Картинг: все, что вы хотели знать, но забывали спросить

14.12.2016 11:45

 

Картинг в России становится все популярнее, и уже многие молодые папы, вдоволь накатавшись сами, представляют, как их пацан (а то и девчонка) садится за руль, рвет всех и вся, и становится чемпионом мира в «Формуле-1». Какой футбол и балет? Только картинг, только хардкор! Но все ли так просто? Наш эксперт – сам успешный картингист, проводит небольшой ликбез для тех, кто спит и видит своего ребенка за рулем этого мини-болида.

 

Представьте себе ручеёк. Начиная свой путь узкой и нерешительной ниточкой воды, пробираясь сквозь различные препятствия, он становится мощнее и шире, чтобы в конце пути стать огромным потоком, несущимся к морю.  В мире автоспорта, море — это «Формула-1», а описанный нами путь — это дорога гонщика «Королевских гонок». А с чего она началась? Правильно, с маленького ручейка. Именно с ним можно сравнить картинг.

По сути, это старт, первая ступень в мир большого автоспорта. Именно с него начинали практически все пилоты «Формулы 1». Проще найти российского туриста в Египте, чем гонщика, который бы не начал свою карьеру за рулем карта.

Этот доступный вид автомобильных гонок появился после Второй мировой войны в США, когда лётчики развлекались, устраивая гонки по взлётному полю на тележках для транспортировки авиабомб. Можно сказать, война - войной, а гонки по расписанию. Само слово «карт» переводится с английского просто - «тележка». Правда, мы могли бы ничего не знать о картинге, если бы не мистер Арт Инглс. Этот механик фирмы "Кёртис крафт компани", выпускавшей гоночные автомобили, решил снабдить тележку мотором, и в августе 1956 года представил на автогонках в Помоне первый карт. Представляем, как на него смотрели! Хотя, судя по некоторым «творениям» китайского и российского автопрома, кое-кто продолжает следовать заветам Инглса, ставя мотор на все, что попадется под руку.

 

С какого возраста можно садиться за руль карта?

Однозначного ответа нет - все зависит от ребёнка. Даже если у него есть непреодолимое желание принимать участие в гонках на мини-автомобилях, родителям нужно правильно оценить способности своего чада. Запомните, что желание и умение – это разные вещи. Хотя, если первым словом на букву «П» от вашего чада стало слово «Порше», то можете рискнуть.

Официально, юным пилотам лицензия на участие в соревнованиях выдаётся с шести полных лет, но некоторые дети в этом возрасте ещё просто не готовы к «битвам» на треке. Психология победителя – это не просто красивые слова из курса бизнес-тренера «Как с помощью умных слов заставить аудиторию отдать вам деньги». Это реальность, которую видно даже по начинающему спортсмену. Если вы считаете, что ребенок готов к борьбе на трассе, то заниматься в секции и гонять на тренировках без лицензии никто не запрещает. Бывает, что и 4-х летние детишки с лёгкостью управляются с картом, а в шесть лет уже начинают выигрывать первые соревнования. Тут уж точно – управлять картом многие великие чемпионы автогонок научились раньше, чем читать.

 

Первый карт двухкратного чемпиона "Формулы-1", Фернандо Алонсо, даже поместили в музей

 

Куда пойти учиться?

Не стоит сразу бежать и покупать ребенку карт, если он вдруг загорелся желанием повторить путь Фернандо Алонсо. Для начала лучше отправиться в центр прокатного картинга и дать ему попробовать покататься на маломощном болиде. Если и после этого ему все нравится, можно думать и о профессиональной секции. Там малыша научат основам управления карта, правильной траектории прохождения поворотов и всем базовым знаниям, которыми должен обладать молодой пилот.

Если вы чувствуете, что картинг — это не цель всей жизни ребенка, то лучше продолжить ходить на тренировки в секцию при прокате, но без фанатизма. Что говорится – для себя. Он будет получать удовольствие от гонок со своими сверстниками, а полученные знания в будущем помогут освоить автомобиль. Потом ребенок с теплотой будет вспоминать эти годы, рассматривая фотографии. Но не больше.

