Статистическая заметка: Чего нам ждать от Гран-При Абу-Даби?

22.11.2016 06:02

Самое первое, самое важное, самое долгожданное.

Конечно, речь идёт об определении Чемпиона Мира 2016 года.

 

Молодые Льюис и Нико

Дебаты болельщиков по поводу заслуженности/незаслуженности восхождения на высшую ступень пьедестала почёта по итогам всего чемпионата того или иного гонщика заводской команды "Мерседес" начались с самых первых гонок сезона, когда в очередной раз стало ясно, что реальных соперников у "Мерседес" как не было, так и нет, а Нико Росберг с места в карьер стал от гонки к гонке наращивать отрыв от Льюиса Хэмилтона, уже приучившего всех к мысли, что он лучше Нико по определению.

Статистическая заметка должна быть аполитична, поэтому я привожу здесь только сухую констатацию статистических вероятностей, одна из которых станет фактом по итогам последней гонки сезона.

Итак, выбор невелик: либо Нико Росберг, либо Льюис Хэмилтон. Условия получения титула и для того и для другого хорошо известны.

Пойдём в направлении от текущего лидера ЛЗ к оппоненту.

 

Хэмилтон

1. Если Росберг станет чемпионом, то:

1.1. Сохранится следующая статистическая закономерность: кто выиграл со старта сезона три или более гонки подряд (у Нико - четыре таких победы), тот и становится чемпионом по итогам сезона!

До Росберга подобными победными сериями на старте выигранных впоследствии чемпионатов отметились следующие гонщики (в хронологическом порядке): Айртон Сенна в 1991 году (4 победы на старте чемпионата), Найджел Мэнселл в 1992 году (5), Михаэль Шумахер в 1994 году (4), Дэймон Хилл в 1996 году (3), Михаэль Шумахер в 2000 (3) и 2004 (5) годах.

1.2. Сохранится следующая статистическая закономерность: кто, не имея в своём активе титулов, выиграл в сезоне три гонки подряд, проиграв при этом чемпионат (у Нико такая ситуация сложилась в прошлом году), станет чемпионом через столько лет, сколько лет подряд он проделывал вышеуказанный фокус.

До Росберга подобным путём прошли: Алан Джонс (три победы подряд в Гран-При без итогового титула в 1979 году, чемпионский титул в 1980 году), Найджел Мэнселл (три победы подряд в Гран-При без титула в 1991году, чемпионский титул в 1992 году), Дэймон Хилл (три победы подряд в Гран-При без титулов в 1993, 1994 годах, чемпионский титул в 1996 году).

1.3. Обретёт статус закономерности следующая статистическая последовательность событий: если вице-чемпион двух последних лет начинает новый сезон с победы, то становится в этом же году чемпионом мира. Нико Росберг встанет в один ряд с Аленом Простом (вице-чемпион 1983, 1984, чемпионский сезон 1985 года начал с победы в первой гонке сезона) и Дэймоном Хиллом (вице-чемпион 1994, 1995, чемпионский сезон 1996 года начал с победы в первой гонке сезона).

1.4. Обретёт статус закономерности следующая статистическая последовательность событий: если обладатель шести поул-позиций подряд не стал чемпионом в год указанного достижения, то становится чемпионом мира на следующий год.

Нико Росберг встанет в одну шеренгу со своим нынешним боссом Ники Лаудой (шесть поулов подряд без титула в 1974 году, чемпионский титул в 1975 году) и Айртоном Сенной (шесть поулов подряд без титула в 1989 году, чемпионский титул в 1990 году).

1.5. В Ф1 появится вторая полностью чемпионская династия следом за Грэмом и Дэймоном Хиллами.

Любопытно, что обе чемпионские династии стали таковыми не без стечения большого числа обстоятельств.

Грэм Хилл стал чемпионом в 1962 и 1968 годах, которые могли бы быть выиграны Джимом Кларком. Но сначала Джима подвела аномальная ненадёжность техники "Лотус" на которой он буквально царил над всеми остальными, включая Хилла, до наступления многочисленных и разнообразных поломок. А во второй раз Джим погиб в промежутке между первой и второй зачётными гонками сезона, успев продемонстрировать полное превосходство над Грэмом в первой гонке сезона.

Про Дэймона Хилла ничего плохого сказать нельзя, просто многие считают, что он не заслуживал места в такой могучей команде, какой была в первой половине и середине девяностых годов прошлого века "Уильямс-Рено". Но Дэймон туда всё-таки попал и дождался своего часа.

