24.12.2016 21:13
Редакция Motorsport.com Россия решила в этом году не выделять лучших и худших гонщиков – гораздо интереснее выбрать тех, кто в прошедшем сезоне разочаровал, выступив ниже ожиданий, а также тех, кто сумел удивить вопреки всему.
Мы провели опросы на сайте и в социальных сетях среди читателей, а также устроили голосование внутри редакции, по итогам которого выделили семерку гонщиков, которые разочаровали нас больше других. Мы подчеркиваем – это не рейтинг худших пилотов сезона, это те гонщики, от которых ждали большего. И мы очень надеемся, что в следующем году они смогут нас удивить.
7. Льюис Хэмилтон, Mercedes (2-е место в чемпионате, 380 очков)
Семерку разочаровавших гонщиков открывает Льюис Хэмилтон – хотя, казалось бы, попасть в такой список с десятком выигранных гонок за сезон невозможно. Но выступлениями в последние годы англичанин поднял планку ожиданий от себя до невообразимых высот – от Хэмилтона ждут только побед, и в этом сезоне многие предрекали ему третий чемпионский титул подряд.
Однако Льюис проиграл чемпионат своему напарнику Нико Росбергу – можно кивать на обилие технических проблем, на невезение, но англичанин действительно не сумел сохранить то весомое преимущество, что было у него над немцем в 2015 году. А в последней гонке сезона Хэмилтон едва не испортил отношения с командой, не подчинившись приказу и пытаясь оттормозить напарника под атаки соперников ради шанса стать чемпионом.
В карьере Льюиса случались осечки – англичанин собственными руками лишил себя титула в 2007 году, а сезон-2011 стал для него сплошным разочарованием. Но каждый раз Хэмилтону удавалось оправиться от неудач и вернуться еще более сильным – чемпионом мира он стал именно после поражения в 2007-м. Льюис по-прежнему великолепный гонщик и главный фаворит в борьбе за победу в 2017 году.
6. Нико Хюлькенберг, Sahara Force India F1 (9-е место, 72 очка)
Поражение от Серхио Переса во внутрикомандном противостоянии в сезоне-2015 казалось стечением обстоятельств – стабильность, присущая Нико, куда-то испарилась, и немец неожиданно уступил мексиканцу. В этом году от Хюлькенберга ждали перехвата инициативы, но получилось наоборот – Перес лишь нарастил преимущество над партнером по команде. Да, Нико по-прежнему лучше удавались квалификации, но в плане гоночного темпа и обращения с резиной его напарник был лучше. В итоге Серхио набрал более сотни очков и завоевал для Force India два подиума, а Нико проиграл ему почти три десятка баллов и вновь не сумел добраться до первого в карьере призового шампанского.
Можно сказать, что это говорит не столько о проблемах Нико, сколько о прогрессе Переса, но факт остается фактом – если несколько лет назад Хюлькенберг считался главным кандидатом на переход в топ-команду, то в этом сезоне коллективы с вакансиями в первую очередь смотрели в сторону его напарника. Карьера немца, который год прозябающего в командах середины пелотона, забуксовала и ей требуется перезагрузка – в следующем году Хюлькенберг ее получит в Renault. В Энстоуне от Нико ждут многого – ему пора снова доказать, что он по-прежнему один из самых сильных и недооцененных гонщиков Формулы 1.
5. Эстебан Гутьеррес, Haas F1 Team (21-е место, 0 очков)
За два года, проведенные в Sauber, мексиканец показал себя заурядным рента-драйвером, прилично уступив напарникам. Гутьеррес всего лишь один раз набрал очки, и по окончании сезона-2014 швейцарская команда с ним рассталась. 2015 год мексиканец провел в системе Ferrari и перед сезоном-2016 сумел подписать контракт с командой-новичком Haas благодаря поддержке спонсоров. После неудач в Sauber от Эстебана не ждали многого, но, к сожалению, в прошедшем чемпионате он потерпел сокрушительный провал – как иначе назвать тот факт, что мексиканцу не удалось набрать ни одного очка, в то время как его напарник Ромен Грожан заработал целых 29 баллов?
Да, Эстебану не везло с надежностью техники, он пять раз финишировал в шаге от очковой зоны и несколько раз сумел неплохо квалифицироваться – но в целом Грожан выглядел на две головы выше. Нервы Гутьерреса сдали в конце сезона, когда стало ясно, что в Haas не собираются продолжать с ним сотрудничество – после очередной неудачи он сорвал злость на боссе команды Гюнтере Штайнере. На данный момент Эстебан сидит без работы и после такого сезона помочь ему может лишь щедрость мексиканских спонсоров.
4. Джолион Палмер, Renault Sport F1 Team (18-е место, 1 очко)
Фигура Джолиона Палмера стала самой противоречивой в российской редакции Motorsport.com – одни журналисты назвали англичанина едва ли не главным разочарованием сезона, в то время как другие защищали его и даже предлагали включить в список тех, кто сумел превзойти ожидания. Однако по итогам голосования Джолион все же вошел в антирейтинг.
Сезон Палмера можно разделить на две половины – в первой англичанин выглядел настолько плохо, что, по слухам, мог даже досрочно лишиться места в Renault. Джолион допускал ошибки, проваливал квалификации и невразумительно ехал в гонках, не лучшим образом выступая на фоне Кевина Магнуссена.