 

Сколько это стоит?

Но если вы замечаете, что ваше чадо прогрессирует, что твой Шумахер, с радостью принимает участие в тренировочных заездах и уверенно себя чувствует, управляя микро-болидом на треке, то стоит задуматься о начале его профессиональной карьеры.

И в этом случае есть два варианта:

Вариант №1: дорогой, но эффективный

Вы должны чётко понимать, что, хотя картинг и является самым дешёвым видом профессионального автоспорта, он требует громадных финансовых вложений.

Давайте считать вместе. К примеру, рама для детского карта обойдётся вам в 2000 евро, двигатель к ней - ещё в 1650. Заплатив 3650 евро, вы ожидаете получить на выходе что-то уровня космического корабля «Тысячелетний сокол», но, на самом деле, становитесь владельцем полуразобранного карта. Придётся потратить ещё несколько сотен евро на такие мелочи, как телеметрия, колёсные диски, звёзды, цепи и прочее. Как вы понимаете, курс европейской валюты также делает «тележку» дороже с каждым днем. А вы думали, с вами тут в игрушки играют?

 

 

И вот вы собрали карт. Думаете, расходы закончились? Как бы не так! Если карт — это разовое вложение на несколько лет, то после его покупки на вас навалятся постоянные расходы. Самое понятное – это топливо и шины. Двигатель мини-болида двухтактный, поэтому бензин, на котором ездит карт, разбавляется специальным моторным маслом. Его цена - около 800 рублей за литр. Также понадобится специальная резина. Комплект гоночных покрышек, которых хватает лишь на 1 гонку, стоит как половина ВВП государства Кирибати – 11 000 рублей. Согласитесь, вырастить футболиста кажется все более заманчивой идеей. Не говоря уж о том, что в один прекрасный момент ваше чадо вдруг может сделать рот подковкой и решительно заявить, что намерен оставить карьеру гонщика и заняться чем-то более... Скажем, стать стилистом. .. Мда.

Однако, вернемся к финансам.

Уже выключили калькулятор на телефоне? Подождите, мы еще не закончили. Во-первых, часто появляются непредвиденные расходы. Они возникают из-за аварий, поломок и некачественного обслуживания карта. Во-вторых, мы забыли о пилоте. Экипировка для него – это не просто красивый внешний вид, но и повышенные требования по безопасности. В стандартный набор входят комбинезон, перчатки, ботинки, защита для рёбер, поддержка шеи и, естественно, шлем. Такой набор стоит около 1000-1500 евро. Экономить на этом не рекомендуется - неправильно подобранная защита может привести к травмам, что выльется в дополнительные расходы на врача. Добавьте сюда затраты на переезды и транспортировку карта, а также оплату труда тренера и аренду гоночной трассы. Все больше кажется, что карт отлит из золота?

Если вы устали считать, можем предложить такой вариант – вы сразу платите около миллиона рублей и просто гоняете весь год в свое удовольствие. Такая услуга есть у специальных гоночных команд. В эту сумму входят все переезды, обслуживание карта, работа с пилотом и организационные вопросы на протяжении всего сезона для участия в чемпионатах России, округа, области, города. За эти деньги вы получаете заточенную под вас команду, и отныне главная задача - лишь улучшать и улучшать время прохождения круга.

Кстати, вот вам небольшой лайфхак, на чем можно сэкономить. На гоночной одежде. Нет, не нужно бежать в секонд-хенд за комбинезоном, а лучше просто выбрать модель подешевле из представленного ассортимента специального картингового магазина. В них продаются только вещи, прошедшие омологацию Российской автомобильной федерации, что позволит вам разнообразить выбор и не переживать по поводу того, что из-за неправильного шлема вас не выпустят на старт.

Но, помните, мы говорили, что есть и другой вариант стать картингистом? Вот и он.

