16.11.2016 19:59
Квят вернулся в Toro Rosso в мае этого года, и его результаты с тех пор оставляли желать лучшего – пусть и не всегда они становились отражением его истинной формы. У Даниила нередко возникали технические проблемы, он становился участником аварий не по собственной вине, но прогресс, продемонстрированный им после летнего перерыва, убедил команду в том, что контракт с ним необходимо продлить.
Motorsport.com: Франц, вы можете назвать момент, когда именно Даниилу удалось переломить ситуацию в столь непросто складывающемся для него сезоне?
Франц Тост:
Это был постепенный процесс. Он шел к этому с того самого момента, как вновь оказался у нас – он знакомился с командой заново. Поворотным моментом можно назвать Гран При Сингапура. Там он отлично проехал гонку, провел сильную квалификацию – и после этого у него был ряд хороших выступлений. Для меня было очевидно, что мы должны продолжить сотрудничество.
В Сингапуре он смог обить атаки Макса Ферстаппена. Насколько важным был для него этот момент?
Я думаю, это в целом было очень позитивно – показать, что он не растерял скорость, по-прежнему обладает потрясающим контролем машины. Он не только боролся с Максом, но и смог оставить его позади. Для него это было важно – чтобы снова почувствовать уверенность в собственных силах.
С момента возвращения в Toro Rosso главной задачей было восстановиться психологически?
Не надо забывать о том, что после перехода из Red Bull в Toro Rosso у него был очень непростой период. Это нормально, что после подобного вы становитесь уязвимы и теряете уверенность в себе.
То, что он за рулем Toro Rosso смог сдержать такого сильного пилота, как Макс Ферстаппен, придало ему позитивный импульс. Потому что мы знаем, насколько хорошая машина у Red Bull – и в плане шасси, и в плане силовой установки. Даниил показал, что всё еще на многое способен, что позитивно сказалось на его уверенности в собственных силах. Это очень важный момент для пилота – выкинуть из головы лишние мысли и сомнения. Он вернулся в прежнюю форму.
То есть это не совпадение, что затем он стал регулярно опережать Карлоса Сайнса в квалификациях?
Я не думаю, что именно это изменило ситуацию. Он и до той гонки был очень близок к Карлосу, просто порой сталкивался с техническими проблемами именно в квалификациях. Но в целом он был не так и далеко от Карлоса.
Однако только после Сингапура он стал опережать его регулярно.
Он постепенно становился все ближе и ближе, а потом – и быстрее.
Вы говорили про Сингапур, но гонка в Японии, возможно была даже сильнее – пусть он и финишировал на 13-м месте.
Даниил всегда очень быстр на тех трассах, где есть быстрые повороты. Япония – одна из его любимых трасс. Там много быстрых поворотов и связок, и он был очень конкурентоспособен. Но не надо забывать, что нам не хватает примерно 70-80 лошадиных сил по сравнению с соперниками – даже несмотря на это, он продемонстрировал очень высокий уровень.
Вы говорили про то, насколько важно ему было почувствовать уверенность в себе. Как вы пытались ему в этом помочь?
Мы старались делать это каждый день. Это долгосрочный процесс. Не только я, но и вся команда. Он работал с новыми инженерами, и в течение сезона они тоже прибавили. Им самим также нужно было почувствовать уверенность в том, что они всё делают как надо, принимают верные решения.
Не надо забывать, что у нас совершенно иная машина с точки зрения дизайна, с точки зрения пилотирования – она сильно отличается от той, на которой он начал сезон. Ему надо было ко всему этому привыкнуть, и отчасти поэтому период после перехода в Toro Rosso был настолько для него непростым. Ему надо было почувствовать уверенность не только в себе, но и в технике. Только после этого он мог вернуться на тот уровень, на котором, как мы знаем, он может выступать.
Даниил продолжит работать с теми же инженерами в следующем году?
Да, они останутся с ним.
