Одна человеческая сила

12.12.2016 12:21

 

Фото.   Джек Брэбэм и его бронзовый бюст на Гран-При Австралии 

Первый титул Джэка Брэбэма * был одним из самых эпичных в истории чемпионата мира. Уик-энд в Себринге (США) 57-летней давности стал знаковым в истории Формулы 1 не только из-за первого титула, добытого на болиде с задним размещением двигателя, но и из-за того, что австралиец стал чемпионом,.. дотолкав свой болид до финиша!

 Зеленые крохотные болиды
Cooper T51 появился в 1950-х в младших Формулах, но отсутствие мощного двигателя мешало ему выходить на старт регулярно. Все изменилось в 1959 году, когда Coventry Climax представил новый рядный четырехцилиндровый 2,5-литровый мотор.
Маленькие зеленые болиды впервые составили конкуренцию Ferrari Dino 246 в борьбе за титул чемпиона мира и Кубок конструкторов. Лидером команды Джона Купера стал Джэк Брэбэм, а его напарником – молодой Брюс Макларен.


 Фото :Cooper T51 команды Cooper Car Company

Расклады чемпионской битвы
На крохотном Т51 австралиец уже в первой гонке сезона в Монако одержал свою дебютную победу. Второй успех пришел на четвертом этапе в Эйнтри после старта с поула. В том сезоне Джэк всегда поднимался на подиум, если финишировал. Такая стабильность позволила ему возглавить личный зачет перед финальной гонкой чемпионата. Впервые сезон заканчивался в декабре, да еще и на первом в истории чемпионата Гран-при США.
На заключительном этапе у Брэбэма было двое соперников. Стирлинг Мосс, который выступал на Cooper T51 в частной команде RRC Walker Racing Team, а в середине сезона – на BRM P25, финишировал только в трех гонках. Он был вторым в Великобритании и победил в Португалии и Италии. Тони Брукс, в свою очередь, поднялся на вторую ступень пьедестала в Монако, победил во Франции и одержал победу в уникальной гонке на трассе АФУС в Германии. Та гонка стала последней в его карьере – больше очков до последнего девятого этапа он не завоевывал.
В том сезоне учитывались пять лучших результатов. Джэк Брэбэм мог улучшить свой очковый запас, только в случае финиша на втором месте или победы. Иначе он должен был надеяться, что Брукс не победит, а Мосс закончит гонку не выше третьего места.


Фото: Cooper T51 команды RRC Walker Racing Team

Если с точки зрения зрительского интереса и коммерческого успеха Гран-при США в Себринге стал провальным (болельщиков было вдвое меньше, чем на 12 часах Себринга), то с точки зрения зрелища этап был весьма напряженным. Девятнадцать болидов, вышедших на старт, удерживали внимание зрителей до самого финиша. Cooper Car Company выставила два Т51 с Брэбэмом и Маклареном за рулем. Команда Роба Уолкера в помощь Стирлингу выставила второй болид с Морисом Тринтиньяном. Для прикрытия тылов Брукса Ferrari выставила еще три Ferrari 256, в которые усадила Клиффа Эллисона, Вольфганга фон Трипса и Фила Хилла. Для американца болид раскрасили в цвета США.
Неудачи соперников
На этап заявилась звезда Индианаполиса Роджер Уорд с… миджетом Kurtis Kraft-Offenhauser. Наверняка организатор Алек Уллманн рассчитывал на 100-процентную американскую команду. Первый ряд заняли гонщики на Cooper T51. Мосс опередил на три секунды Брэбэма и на пять Гарри Шелла из команды Ecurie Bleue. Брукс оказался во втором ряду вместе с Тринтиньяном. Уорд стартовал последним с 43-секундным отставанием, а в гонке и вовсе сошел!
Стирлинг с самого начала оторвался от преследователей и увеличил отрыв до десяти секунд. Однако уже после пяти кругов коробка передач на синем Cooper приказала долго жить – мгновенная капитуляция в борьбе за корону чемпионата. Пелотон возглавил Black Jack, который до часу ночи работал над болидом с механиками Cooper.


 Фото Джэк Брэбэм лидирует вместе со своим напарником Брюсом Маклареном

Неудача постигла и Брукса, который в первом повороте столкнулся с фон Трипсом. Вместе они провалились во второй десяток, а Тони отстал на две минуты и практически потерял шансы на титул. Тылы Джэка были в безопасности: позади ехал Макларен, а третьим в четырех секундах – Тринтиньян.
Последний рывок
Последний круг. Последний поворот. На прямой старт-финиш появляется зеленый болид. Джон Купер ликовал — ведь он думал, что это Брэбэм. Однако финишную черту пересекает Брюс Макларен. Что-то случилось с Джэком? А Джэк перед гонкой, боясь оказаться не очень быстрым, решил заправить болид топливом не под завязку. Это ему и аукнулось — за несколько сот метров до финиша баки опустели. Австралийцу больше ничего не оставалось, как толкать болид.
Это сейчас гонщиков классифицируют, даже если они не финишируют – достаточно преодолеть 90 % дистанции гонки. А тогда гонщик должен был обязательно увидеть перед собой клетчатый флаг. Джэка обогнал не только Тринтиньян, но и Брукс. К счастью, остальные гонщики проиграли не менее трех кругов. Измученный Брэбэм финишировал четвертым спустя 4 минуты и 58 секунд после Брюса, стал первым австралийским чемпионом мира и первым чемпионом на заднемоторном болиде.

После финиша Джэк Брэбэм упал, едва не потеряв сознание. Миссия выполнена!

*Сэр Джон Артур «Джек» Брэбем — австралийский автогонщик, трёхкратный чемпион мира по автогонкам в классе Формула-1. Трое сыновей Брэбема Джефф, Гэри и Дэвид также стали автогонщиками. Родился: 2 апреля 1926 г., Сидней, Австралия   Умер: 19 мая 2014 г., Голд-Кост, Австралия

http://parabolike.com/2016/12/12/brabham 


* Отредактировано автором 12.12.2016 в 12:29
7 Отзывов