Однако затем англичанин смог выправить положение, начав выступать на уровне напарника и даже несколько раз опередил его. Тем не менее, год трудно признать успешным – Джолион уступил датчанину по всем показателям, заработал всего одно очко и остался в Renault во многом благодаря уходу Магнуссена. Сделаем Палмеру скидку на сложности дебютного сезона и ждем прогресса в 2017 году – чтобы остаться в Формуле 1, Джолиону нужно серьезно проапгрейдить свой уровень.
3. Кевин Магнуссен, Renault Sport F1 Team (16-е место, 7 очков)
А вот от кого однозначно ожидали большего, так это от Кевина Магнуссена. В феврале он виделся будущим лидером Renault – многие считали несправедливым лишение датчанина места боевого пилота McLaren в конце сезона-2014 и верили, что уж в Энстоуне Кевин сумеет себя проявить. Тем более, что его напарником стал довольно возрастной новичок, выигравший титул в GP2 лишь на четвертый год выступлений.
Магнуссен действительно начал здорово, «укатывая» Палмера, а в Сочи и вовсе провел блестящую гонку, положив шесть очков в копилку Renault. Уровень машины RS16 не позволял рассчитывать на частое попадание в топ-10, так что значение того успеха трудно переоценить. В некоторых Гран При Кевин выглядел молодцом и доказывал правильность выбора команды из Энстоуна.
Но во второй половине сезона преимущество Магнуссена над Палмером исчезло – Кевин перестал удивлять на трассе, при этом в многочисленных интервью призывая Renault поскорее принять решение по составу пилотов. Предложения заключить контракт более, чем на один год, датчанин не дождался – вероятно, в Энстоуне не видели долгосрочных перспектив в сотрудничестве с ним. В итоге Кевин перешел в Haas после сезона, которым вряд ли может быть полностью доволен.
2. Себастьян Феттель, Ferrari (4-е место, 212 очков)
Себастьян во второй раз в карьере провел сезон, в ходе которого не выиграл ни одной гонки – это ли не считать разочарованием? Конечно, с одной стороны, немец в этом году собрал все несчастья – у него отказывала техника, взрывались шины и главное – команда не раз выбирала для Себа провальную тактику. Но и сам Феттель вряд ли может быть собой доволен – в этом году он далеко не всегда выглядел лидером Ferrari, зачастую оставаясь в тени своего напарника Кими Райкконена. Себ уступил финну в квалификационной дуэли и лишь ненамного опередил его в общем зачете – напомним, в прошлом сезоне немец разгромил Кими. Это стало неприятным сюрпризом для поклонников четырехкратного чемпиона.
Феттель несколько раз не лучшим образом проявил себя во время стартов – во время Гран При Китая маневры Себа (испугавшегося резкого старта Квята) стали причиной разворота Райкконена, а в Малайзии немец умудрился столкнуться со своим соотечественником Нико Росбергом. Кроме того, немецкий гонщик несколько раз излишне эмоционально вел себя в радиоэфире – на это ему указал даже президент Ferrari Серджио Маркионне. Себастьяна можно понять – сезон и для него, и для его команды сложился совсем не так, как предполагалось в начале года. Однако такое поведение – не то, чего ждут в Скудерии от своего лидера.
1. Даниил Квят, Scuderia Toro Rosso (14-е место, 25 очков)
Лидером внутриредакционного голосования стал, увы, Даниил Квят. Российский гонщик начинал сезон пилотом Red Bull с надеждами регулярно бороться за высокие места, но после нескольких неудач на старте сезона была переведен в Toro Rosso. Такой удар под дых негативно сказался на выступлениях Даниила – у россиянина ничего не получалось, и с момента «понижения» он набрал всего лишь четыре очка в 17 Гран При. А ведь в Китае Квят провел блестящую гонку и финишировал на подиуме…
Даниилу не удавались квалификации, не хватало темпа в гонках, и в итоге он существенно уступил своему напарнику Карлосу Сайнсу. Однако ближе к концу сезона уверенность в себе вновь начала возвращаться к россиянину – он сумел собраться и провести несколько сильных этапов. Но уровень Toro Rosso, к сожалению, не позволил ему добиться многого. Впрочем, во многом благодаря тем выступлениям Хельмут Марко поверил в Даниила и оставил его в команде на сезон-2017.
Мы надеемся, что Квят сумеет окончательно оправиться от жестокого психологического удара, полученного весной, и оставит этот чемпионат позади. В сезоне-2015 Даниил доказал, что может бороться на равных с лучшими гонщиками мира, опередив в личном зачете напарника по Red Bull Даниэля Риккардо. Россиянин должен начать следующий сезон с нуля и провести его на высоком уровне – он уже показывал, что способен на это.
Разочарование года в Ф1. Мнение читателей
Мнение читателей практически совпало с мнением редакции – большинство посчитало Даниила Квята главным разочарованием сезона-2016. Второе место прочно занял Себастьян Феттель – от пилота Ferrari явно ждали гораздо большего. Голоса за остальных гонщиков распределились довольно равномерно, но чуть больше остальных набрал уволенный из Haas Эстебан Гутьеррес.