Кейо Росберг стал чемпионом в 1982 году только из-за досрочного, вследствии тяжелейшей травмы, выбывания из чемпионата Дидье Пирони, уверенно шедшего в тот год к титулу и небывалому по глобальности разбросу результатов среди всего остального пелетона, когда каждый из участников чемпионата лишь считанные разы приезжал в очки. Относительная стабильность на фоне всех остальных старшего Росберга и позволила ему при весьма умеренных в целом результатах стать чемпионом.

Про Нико умолчу, потому что об этом очень много и везде нынче говорят)).

1.6. Германия уйдёт из списка стран, имеющих двух чемпионов мира Ф1, в котором она на данный момент соседствует с Австралией (Брэбэм, Джонс) Австрией (Риндт, Лауда), Италией (Фарина, Аскари), США (Ф. Хилл, Андретти) и присоединится к странам, имеющим трёх чемпионов мира Ф1, то есть к Бразилии (Фиттипальди, Пике-старший, Сенна) и Финляндии (Росберг-старший, Хаккинен, Райкконен).

Выше останется только Великобритания с её недостижимым в обозримом будущем показателем в десять чемпионов мира.

1.7. В третий раз в истории Ф1 звание самого побеждающего неудачника Ф1 вернётся к Стирлингу Моссу, обладателю шестнадцати Больших Призов, не имеющему ни одного титула чемпиона. Ранее Стирлинг временно передавал свои статистические полномочия Найджелу Мэнселлу в 1991 году. Но "Биг Найдж" вернул их обратно в 1992 году, став чемпионом мира в промежутке между своими двадцать девятой и тридцатой победами. Затем на вершине этой статистической категории побывал по ходу сезона 1996 года Дэймон Хилл, но в самом конце сезона он оформил себе титул одновременно с двадцать первой победой в гонке. Нико также возвратит Стирлингу первенство в этой сомнительной категории в конце того же сезона, в ходе которого временно её возглавил. Либо одновременно со своей двадцать четвёртой победой в гонке, если выиграет в Абу-Даби, либо в промежутке между двадцать третьей и следующей (кто-то сомневается, что у Росба будет хоть одна победа в последующие годы?).

1.8. "Формула-1" возьмёт на себя статистическое обязательство до 2021 или 2022 года обеспечить от четырёх до пяти новых чемпионов мира, из которых не меньше двух чемпионов должны быть из числа тех, кто в настоящее время ещё даже не успел дебютировать в чемпионате мира!

Все подробности в одной из моих предыдущих статистических заметок: Если Росберг станет чемпионом! Часть вторая!

 

Грустный Льюис

1.9. Сработает закон "високосных годов", согласно которому никто не получает больше одного титула в високосные годы, если только не выигрывает попутно вообще все чемпионаты между победными високосными годами (поправка к закону имени Михаэля Шумахера). А у Льюиса уже есть "високосный" триумф 2008 года и под шумахеровскую поправку он не попадает.

1.10. Льюис Хэмилтон станет третьим в истории трёхкратным чемпионом мира, получившим в этом статусе вице-чемпионский титул.

Льюис попадёт в очень престижную компанию к Алену Просту (вице-чемпионство 1990 года на фоне титулов 1985, 1986 и 1989 годов) и Айртону Сенне (вице-чемпионство 1993 года на фоне титулов 1988, 1990 и 1991 годов).

1.11. Льюис Хэмилтон станет самым крутым в истории вице-чемпионом, в зависимости от степени успеха в Абу-Даби, с девятью или десятью  победами в сезоне.

Ален Прост образца 1984 и 1988 годов, а также Кими Райкконен образца 2005 года и Михаэль Шумахер образца 2006 года, с их семью триумфами в гонках в нечемпионские сезоны, почтительно уступят Льюису лидерство в указанной статистической категории.

1.12. Льюис Хэмилтон станет рекордсменом в статистической категории "Самый большой интервал между вице-чемпионскими титулами". Показатель Льюиса установится на отметке девять лет (2007, 2016). Прежним обладателем рекордного интервала был сам Михаэль Шумахер между двумя вице-чемпионствами которого прошло восемь лет (1998, 2006). Могло быть и на один год больше, но все мы хорошо помним, как излишнее желание получить титул 1997 года закончилось для Михаэля исключением из Личного Зачёта того года и дыркой от бублика вместо в целом заслуженного (но после двух титулов не такого уж и весомого) вице-чемпионства.

