира не смогут обеспечить ему перевес над напарником по команде в Формуле 1. Лэнсу придется одолеть его на трассе. И именно по тому, как он будет смотреться на фоне другого гонщика Williams, его будут судить в первую очередь.

«Я всё тот же, – уверен Стролл. – Я гонщик. Такой, каким был на протяжении всей жизни до этого. Не важно, Формула 3 это или Ф1, меня ждет новый шаг в карьере. Вокруг будет больше камер, больше людей, но я думаю о Ф1, как о новой серии, в которой тоже выступают гонщики. Такие же, как я.

Независимо ни от чего я буду продолжать выкладываться на 100%. Это всё, что в моих силах. Больше я сделать не могу. Я занимался этим на протяжении всей карьеры. Я выигрывал чемпионаты, и это помогло мне добраться до тех позиций, где я нахожусь сейчас. Без титулов я бы здесь не оказался. Но теперь это уже не имеет никакого значения. Потому что всё о чем надо думать сейчас – это будущее.

Новый вызов, новый год, я работаю с новой для себя командой. Мне сразу удалось со всеми поладить. Я постараюсь получить удовольствие, потому что подобная возможность предоставляется только раз в жизни».

Будет очень интересно понаблюдать за тем, сможет ли он дать достойный ответ скептикам. Клэр Уильямс уверена, что у Лэнса есть для этого всё необходимое.

«Все знают, что в нашей команде привыкли рисковать, – говорит она. – Но я думаю это великолепно – давать шанс молодым пилотам, привносить новую кровь. Мне кажется, это волнующе. Мы должны позволить этому парню доказать, что он заслуживает места в кокпите. Я бы не доверила ему машину, если бы не была уверена, что он может принести результат».

http://ru.motorsport.com/f1/news/analiz-smozhet-li-stroll-pristydit-svoikh-kritikov-862816/ 

4 Отзыва