Битва до последнего. Все, кто стал чемпионом в последней гонке

24.11.2016 10:57

 

За 67 лет проведения чемпионатов Формулы 1 судьба титула решалась в последней гонке 28 раз – если считать 2016 год. В предвкушении предстоящей в Абу-Даби развязки предлагаем вспомнить все 27 предыдущих случаев.


Арена финальной битвы часто менялась: от итальянской Монцы в 1950-м до Арабских Эмиратов в 2016-м. Мы собрали в 27 фотографиях всех чемпионов, определившихся в самой последней гонке сезона – от Льюиса Хэмилтона на Mercedes до Джузеппе Фарины на Alfa Romeo.

 

2014: Льюис Хэмилтон

 

Последний на данный момент чемпионат, решившийся в последней гонке, состоялся в 2014 году. Перед гонкой в Абу-Даби Нико Росберг проигрывал Льюису Хэмилтону 17 очков. Однако в тот раз – единственный за всю историю Формулы 1 – участникам гонки давали двойные очки, поэтому за победу можно было заработать сразу 50 очков. Их получил Льюис Хэмилтон и стал чемпионом мира во второй раз в карьере. Росберг закончил гонку лишь 14-м.

 

 

2012: Себастьян Феттель

 

На финальную гонку сезона в Бразилию Себастьян Феттель приехал, опережая Фернандо Алонсо на 13 очков. Гонка получилась сумасшедшей. Феттель на старте столкнулся с Бруно Сенной и откатился в конец пелотона, после чего всю дистанцию прорывался наверх. Алонсо нужно было финишировать сильно впереди Себастьяна, но максимум, чего он добился – это второй позиции (на которую его пропустил напарник Фелипе Масса). Этого ему не хватило – чемпионом стал Феттель, закончивший гонку шестым, а Алонсо навсегда запомнил русскую фамилию Петров.

 

2010: Себастьян Феттель

 

На последней гонке в Абу-Даби шансы на титул сохранялись у Фернандо Алонсо (Ferrari, 246 очков), Марка Уэббера (Red Bull, 238 очков), Себастьяна Феттеля (Red Bull, 231 очко) и Льюиса Хэмилтона (McLaren, 222 очка). Во время гонки Алонсо нейтрализовал Виталий Петров, возивший испанца за собой до самого финиша; Уэббер нейтрализовался сам, финишировал лишь восьмым; а Хэмилтон хоть и занял второе место, но догнать по очкам победившего Себастьяна Феттеля уже не мог. В тот день немец выиграл свой первый из четырех титулов.

 

2008: Льюис Хэмилтон

 

Самая драматичная развязка чемпионата за всю историю Формулы 1. В Бразилии чемпионом должен был стать местный герой Фелипе Масса, но даже победа не позволила ему выиграть титул. Льюис Хэмилтон в последнем повороте последнего круга обогнал в борьбе за пятое место Тимо Глока – и этого ему хватило. Бразилия рыдала от горя, в то время как Хэмилтон плакал от счастья, ведь он стал чемпионом всего на второй год в Формуле 1.

 

 

2007: Кими Райкконен

 

В 2007 году должен был побеждать пилот McLaren – Фернандо Алонсо или Льюис Хэмилтон, но выиграл гонщик Ferrari Кими Райкконен. Перед последней гонкой в Бразилии именно у него было меньше всего шансов на титул, но в итоге финн опередил испанца и британца всего на одно очко. Став последним на данный момент чемпионом Ferrari.

 

2006: Фернандо Алонсо

 

Второй и последний на данный момент чемпионский титул Фернандо Алонсо выиграл в последней гонке 2006 года. Задача была не из сложных: ему мог помешать только завершающий карьеру Михаэль Шумахер, но для этого немцу надо было победить при сходе испанца. Восьмой титул Шумахеру не дался: он закончил гонку в Сан-Паулу лишь четвертым. Алонсо же доехал до финиша вторым и праздновал победу в чемпионате.