1.13. Льюис Хэмилтон станет первым в истории Ф1 гонщиком, не сумевшим стать чемпионом при имеющейся по ходу сезона серии из четырёх побед подряд. А всего за сезон у него, в зависимости от степени успеха в Абу-Даби, может оказаться даже две таких серии!!!

 

Триумф Хэмилтона

2. Если Хэмилтон станет чемпионом, то:

2.1. Нарушатся или не оформятся все статистические закономерности и законы, сорвутся все обязательства, не состоятся все национальные, династические и персональные достижения, перечисленные в первом разделе заметки.

2.2. Зато обретёт статус закономерности следующая статистическая последовательность событий: гонщик выигрывает пятидесятую гонку в карьере в год получения четвёртого чемпионского титула.

Статистическими предшественниками Льюиса в этом случае станут Ален Прост, получивший оба указанных достижения в 1993 году, и Михаэль Шумахер, знаково отметившийся в 2001 году.

2.3. Льюис абсолютно по всем основным статистическим номинациям станет самым-самым из всех британских чемпионов.

В настоящее время только Джеки Стюарт ещё удерживает паритет с Льюисом по числу чемпионских титулов за карьеру.

2.4. Льюис возьмёт на себя статистическое обязательство победить и в следующем чемпионате. И это по минимуму.

Ранее в истории Ф1 серий из трёх подряд чемпионских титулов не встречалось. Уж если кто и удосуживался это сделать, так потом до кучи выигрывал ещё один или два чемпионата подряд. Четырёхлетние победные серии на счету Хуана-Мануэля Фанхио (1954...1957 годы) и Себастьяна Феттеля (2010...2013 годы). Пять лет подряд не отдавал титул в чужие руки Михаэль Шумахер (2000...2004 годы).

 

Печаль Росберга

2.5. Нико Росберг догонит Фернандо Алонсо по числу вице-чемпионских титулов. Немец с испанцем станут самыми крутыми, то бишь трёхкратными, вице-чемпионами двадцать первого века.

2.6. Нико Росберг станет третьим в истории Ф1 гонщиком, получившим три вице-чемпионства подряд. До него это удавалось только Стирлинга Моссу в период с 1955 по 1957 год и Грэму Хиллу в период с 1963 по 1965 год.

Стирлинг на момент получения трёх подряд вице-чемпионств чемпионских регалий не имел и не обрёл их в ходе дальнейшей карьеры в Ф1. Но в 1958 году Мосс получил четвёртый подряд вице-титул, что до сих пор делает его одним из рекордсменов Ф1 по этому статистическому показателю (сорекордсмен - Ален Прост, тоже четырёхкратный вице-чемпион).

Грэм Хилл на момент трёх подряд вице-чемпионств уже имел в своём активе один титул чемпиона, а в последствии получил и вторую корону чемпиона.

Хорошо видно, что статистическая тропа Стирлинга Мосса в этом случае будет больше соответствовать статистическому пути Нико Росберга, чем статистическая дорога Грэма Хилла. И в случае продолжения гегемонии команды "Мерседес" в следующем сезоне данное соответствие очень удачно накладывается на статистическое обязательство Льюиса Хэмилтона из подпункта 2.3.!!!

2.7. В противоположность подпункту 1.11. Нико Росберг станет самым крутым в истории вице-чемпионом с девятью победами в сезоне.

В этом случан Ален Прост, Кими Райкконен и Михаэль Шумахер почтительно уступят Нико лидерство в указанной статистической категории.

 

С претендентами на титул более-менее разобрались. Но не одними чемпионами и вице-чемпионами жива Ф1. Последняя гонка сезона поставит точку в карьерах сразу двух гонщиков, немалую часть карьеры проведших в статусе топ-пилотов. Речь идёт о Дженсоне Баттоне и Фелипе Массе.

И британец и бразилец в последние годы управляли далеко не лучшей техникой, что сказалось на некоторых статистических результатах этих парней.

Скажем прямо, шансов на победу в последней гонке сезона и у того и у другого не то чтобы мало, этих шансов нет совсем. Поэтому можно подвести некоторые итоги завершающихся карьер заранее, не боясь ошибки.