Недавно появлялись слухи о том, что команду покинет главный гоночный инженер Фил Чарльз…
У него есть действующий контракт с Toro Rosso. В любом случае, если какой-то инженер покидает команду, ему на смену всегда приходит кто-то другой. В этом проблемы нет. К тому же, он не работает непосредственно с Даниилом. Его инженер точно останется с ним.
Вы были уверены, что Даниил справится? У вас не было сомнений?
Нет, я на сто процентов всегда был уверен, что он вернется [на прежний уровень]. Потому что он уже успел доказать раньше, что умеет это делать. У пилотов, да и в целом у спортсменов, бывают взлеты и падения. Если пилот раньше уже успел показать, что он может побеждать, выигрывать чемпионаты, то вы можете быть уверены, что у него есть все необходимые ингредиенты для того, чтобы сделать это вновь. Я всегда понимал, что Даниил вернется и снова будет успешен. И я жду от него очень сильного сезона в 2017 году.
У многих успело сложиться впечатление, что ему, возможно, надо чуть больше времени, чтобы освоиться в новой обстановке. Даниил не всегда успешно начинает сезон. Что вы об этом думаете?
Это зависит от того, как проходят тесты. Потому что всё начинается именно с них. Если вам удается отработать все намеченные серии, если у вас хорошая программа и вы можете проезжать по много километров, тогда вы будете готовы к первым гонкам.
Если по какой-то причине этого сделать не удается, то у вас самого начала есть гандикап. И именно поэтому мы должны предоставить обоим пилотам надежную машину в следующем году, чтобы они были хорошо готовы уже к Мельбурну. Это ключ к успешному сезону.
Вы упоминали механические проблемы, которые мешали Квяту. В чем причина того, что Toro Rosso так редко проводит чистые уик-энды?
Порой что-то мы просто не в состоянии контролировать. Мы работаем с поставщиками, и например в Баку мы не смогли финишировать из-за того, что проблемы возникли с компонентами от сторонних производителей. Мы не можем проверять всё, и к сожалению, в тот раз это не позволило нам добиться результата.
Потом у нас были некоторые проблемы с силовой установкой, что меня особенно удивило, ведь мы используем прошлогодние моторы и, кажется, должны быть застрахованы от поломок. Честно говоря, этого я не ожидал.
Так складываются различные факторы, и нам надо изучить каждый случай, чтобы сделать надлежащие выводы, разобраться в причинах и не допускать повторения чего-то подобного в будущем.
Карлос говорил, что он за последние два года многому научился именно благодаря тому, что его мотору не хватало мощности – ему приходилось больше импровизировать, проводя атаки. Чему научилась команда, работая с силовой установкой, которая слабее, чем у конкурентов?
Мы тоже кое-чему научились, да. Потому что нам надо было заранее думать о том, как максимально эффективно настроить машину, выбирая меньший угол атаки антикрыльев, чем другие. Порой работало хорошо, но не всегда. С этой точки зрения мы действительно получили определенный опыт, который, надеюсь, поможет нам добиться лучшего результата в следующем году.
Насколько разочаровывало, приезжая на трассу, знать, что у вас изначально есть недостаток по сравнению с соперниками?
Нет, я не могу сказать, что нас это постоянно разочаровывало. Потому что мы знали об этом с самого начала. Это был единственный возможный выбор для нас. Нам просто надо было принять эти моторы, мы были к этому готовы.
Да, порой вы ждете большего, рассчитываете, что сможете выступить лучше. Но это уже не имеет значения. До конца сезона осталось всего ничего. Потом начнется следующий. У нас будет новый мотор, новая машина, новые правила. Если мы всё сделаем правильно, то сможем предоставить пилотам хорошую машину в 2017 году.
Вы чувствуете, что у команды есть всё, чтобы провести сильный сезон?
Очень сложно предсказывать, потому что я не знаю, чем заняты остальные. Я просто уверен, что наша техническая команда, построенная вокруг Джеймса Ки, предложит наилучшие решения, исходя из возможностей Toro Rosso.