 

2003: Михаэль Шумахер

 

На последней гонке сезона в Японии титул разыгрывали Михаэль Шумахер на Ferrari и Кими Райкконен на McLaren. В квалификации финн оказался восьмым, а немец аж 14-м. Кими надо было побеждать в гонке при условии, что Шумахер очков бы не набрал. Необходимые Райкконену условия были почти соблюдены – он почти выиграл (заняв второе место), а Шумахер почти не заработал очков (но все-таки финишировал восьмым и получил один балл). Титул достался Шумахеру, который побил рекорд Хуана-Мануэля Фанхио, став шестикратным чемпионом Формулы 1.

 

1999: Мика Хаккинен

 

Мало кто мог предсказать это в начале 1999 года, но в последней гонке сезона в Японии шансы на титул остались только у Мики Хаккинена из McLaren и Эдди Ирвайна из Ferrari. Напарник Ирвайна Михаэль Шумахер выбыл из борьбы еще летом, сломав на Гран При Великобритании ногу. Ирвайн героически взял статус лидера команды на себя и протащил интригу до финального этапа, но на Сузуке по всем параметрам уступил Хаккинену, который выиграл гонку и свой второй чемпионский титул.

 

1998: Мика Хаккинен

 

Свой первый титул в Формуле 1 Мика выиграл тоже в Японии – и тоже в борьбе с Ferrari, но уже Михаэля Шумахера. Для Шуми все пошло не так с самого начала: заглохнувший мотор на старте, последнее место, прорыв, прокол, сход. McLaren праздновала первый успех в чемпионате со времен Айртона Сенны.

 

1997: Жак Вильнев

 

Последняя гонка 1997 года в Хересе вышла на редкость скандальной. В попытке победить в чемпионате Михаэль Шумахер направил свою Ferrari прямо в Williams Жака Вильнева, но немного промахнулся и в итоге сошел, не нанеся критических повреждений машине соперника. Вильнев доковылял до подиума, пропустив вперед Мику Хаккинена и Дэвида Култхарда, и стал чемпионом. А Шумахера лишили всех очков в чемпионате и отправили заниматься общественными работами.

 

1996: Дэймон Хилл

 

Хилл шел к титулу три года, проиграв его в 1994-м и 1995-м. В 1996-м главный соперник Дэймона – Михаэль Шумахер – самоустранился, уйдя в Ferrari, и единственным препятствием британца на пути к чемпионству стал его напарник-дебютант Жак Вильнев. Но на последней гонке в Японии никакой Жак не мог остановить Хилла на пути к его мечте: Дэймон выиграл и стал единственным на данный момент чемпионом – сыном чемпиона мира.

 

1994: Михаэль Шумахер

 

Финал страшного для Формулы 1 1994-го года получился смазанным. На последнюю гонку сезона в Аделаиду приехали два претендента на титул: Михаэль Шумахер (Benetton) и Дэймон Хилл (Williams), но этап не закончил ни один из них. На 35 круге Шумахер ошибся и задел стену, Хилл ринулся атаковать его подбитый Benetton, машины столкнулись, оба сошли, и чемпионом впервые в жизни стал Шумахер. Михаэля обвиняли в умышленном столкновении, но дисквалификации не последовало.

 

1986: Ален Прост

 

Найджел Мэнселл (Williams, 70 очков), Ален Прост (McLaren, 64 очка) и Нельсон Пике (Williams, 63 очка) приехали в Аделаиду примерно с равными шансами на успех. Пилоты Williams заняли первый ряд, в то время как Прост разделил второй ряд с будущим напарником Айртоном Сенной (Lotus). На первых кругах шла напряженная борьба за лидерство, пока соперников за титул не обогнал Кеке Росберг, устремившийся в отрыв. По ходу гонки Пике разворачивало, Прост прокалывал колесо, оба прорывались – за 25 кругов до конца три претендента на титул шли на втором, третьем и четвертом местах. Вскоре лидировавший Росберг сошел, и борьба началась уже за победу. Мэнселлу при этом хватило бы и третьего места – и он на нем шел, когда на 64 круге его шина взорвалась, похоронив шансы на первый титул британца. Испушавшись повторения того же на другой машине, Williams зазвала Пике на пит-стоп, пропустив Алена Проста к победе и его второму чемпионскому званию.