В большом спорте за рубежом мы не раз слышали историю о том, как молодой гонщик показал себя с лучше стороны на соревнованиях, после чего с ним заключили контракт и теперь у него все хорошо. Даниил Квят не даст соврать. Но это в Red Bull, а вот в России еще совсем недавно с этим были проблемы. Отрадно, что в последнее время появились картодромы, которые помогают развиваться молодым спортсменам. Как это работает?

Обычно, картинговый центр организует чемпионат, в котором может принять участие любой желающий, сделавший стартовый взнос. Обычно что-то около 2000 рублей. Победители чемпионата могут попробовать себя в профессиональном картинге. Им выдаются гоночные машины, на которых они принимают участие в чемпионате города, соревнуясь уже с профессионалами. Повезло стать лучшим и тут? Есть шанс получить путевку в большой спорт.

 

 

Конечно, не во всех городах есть такие спонсорские программы, но то, что они начинают появляться, внушает оптимизм в будущее российского картинга. Так что не все так печально: если ваш ребёнок действительно быстр на трассе, то с каждым днём его шансы возрастают. Учитывая, что таких возможностей с каждым годом становится все больше, лучше начинать готовиться к ним прямо сейчас.

Мы описали два пути по которым можно пойти, но нужно понимать то, что если ваши финансовые возможности позволяют, лучше не «сидеть в прокате» долгое время, а заключать контракт с командой, покупать все необходимое и ехать на соревнования. Картинг – это тот вид спорта, где успех прямо пропорционален вашим силам и финансам. Чем больше тратите – тем больше получаете.  Экономия резины может привести к проигрышу в гонке. Экономия на количестве тренировок приведёт к нехватке опыта пилота во время соревнований, а скупость при выборе экипировки, может привести к травме.

 

Опасен ли картинг?

Нет! Конечно, гонять на треке опаснее, чем валяться на диване, но сравнивая этот спорт с подобными, например, с мотокроссом, можно констатировать, что картинг куда безопаснее. Пилоты ездят в фирменной и качественной защите, организаторы соревнований постоянно следят за порядком на треке, да и карты довольно безопасны. Максимум, что можно заработать во время гонки – ушиб или ссадину.

Вот пример из личного опыта: порою видишь, как сталкиваются 5-10 пилотов. Карты разлетаются в разные стороны. Родители уже хотят выбежать на трассу, но тут дети сами встают и идут к комиссарам дожидаться конца гонки. Бывают и курьёзные случаи: пилот, случайно попавший под «замес» встаёт, «благодарит» зачинщика аварии парочкой подзатыльников, садится в свой карт и продолжает гонку.

 

Есть ли перспективы у картингиста в России?

Честно говоря, его перспективы в нашей стране довольно туманны, но понемногу начинают проглядывать. Наши ребята соревнуются с мировыми звёздами на чемпионатах Европы и мира. Другой вопрос, что наш уровень в этом спорте настолько мал, что пока нам сложно конкурировать с зарубежными пилотами на должном уровне. К примеру, чемпион России на чемпионате Италии финиширует примерно 20-м. И это, если повезёт. У них лучше площадки, заинтересованнее спонсоры, да и просто – погодные условия позволяют тренироваться почти круглый год. К сожалению, на сегодняшний день разница между нашим уровнем и планкой, которую установили итальянцы, примерно такая же, как у футболистов сборной России и сборной Испании. Поэтому, если хотите добиваться больших высот в этом спорте, то вам придётся гонять и тренироваться именно там. К слову, те, кто сейчас выигрывают чемпионат России, проводят в Италии больше времени, чем дома. Нам есть чему поучиться у европейцев.

 

 Всех угадали?)

 

Надеемся, что в этом материале мы ответили на все основные вопросы родителей, чьи дети начинают болеть гонками. Но это лишь самые простые вопросы и ответы. На самом деле, предстоит преодолеть великое множество самых разнообразных подводных камней, и это всего лишь начало...

 


* Отредактировано автором 14.12.2016 в 11:50
2 Отзыва