 

Дженсон Баттон

Итак, Дженсон Баттон проведёт уже семьдесят седьмую гонку без побед. И по длительности безвыигрышной серии гонок от последней победы в гонке до конца карьеры уверенно займёт третье место среди всех гонщиков Ф1, становившихся чемпионами мира.

Более длительными сериями отметились лишь уверенный лидер по этому показателю Жак Вильнев, все свои одиннадцать побед одержавший в тридцать одном Гран-При от начала карьеры в Ф1, а потом ещё целых сто тридцать два раза выходивший на старт гонок.

А вот до Эмерсона Фиттипальди Дженсону не хватит всего чуть-чуть. Двукратный чемпион мира, добровольно сославший сам себя в национальную бразильскую команду Ф1 после нескольких ярких и конкурентных сезонов в "Лотус" и "МакЛарен", довёл последовавшую беспобедную серию гонок до отметки в семьдесят восемь Гран-При. После чего уехал гонять за океан, где был активным гонщиком ещё много-много лет.

 

Фелипе Масса

Фелипе же Масса не удовлетворится статусом призёра в одной из статистических номинаций. Он эту номинацию уверенно возглавит!

Речь идёт всё о той же номинации "Безвыигрышная серия гонок от последней победы в гонке до конца карьеры", но только в абсолютной категории.

Лидер среди чемпионов мира Жак Вильнев в абсолютной категории занимает только второе место, которое после гонки в Абу-Даби превратится в третье под неудержимым напором Фелипе Массы. Последняя гонка в карьере бразильца станет для него уже сто сорок пятой гонкой без побед после памятного триумфа со слезами на глазах в Бразилии в 2008 году.

Наверху этой статистической категории находится "элитный" клуб "Кому за сто". На данный момент там числится шесть человек. После завершения карьеры Масса станет седьмым.

Претендентом на попадание в сей клуб Масса стал ещё в 2014 году после Гран-При Сингапура, который стал для Фелипе сотой подряд гонкой с Бразилии-08. Правда стал тогда же Фелипе и претендентом не только на членство, но и на лидерство в  иной статистической категории: "Максимальное число гонок между победами в Гран-При". Позади оставался Риккардо Патрезе с его девяносто девятью Гран-При между победами в последней гонке сезона 1983 года и третьей гонкой сезона 1990 года. Всего то и требовалось от Фелипе выиграть хотя бы одну гонку в ходе дальнейших выступлений за "Уильямс"... Но как мы сейчас видим Фелипе оставил в покое Патрезе и двинулся на штурм безвыигрышного клуба "Кому за сто". Ещё в том же 2014 году Фелипе виртуально потеснил Дэвида Култхарда с его ста четырьмя Гран-При без побед после крайнего успеха в гонке. По итогам 2015 года Фелипе вышел уже на виртуальное четвёртое  место в номинации, обойдя Жана Алези (сто десять Гран-При) и Оливье Паниса (сто девятнадцать гонок). А в этом году один за другим виртуально пропустили Фелипе вперёд себя Микеле Альборето (сто двадцать восемь стартов), уже упомянутый Жак Вильнев (сто тридцать две гонки) и Ярно Трулли (сто тридцать пять Гран-При с момента единственного гоночного успеха).

Со взмахом клетчатого флага в Абу-Даби виртуальность закончится и оформит Фелипе на себя полноценное статистическое первенство в не самой завидной номинации.

Тема Фелипе Массы себя до конца ещё не исчерпала. Последняя гонка Фелипе станет его двестипятидесятым выходом на старт гонки. Но поскольку в теме юбилейных гонок Фелипе Массы есть дополнительные интересные моменты, этой теме я посвящу отдельную заметку.

Ну и раз уж речь пошла об анонсах будущих заметок, вот ещё один. В самое ближайшее время по окончании гонки в Абу-Даби (от нескольких минут до нескольких часов) я планирую опубликовать заметку-стих на уход (или перерыв карьеры) Дженсона Баттона. Текст с оформлением готовы давно, остаётся только дождаться правильного момента для публикации. Тем, кто хочет, можно предварительно прослушать детскую песню шоу-группы "Улыбка" "До свиданья, двадцатый век!", чтобы прочувствовать ритм, под который написан текст стиха.

И ещё малюсенькая информация! Вместо слов "До свиданья, двадцатый век!" у меня будет: "До свиданья, достойный Дженс!" ))))

 

Автор заметки: ROMAN grosjean (ноябрь 2016 года).

2 Отзыва