 

1984: Ники Лауда

 

Чемпион 1984 года определился в Эшториле – им стал вернувшийся с пенсии Ники Лауда, опередивший своего молодого напарника Алена Проста. Правда, конкретно в этой гонке француз оказался впереди австрийца, выиграв этап. Лауда финишировал вторым – и этого ему хватило, чтобы завоевать титул с разницей в пол-очка.

 

1983: Нельсон Пике

 

Автодром в Кьялами всего один раз решал судьбу титула. В 1983 году до последней гонки сезона шансы на чемпионство были у Алена Проста (Renault, 57 очков), Нельсона Пике (Brabham, 55 очков) и Рене Арну (Ferrari, 49 очков). Арну сошел уже на девятом круге из-за сгоревшего мотора, Прост дотянул до 35 круга, но тоже сошел, а вот Пике добрался до финиша на третьем месте и взял свой второй титул.

 

1982: Кеке Росберг

 

Отец Нико Росберга Кеке хоть и выграл в 1982 году всего одну гонку, но шансы на титул к последнему этапу в Лас-Вегасе имел выше, чем Джон Уотсон. Британец финишировал вторым, в то время как Росберг – пятым, и все равно чемпионом стал финн. Чем-то похоже на нынешний сезон, не правда ли? Может у них это семейное?

 

1981: Нельсон Пике

 

Нельсон Пике отставал от Карлоса Рейтеманна перед финальным этапов в Лас-Вегасе на одно очко, а в итоге закончил чемпионат с преимуществом в то же самое одно очко. При этом ни один из них даже не поднялся на подиум: бразилец финишировал пятым, а аргентинец восьмым.

 

1976: Джеймс Хант

 

Битва за титул на последней гонке 1976 года в Японии уже из разряда легенд, причем знают эту легенду не только фанаты автоспорта. Увековеченное в фильме "Гонка" соперничество Джеймса Ханта и Ники Лауды продолжалось весь год, даже несмотря на аварию австрийца на Нюрбургринге, едва не стоившую ему жизни. В опасных условиях под проливным дождем на трассе "Фудзи" Лауда рисковать отказался и сошел, а Хант доехал до финиша и вырвал свой единственный чемпионский титул.

 

1974: Эмерсон Фиттипальди

 

Чемпионами на трассе "Уоткинс-Глен" могли стать Клей Регаццони (Ferrari, 52 очка), Эмерсон Фиттипальди (McLaren, 52 очка) и Джоди Шектер (Tyrrell, 45 очков). Регаццони и Шектер очков не набрали, а бразилец финишировал четвертым и стал двукратным чемпионом. Правда, праздник получился грустным: в той же гонке погиб 25-летний австриец Хельмут Кениг.

 

1968: Грэм Хилл

 

Грэм Хилл завоевал второй и последний титул в Формуле 1 красиво, выиграв на своем Lotus финальную гонку в Мексике. Кроме него на титул претендовали Джеки Стюарт (Matra, отставал от Хилла на три очка) и Денни Хьюм (McLaren, шесть очков отставания), но зачетных баллов в той гонке не заработали.

 

1967: Денни Хьюм

 

Шансы на титул перед гонкой в Мексике были только у напарников по Brabham Джека Брэбэма и Денна Хьюма. Основатель команды имени себя закончил гонку на одну позицию выше новозеландца, но Хьюму хватило и третьего места, чтобы выиграть свой единственный чемпионат.

 

1964: Джон Сертиз

 

Впервые в истории Формулы 1 за титул боролись три британца: Джон Сертиз, Грэм Хилл и Джим Кларк. В Мехико лидером приехал Хилл, а уехал – Сертиз, на одно очко опередивший Грэма.

