«Он должен был стать чемпионом дважды». Смедли о Массе

27.11.2016 12:41

Мы познакомились в 2002 году, когда он приехал на примерку сиденья в Jordan. Я много раз говорил Эдди Джордану: «Ты должен обратить внимание на этого парня. Он очень быстр». Эдди действительно послушал и пригласил Фелипе на базу в Сильверстоун, заодно попросив меня присмотреть за ним во время процедуры. Так мы и познакомились.

Он же просто отличный парень, правда? Человек, который заражает своей открытостью. В то время он был просто довольным жизнью подростком, которому посчастливилось оказаться в паддоке.

Сдружились ли мы сразу? Наверное, все-таки нет. По-настоящему наши отношения начали строиться, когда мы стали вместе работать. Я перешел из Jordan в Ferrari в 2003 году и приступил к обязанностям в начале 2004-го. Он в это время вернулся в Sauber, побыв год тест-пилотом в Ferrari.

Я отработал с ним несколько тестовых программ, и думаю, когда он вернулся в Sauber после годичного перерыва, он уже был намного более зрелым пилотом – определенно, соответствующим уровню, который был нужен команде.

У нас никогда не было проблем. Но самое главное – он был просто супербыстр. Очень-очень быстр. Это было очевидно с самого начала. Возможно, он был незрел в своем подходе, и ему требовалась помощь.

Он вернулся к нам в 2006 году в качестве боевого пилота. Я думаю, с того момента, когда он провел первый сезон в Sauber, и до середины 2007 года, когда он стал уже «готовым продуктом», прогресс был невероятным.

Природный талант у него был всегда. Но у него ушло четыре с лишним года на то, чтобы добраться до уровня, на котором должен быть пилот Ferrari. Мы в команде разработали для него программу, выделив области, над которыми ему надо было работать и в которых ему необходимо было прибавлять. Мы выстроили перед ним структуру – из маленьких задач, которые ему нужно было последовательно решать, чтобы в итоге он был готов ко всему. Даже несмотря на то, что он сам наверняка планировал сразу после прихода в Ferrari одолеть семикратного чемпиона мира и завоевать по итогам сезона титул.

Нам пришлось объяснить: «Этого не случится. Давай поработаем вот над этим и этим». Я думаю, это очень помогло ему добиться прогресса и стать по-настоящему топовым пилотом. Он сильно прибавил. А природная скорость всегда была при нем.

Михаэль Шумахер
Михаэль, определенно, ему очень помог. Я думаю, с Фелипе было так же, как и со всеми – он должен был доказать, что достоин. То же самое было у меня: я пришел из Jordan и был никем. Фелипе был тест-пилотом в команде, потом гонялся за Sauber, он ничего еще не успел выиграть – и он тоже был никем. С Михаэлем вам всегда нужно доказывать, на что вы способны. Но потом, когда вы вошли в круг доверия, его поведение и его отношение менялось по щелчку. Потому что вы становились ему нужны.

Михаэль был в этом очень силен – у него было потрясающее умение организовывать людей вокруг себя. Я думаю, это одно из самых главных его достоинств. Он понимал, как управлять людьми. Он понимал, как сделать так, чтобы они принесли ему максимальную пользу. Не в эгоистичной манере, нет. Конечно, он хотел выиграть чемпионат и сделал это в итоге семь раз, причем не по воле случая, но он был и отличным командным игроком. Потому что он понимал, что ему нужно окружить себя как можно большим числом надежных людей.

Фелипе сильно помог ему в 2006 году. Он позволял реализовывать стратегии, которые помогали Михаэлю опережать Фернандо. Он приезжал вторым, оставляя Фернандо позади. И Михаэль понимал, что всё это играет ему на руку. Поэтому он действительно помогал Фелипе сам, а также людям вроде меня, которые должны были удостовериться, что Фелипе приносит максимальный результат. Так что да – Михаэль действительно ему очень помог.

Фелипе мог быть двукратным чемпионом мира. Он легко мог выиграть титул в 2007-м. Он должен был стать чемпионом в 2008-м.

«Фелипе, Фернандо быстрее тебя»
Насколько сложно было произносить те слова в Хоккенхайме? Очень сложно. Очень. Я был не согласен с тем, что произошло. Это было в корне неправильно – и, наверное, я хорошо дал это понять в сообщении по радио. После этого в Ferrari у меня был очень непростой период. Честно говоря, всё можно было сделать, по крайней мере, красивее.

Фелипе был впереди. Разница в их темпе с Фернандо была не столь и велика. На определенных отрезках гонки он был быстрее – на других быстрее был Фелипе. Его застало врасплох то, что приказ последовал неожиданно. Мы разработали стратегию перед гонкой. Но в итоге оказалось, что она была не нужна.

Я думаю, он был просто ошарашен. Это была странная ситуация. Они гоняются, он впереди, он лидирует в гонке. Они вместе уезжали от Феттеля – никакой угрозы не было. У него наверняка было много вопросов в голове… Почему мы должны это делать? Это же Германия. Это не конец сезона, мы только в середине чемпионата. Что происходит? И именно с этим, как мне кажется, ему было справиться сложнее всего.

Могли бы мы что-то сделать иначе? Я думаю, что мы оба в итоге поступили правильно. Я не хочу сейчас показаться не командным игроком. Потому что я всегда отлично умел играть в команде. Но я думаю, всем нравится играть только тогда, когда они четко знают правила. Но если они меняются по ходу игры, и мы об этом не в курсе – в отличие от других людей, с этим сложно смириться.

Это всё равно, как если бы посреди матча между «Миланом» и «Интером» один из игроков «Милана» взял бы мяч в руки и забросил его в ворота. Вы бы сказали: «Но это не по правилам», а вам бы ответили: «Нет, по правилам. Теперь так можно»…

После этого Фелипе уже не мог изменить ситуацию в Ferrari. Это был поворотный момент. Он осознал, на чем именно сфокусирована команда. Я не говорю о том, правильно было или нет сосредоточиться на Фернандо. Я не собираюсь давать комментарии на эту тему. Потому что я думаю, что Фернандо великолепный гонщик – я много раз повторял это под запись. Можно спорить с тем, правильно это было со стороны Ferrari, но главное в том, что как только Фелипе всё понял, ему было уже очень трудно вернуться.

http://ru.motorsport.com/f1/news/on-dolzhen-byl-stat-chempionom-dvazhdy-smedli-o-masse-854403/ 

4 Отзыва