 

1959: Джек Брэбэм

 

В 1959 году на последнем этапе за титул боролись три гонщика – впервые с 1950 года. Джек Брэбэм приехал в американский Себринг с лучшими шансами: победа гарантировала ему титул. Чуть меньше шансов было у Стирлинга Мосса и Тони Брукса. Лидером в гонку с поула ушел Мосс, но на пятом круге его подвела трансмиссия. Тони Брукс в самом начале гонки потерял много времени из-за столкновений и долгого пит-стопа, но к концу гонки прорвался на четвертое место. За полкруга до финиша у лидировавшего Брэбэма кончилось топливо: шедший вторым напарник Брэбэма по Cooper Брюс Макларен увидел, что лидер команды замедлился и тоже сбросил скорость. Австралиец жестами показал Брюсу, чтобы тот не медлил – еще немного, и победу у Макларена увел бы Морис Тринтиньян. В итоге Брэбэма обогнали не только эти два гонщика, но и Брукс, которому все же не хватило этого для титула. Джек руками дотолкал машину до финиша и стал первым австралийским чемпионом Формулы 1.

 

1958: Майк Хоторн

 

Судьбу титула 1958 года решал единственный в истории Гран При Марокко, шедший в зачет чемпионата. Лидером в Касабланку приехал Майк Хотторн – ему достаточно было финишировать вторым, тогда как его сопернику Стирлингу Моссу пришлось бы попотеть – его устроила бы только победа, быстрейший круг, который в те годы приносил одно очко, и финиш Майка не выше третьего места. Мосс свою часть плана выполнил, победа и быстрейший круг достались ему, а титул – Хотторну, которого на второе место пропустил его напарник по Ferrari Фил Хилл.

 

1956: Хуан-Мануэль Фанхио

 

Сразу четыре гонщика боролись за титул до последнего этапа 1956 года в Италии: Хуан-Мануэль Фанхио, Питер Коллинз, Стирлинг Мосс и Жан Бера. В гонке доминировал Стирлинг Мосс, а вот Фанхио на 30-м круге столкнулся с неполадками и был вынужден доехать до боксов и вылезти из машины. По правилам тех лет гонщики могли меняться за рулем одной машины, и команда Ferrari приказала Луиджи Муссо уступить место своему напарнику. Муссо отказался, и для аргентинца, казалось, уже все было потеряно, но тут помочь Фанхио вызвался Питер Коллинз на еще одной Ferrari. Британец отдал напарнику – и конкуренту в чемпионате! – свою машину со словами: "Не хочу выигрывать только из-за того, что у тебя сломалась машина. Я молодой, я еще смогу победить в чемпионате". Фанхио смог финишировать вторым, следом за Стирлингом Моссом, и этого хватило для его четвертого титула. Коллинз так и не стал чемпионом: через два года он погиб.

 

1951: Хуан-Мануэль Фанхио

 

Свой первый из пяти чемпионских титулов Хуан-Мануэль Фанхио завоевал за рулем Alfa Romeo на трассе "Педралбес" в Барселоне в последней гонке 1951 года. Единственным, кто мог ему помешать, был Альберто Аскари на Ferrari. Не помешал: Фанхио выиграл гонку и титул, а Аскари на финише был лишь четвертым.

 

1950: Джузеппе Фарина

 

Первый чемпион Формулы 1 был определен на последней – седьмой – гонке 1950 года. Три гонщика Alfa Romeo приехали в Монцу с минимальной разницей в чемпионате: Джузеппе Фарина был последним из них с 22 очками, у Луиджи Фаджиоли очков было 24, а у Хуана-Мануэля Фанхио – 26. Фанхио сошел на 23 круге из-за поломки коробки передач, Фаджиоли финишировал третьим, а гонку и титул выиграл Фарина, застолбив за собой первую главу всех учебников по Формуле 1.

 


* Отредактировано автором 24.11.2016 в 10:59
7 Отзывов